Папки-передвижки

Мелкая моторика руки и речь дошкольника

Диасамидзе Любовь
Мелкая моторика руки и речь дошкольника

«Истоки способностей и дарований

детей - на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее…»

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство характеризуется очень большими потенциальными возможностями. Речь малышей начинает развиваться очень рано: когда еще активная речь у детей отсутствует, а только слышат слова, даже не понимая их смысла. Многие думают, что ребенок начнет говорить без вмешательства взрослых, но мы хорошо знаем, что это не так. Ребенок, с которым мало разговаривали в детстве, не начнет рано разговаривать, в последствии его словарный запас будет скудным, а значит и мышление будет развито в недостаточной мере.

Публикация «Мелкая моторика руки и речь дошкольника» размещена в разделах

Специальные исследования доказали зависимость развития мелкой моторики рук и развития речи дошкольников. Движения пальцев рук оказались тесно связанными с речевой зоной. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, становление речи, отмечают огромное влияние руки на развитие речи. По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

Ребенок, у которого в полной мере развита мелкая моторика, также достаточно развиты психические процессы как память и внимание, он умеет логически рассуждать, владеет связной речью.

Развитие мелкой моторики должно начинаться с самого рождения. Для этого будет полезен пальчиковый массаж. Делать его можно в любое время - в периоды бодрствования или когда кроха засыпает, во время принятия воздушных ванн. Такие массажи способствуют снятию мышечного тонуса на ручках, улучшит формируют тактильный опыт, готовят ребенка к дальнейшим успехам.

Детям чуть постарше, полезны игрушки с колечками и бусами, которые можно перебирать пальчиками, а также мешочки с крупами, фасолью и горохом. Постепенно этот арсенал расширяется: игрушки - пищалки, текстильные кубики; плавающие игрушки для ванной, пирамидки, шнуровки и т. д.

У каждого ребенка развитие мелкой моторики проходит индивидуально. сначала движения неумелые и негармоничные. Но если помочь ребенку развиваться в этом направлении, то результат не заставит долго ждать.

В детском саду работа по развитию мелкой моторики рук проходит на занятиях рисованием, аппликацией, лепкой, а также вне занятий - упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковые игры, пальчиковые гимнастики, мозаика, игры с конструкторами, шнуровкой и т. д.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук.

1. Пальчиковые игры и упражнения - это инсценировка стишков, сказок при помощи пальцев.

Пальчиковые игры - это сильнейшее средство для развития мелкой моторики и речи детей. Дети лучше запоминает стихи; их речь становится более четкой и выразительной.

2. Игры с крупами, бусинками, камешками и другими материалами, которые можно перебирать и пересыпать - перекладывание пальчиками из одной емкости в другую, сортировка форме, по цвету, пересыпание между ладошками.

3. Также, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

- мозаика, пазлы, конструктор - мощный развивающий эффект для моторики рук;

- работу с пластилином или соленым тестом. Детские ручки выполняют с этими материалами различные манипуляции - мнут, раскатывают, отщипывают, размазывают и т. д;

- рисование карандашами. Важно знать, что именно карандаши, «заставляют» мышцы руки прикладывать усилия, напрягаться для того, чтобы нарисовать предмет, здесь же ребенок регулирует силу нажима.

Все занятия, с мелкими предметами, должны проводиться только под контролем взрослых. Чтобы почувствовать пользу, не ленитесь делать упражнения на мелкую моторику систематически.

Можно придумать множество игр и упражнений для развития моторики детей. Пусть эти игры будут и веселыми, и полезными!

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?» 1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка? - Да - Затрудняюсь ответить - Нет 2. Как вы думаете когда можно начинать развивать мелкую.

Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему.

Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Консультация для родителей «Мелкая моторика» Консультация для родителей Мелкая моторика Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику? • Запускать пальцами мелкие.

Консультация для родителей «Мелкая моторика — что это? Нужно ли развивать мелкую моторику рук?» Изъясняясь понятно и кратко, мелкая моторика – это ловкость рук. Вокруг много взрослых людей, у которых все валится из рук, движения их.

Консультация для родителей на тему «Мелкая моторика рук в раннем возрасте» Что же такое мелкая моторика? Это движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том,.

Консультация для педагогов «Мелкая моторика» Мелкая моторика - это движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений.

Мелкая моторика и речь. Развенчиваем мифы Знакомо? "Для развития речи полезно развивать мелкую моторику". Ведь "зоны, отвечающие за движения пальцев рук и артикуляцию, в коре.

Конспект занятия «Мелкая моторика для развития речи»Конспект занятия «Мелкая моторика для развития речи» Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий.

Проект «Мелкая моторика» в логопедической группе «Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно» 1. Содержание 2. Актуальность 3. Цель проекта 4. Задачи проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мелкая моторика руки и речь дошкольника
Опубликовано: 16 октября 2018 в 12:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД