Папки-передвижки

Метод моделирования сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Галина Абдрахманова
Метод моделирования сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический проект на тему:

«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Автор проекта: Абдрахманова Галина Александровна.

Воспитатель КГКП я/с «Ботагоз» г. Шахтинск

Содержание:

I. Введение

I 1 Актуальность темы «Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Публикация «Метод моделирования сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

I 2 Цели и задачи проекта по развитию речи старших дошкольников.

I. 3. Ожидаемый результат

II Методологические основы моделирования в работе над развитием речи детей

II 1 Направления работы со сказкой

II 2 Содержание работы по моделированию сказки

II 3 Работа с родителями

III. Заключение

Список использованной литературы

Приложения

I. ВВЕДЕНИЕ

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания и обучения детей. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. Главной задачей развития связной речи ребенка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Если у детей не будет развита связная речь, то это может привести к проблемам в общении, нарушению познавательных процессов, а также могут возникнуть проблемы при обучении в школе.

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». [1]

В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи, а средством обучения связной речи является рассказывание детей.

I.1. Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

1. Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

3. Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

I.2. Цели:

Работать над обогащением словаря, развивать грамматический строй связной, выразительной речи – обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе моделей заместителей.

Задачи:

1. Уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям.

2. Развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки.

3. Развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели.

4. Уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов.

5. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

I. 3. Ожидаемый результат: развитие речи детей на более высоком уровне, умение регулировать силу голоса, темп речи, интонационную выразительность, накопление значительного запаса слов, обогащение лексики.

В работе с детьми предшкольной группы было установлено, что у них недостаточно развита связная речь. Дети с трудом составляют последовательные, объемные рассказы о событиях своей жизни, затрудняются при пересказе литературных произведений, составлении описательных рассказов.

Для выявления начального уровня развития связной речи детей в начале года, были предложены задания, направленные на выявление умений отвечать на вопросы полным предложением, вести диалог, составлять рассказ по схеме, кратко пересказывать сказки (диагностика).

Поэтому для углубленной работы мною была выбрана тема «Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Моделирование облегчает процесс восприятия материала на занятии, делает оптимальной организацию речевой деятельности.

Формирование навыков наглядного моделирования проводилось в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия детей подготовительной группы в этом процессе по следующим этапам:

- усвоение и анализ сенсорного материала;

-перевод его на знаково-символический язык;

-работа с моделью.

Прежде, чем приступить к работе в режиме проектирования, были выбраны конкретные способы реализации материала: намечена последовательность чтения сказок в течение года, определяемая усложнением содержания и соответствием временам года.

II Методологические основы моделирования в работе над развитием речи детей.

II 1 Направления работы с детьми по развитию речи.

• Знакомство со сказкой.

• Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности:

ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие словаря, грамматического строя, связной выразительной речи (выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй, описании предметов с указанием их наглядных признаков – цвета, формы, величины, материала и ненаглядных – грустные, веселые и т. д.);

специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов в обучении детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного;

описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а также выразительное чтение детям стихов; игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.

Развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения: формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях с использованием наглядных моделей и моделей сериационного ряда; развитие умения использовать готовую пространственную модель – наглядный план сказки при пересказе знакомой сказки; развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями. [2]

Использовались в подготовительной работе также такие приемы, как мнемотехника и таблицы с ее элементами, которые призваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций; пиктограммы - символическое изображение, заменяющее слова. Использовались пиктограммы с изображением слов-предметов, слов-признаков, слов-действий, схемы предлогов. Варианты применения пиктограмм разнообразили задания для детей, например, составить из пиктограмм произнесенную фразу. Эти задания вызывают у детей большой интерес и желание выполнять их. В свободной деятельности детям также предлагались использованные на занятиях пиктограммы и задание придумать какую-либо сказочную ситуацию с помощью различных вариантов расположения карточек. Этот прием позволяет развивать у детей фантазию, творчество, они так любят сочинять новые сказки.

Большую помощь в подготовке к моделированию оказывает и рассказ по сюжетной картине, который требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, т. е. составить начало рассказа и его окончание. Здесь в качестве элементов модели выступают картинки-фрагменты, силуэтные изображения и схематичные изображения фрагментов картины. Также, в свободной деятельности детям предлагаются дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Что в дороге пригодится?», «Волшебные слова» и другие на развитие фантазии. В книжном уголке книги с цветными иллюстрациями, карты Проппа (сюжетная картинка и модель к ней, плоскостной, символический и символизационный, силуэтный театры, аудиозаписи сказок, самостоятельное рисование детьми сюжетных рисунков к сказкам и их презентация.

Существует три вида моделирования сказки :

Сериационный вид: подбор заместителей героев- геометрических фигурок разного цвета и величины для составления сказки;

Двигательный вид: использование геометрических фигурок одинакового цвета, но разной формы и величины для обыгрывания сказки с продвижением по сюжету;

Временно-пространственный: более сложный вид, где учитывается не наглядный, а пространственный признак характера персонажа - добрый, светлый образ отражается светлыми тонами заместителей, отрицательный - темными, вводится использование символики. [3]

II. 2. Содержание работы по моделированию сказки

При проведении диагностики было выяснено, что только третья часть детей находятся на высоком уровне развития связной речи - 39%, большая часть детей -43% со средним уровнем, а также 18% детей на низком уровне речевого развития, что связано с проблемой психического развития и логопедического отставания. Сложности у некоторых детей связаны с трудностью восприятия информации.

