План-конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Матушка печка»

Минина Татьяна Ивановна
План-конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Матушка печка»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей среднего дошкольного возраста

«Матушка печка»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

Программные задачи образовательных областей

Воспитательные

Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа,

народным традициям;

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, интерес к русскому фольклору.

Воспитывать уважение к труду.

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. (Социализация)

Развивающие

1. Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами;

2. Сформировать у детей образные представления об организации внутреннего пространства избы;

3. Развивать внимание, память, развивать творческое воображение, логическое мышление. «Познание»

4. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, описывать и строить предложения. «Коммуникация»

5. Развивать интерес к ремёслам наших предков.

6. Формировать новые знания.

Образовательные

1. Расширять представления детей о быте русского народа в старину,

2. Знакомить с кухонной утварью, её использованием.

3. Совершенствовать речь как средство общения.

- Закрепить типы словообразования.

- Формировать умение подбирать яркие эпитеты - прилагательные

- Упражнять детей отвечать на вопрос «какой?», активизация прилагательных в речи.

-Упражнять в ведении диалога. «Коммуникация».

Образовательная область «Социально-коммуникативная».

Прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, русскому фольклору, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым; активизировать в речи слова: печка, чугунок, ухват, кочерга самовар.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познакомить детей с предметами крестьянского быта: чугунком, ухватом, самоваром, кочергой.

Образовательная область «Речевое развитие»

Совершенствовать речь как средство общения.

- Закрепить типы словообразования.

-Совершенствование грамматического строя речи (согласование предлогов с существительными). Совершенствование синтаксического строя речи.

«Коммуникация».

Образовательная область «Физическое развитие»

Развивать двигательную активность.

Ожидаемые результаты:

Проявляет активность для расширения своих представлений об особенностях русской избы, быта крестьян; эмоционально откликается на самобытную красоту жизни предков.

Словарная работа:

Обогащать и активизировать словарь детей словами.: изба, печь, чугунок, ухват, самовар.

старина

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; «мини-выставка» с предметами быта: чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, половичками, имитация русской печи; мультимедиа «Предметы русского быта».

Презентация фотографий и иллюстрации с изображением предметов русского быта

Предварительная работа: слушание русской народной музыки;

Методы и приёмы:

Словесный.

Наглядный

Компьютерные технологии (ИКТ);

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная Игровая ситуация «Варись, варись, кашка», мини-этюд «Пошла млада за водой».

Игровая Игра «Варись, варись, кашка», мини-этюд «Пошла млада за водой», дидактическая игра «Что в сундучке?», дидактическая игра «Для чего нужны?»

Коммуникативная Беседа, сообщение, вопросы по теме; отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением предметов быта, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; просмотр слайдов по теме «В какой сказке?», «Предметы русского быта: матушка печка»

Чтение х/л Чтение русских народных сказок «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой»; потешки, пословицы, поговорки, разгадывание загадок; инсценировка и драматизация сказок

Продуктивная Деятельность в группе (рисование, лепка)

Музыкальная Инсценирование русской народной песни «Пошла млада за водой», слушание народной музыки.

Ход образовательной деятельности

Под русскую народную музыку дети входят в музыкальный зал.

Педагог. Милости прошу, гости дорогие! Осматривайтесь, рассаживайтесь.

Слава нашей стороне,

Слава русской земле.

И про нашу старину,

Я рассказывать начну.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Устройтесь поудобнее

И послушайте рассказ.

Сегодня мы с вами познакомимся с далёким прошлым наших предков. Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Русь. (Слайд № 1)

Умный сильный наш народ,

Свою землю бережёт.

А преданья старины,

Забывать мы не должны!

- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (ответы детей). Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена.

И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.

- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей)

- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей)

- Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и посуда и мебель. В старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину её занимала печка. (Слайд № 2). Печь была центром избы, в которой жила семья. Печь кормила семью, согревала дом. «Без печи изба – не изба», - говорили в старину. В ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. Давайте заглянем на печь. (Слайд № 3). Что ещё можно сушить на печи? (Грибы, ягоды, травы). На печке можно было даже спать. Особенно любили это делать старики и ребятишки.

Ой, ты печка – сударушка,

Помоги нам, боярушка!

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети!

В дом богатство принеси! – говорили люди в старину.

Педагог приглашает детей к импровизированной печке.

- Посмотрите:

Вот старинные кувшины,

Сделаны они из глины.

Варили в них пищу на целый день,

Кушай кашу кому не лень.

-Ребята, вот в таких чугунках и горшках готовили щи да кашу.

Дети рассматривают чугунок.

- Горшок крепкий, закалённый, его смело можно в печь поставить.

- В нём и кашу варили и картошку.

Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащить.

-Как вы думаете, как поставить в печку чугунок?

Ответ детей.

-А для того, чтобы поставить горшок в печь и не обжечься, хозяйке потребуется ещё один предмет.

У печи стояли важно,

Как стойкие солдаты.

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

- Это делали с помощью ухвата.

-Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой горшок и поставлю на огонь. Но, чтобы с ухватом да горшком управиться, нужны ловкость да сноровка. Помогите мне поставить чугунок! Хотите попробовать, каково это - ухватом орудовать?

Дети пробуют поставить чугунок ухватом в печку. Игра «Варись, варись, кашка»

- А вот ещё одна загадка про верного помощника: «Кривая собака в печку глядит». Почему собака? Как вы думаете? (Собака дом сторожит, а кочерга – огонь). Кочерга – важная помощница. Без неё с печкой не справиться. (Показывает, как пользуются кочергой).

А кочерга нужна, чтобы ворошить угли в печи.

Дети рассматривают кочергу.

-Но чтобы сварить кашу или картошку нужна вода.

Коромысло с утра я беру,

За прозрачной водичкой иду.

Буду кушать готовить, стирать,

Буду маме своей помогать.

Дети рассматривают коромысло.

-Сейчас мы с вами попробуем сходить с коромыслом за водой.

Инсценирование русской народной песни «Пошла млада за водой»

Под русскую народную песню «Пошла млада за водой» дети пробуют пронести коромысло с ведерками.

- Любили русские люди ещё и почаёвничать, т. е. чай попить.

Выпускает жаркий пар

Древний чайник (самовар).

- Правильно.

В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пряниками.

В XVIII в. в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Особенно много их изготовляли в Туле. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными. (Слайд №4)

Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

Давайте посмотрим, из чего состоит самовар.

Корпус, крышка, поддон, две ручки, кран, четыре ножки.

Дети рассматривают самовар.

- В наши дни самовар считается традиционным русским сувениром.

Издавна люди украшали самовары, раньше делали надписи. Ручки, ножки, края самовара могли быть выполнены в виде рыб, петухов, львов и др. Сейчас самовары стали электрические, расписывают их разными росписями – гжельской (Слайд №5, хохломской (Слайд №6, жостовской (Слайд № 7)

- Ребята, вы загадки любите отгадывать? Давайте ещё раз посмотрим на все предметы, которые мы видели в русской избе.

Дидактическая игра «Для чего нужны?» (Слайд №8)

По каждому предмету загадывает загадки).

Тогда слушайте.

Летом спит

Зимой горит

Пасть открывает,

Что дают – глотает (печь).

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит… (чугунок).

Железный конь

Скачет в огонь. (кочерга).

Стоит толстячок, подбоченивши бочок

Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).

У меня есть сундучок. Не простой, а старинный. В нём все время что-то хранится.

Давайте мы в него заглянем и посмотрим, что там есть.

(Дети заглядывают в сундук. В нём книжки русских народных сказок «Морозко», «Хаврошечка», раскраски «Кувшин»)

Ребята, это вам подарок. Я хочу, чтобы вы прочитали эти сказки. Знание этих сказок подскажет вам, с чем вы познакомитесь в следующий раз на нашей мини-выставке.

Под русскую народную мелодию дети уходят в группу.

Прикреплённые файлы:

matushka-pechka_dbahn.pptx | 11255,06 Кб | Скачан: 2
 
Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста 5–7 лет «Животные жарких стран» Губанова Елена Дмитриевна, воспитатель ГДО, 1-я квалификационная категория Познавательно - речевое развитие. Образовательная область:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Экологическая тропа Цель: становление у.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей младшего дошкольного возраста «Петушок» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей младшего дошкольного возраста «Петушок» (по мотивам филимоновских.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Домики для трёх поросят» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Домики для трёх поросят» Цель: Расширение.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста: «Юные спасатели Весны»Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста: «Юные спасатели Весны» Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста: «Юные спасатели Весны». Цель: Расширять.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Зимняя сказка» Цель: Учить детей передавать в рисунке образ зимнего дерева, упорядочить накопленные детьми знания и представления о зиме. Задачи: I.1.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Матушка печка»
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 07:17
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июля. День этнографа

Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов....

17 июля. День сказочных поделок на МААМ

Такие разные сказки — веселые или поучительные, забавные или трагические, а может быть даже страшные, но обязательно со счастливым концом. Невозможно представить детство без сказок! А детский сад — это...

Мастер-класс по изготовлению плоскостного театра из воздушного пластилина «Былина о...
Мастер – класс по изготовлению театра из воздушного пластилина «Былина о народных промыслах. Былина о Донских казаках » Уважаемые коллеги, гости моей...
Фотоотчет о проекте «Добрые крышечки» в нашем детском саду
"Добрые крышечки" - это крупномасштабный российский эколого-благотворительный волонтерский проект, организованный совместно Общественным движением "ДОБРЫЕ...
Фотоотчет о развлечении «Стихи читают наши дети: семья — это главное на свете» для...
МДОУ д/с «Сказка» д. Сухоноска Нижегородская обл. Ковернинский р. Воспитатель: Пескова Александра Михайловна Фотоотчет развлечения. «Стихи читают наши...