Таким образом, основной целью своей работы я поставила доведение речи детей до нормы, определенной для этого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня некоторых детей могут быть исключительно велики.

Опираясь на опыт ведущих педагогов, при организации занятий по наглядному моделированию мною использовались не только выше - перечисленные методы и приемы, но и схемы, таблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных и насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

В предшкольной группе в основном используется временно - пространственный вид моделирования сказок, но приступать к такой сложной работе я решила с простого - сериационного вида моделирования простейших сказок «Репка» и «Теремок». В своей работе над этими сказками соблюдали определенную последовательность:

1. вспоминали и называли персонажи сказки «Репка», уточняли, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда;

2. рассмотрели иллюстрации к сказке;

3. выкладывали мозаику отдельных кусочков сказки;

4. обыграли сказку, используя настольный театр;

5. драматизировали сказку, а чтобы детям было интереснее. Предложила необычную ситуацию - приезд восточного посла, который рассказывает сказку первыми слогами слов, дети все вместе ее переводят и исполняют роли. Используя пантомиму. Такой подход вызвал у детей неподдельный интерес, массу эмоций и закрепил знания и умения детей (видео в презентации).

В работе со сказкой «Теремок» дети:

1. рисовали эпизоды из сказки;

2. лепили главных героев;

3. подбирали условные заместители персонажей (в сравнении со сказкой «Репка») - прямоугольники разного цвета и величины, отмечая их характерные признаки, похожесть и отличие друг от друга в разных сказках (размером, расположением по порядку при моделировании сказки).

К сказке «Репка» мы подобрали для шести персонажей полоски одного цвета, но разной величины - от самой высокой до самой низкой, репка была желтым кружком (фото). Дети быстро выложили сказку и рассказали ее без труда. В другом варианте я использовала геометрические фигуры одинакового размера, но разного цвета, и дети быстро, выбирая нужные по цвету фигуры, выкладывали сказку, даже стараясь продолжить ее и разнообразить другими фигурками.

Затем мы перешли к более сложному виду моделирования- двигательному : вспомнили с ребятами знакомые сказки «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Снежная Королева», «Красная шапочка и серый волк», сказки из серии об Алдаре Косе, обыграли эти сказки с помощью игрушек и настольного театра, затем подобрали к героям различные соответствующие геометрические фигурки и построили двигательную модель сказки.

Продолжением этой работы послужил переход к пространственному моделированию, где детям предлагаются уже более сложные признаки - не наглядные, а связанные с характером персонажа. Если это добрый, положительный, светлый образ, то он может замещаться светлыми цветами: голубым, розовым, белым. Если отрицательный образ - черным и т. д.

Таким образом, дети постепенно знакомились с «символической» культурой моделирования, причем при воссоздании сказки с помощью таких моделей ребенок предварительно проживал эмоциональное состояние сказки. А затем уже воплощал ее структуру.

Следующим этапом работы стала работа в рамочках для каждого эпизода сказки. Сначала в работе над сказкой «Синичкин год» мы выбрали каждому персонажу фигурку - заместителя разного цвета и формы, а затем выкладывали эпизоды в рамках, стрелочкой указывая их последовательность. Выбор сказки обусловлен, в данном случае, с сезонностью происходящих событий, где главная героиня зяблик Зинька перелетает из одного месяца в другой, и детям несложно было прослеживать изменения событий из одной рамки в другую. Таким образом. Модель схематично изображенной сказки позволила легко передать ее полное содержание, выполнить повторы и образные сравнения. После рассказывания сказки, таким образом, на вопрос «Понравилось ли вам составлять сказку - модель с помощью фигурок-заместителей?» дети давали положительные эмоциональные ответы.

Результаты работы по проекту были продемонстрированы на итоговом занятии «Незнайка в Солнечном городе».

II 3 Работа с родителями.

Для полного освоения полученных знаний детьми и закрепления их в повседневной жизни необходима тесная работа с родителями. На специальных консультациях и в родительском уголке были предложены материалы на тему «Приемы обучения детей рассказыванию», «Знакомство со сказкой в подготовительной к школе группе», «Рассказ-образец при обучении детей рассказыванию», «Использование фольклора в работе с детьми». В индивидуальных консультациях с родителями детей, показавших во время обследования низкий уровень речевого умения, были предложены материалы о состоянии развития речи детей : записи рассказов, пересказов (папка «Как рассказывают наши дети», а также даны рекомендации для обучения детей пересказу с использованием моделирования. Для более доступного понимания родителями необходимости решения данной проблемы было проведено анкетирование на тему «Как вы понимаете, что такое метод моделирования в пересказе сказки» и по результатам опроса составлены необходимые рекомендации для помощи родителям в решении данной проблемы.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, благодаря проведенной работе, у детей развитие речи достигло более высокого уровня, большинство детей научились регулировать силу голоса, темп речи, интонационную выразительность, накопили значительный запас слов, обогатили свою лексику. Сделать такие выводы позволило повторное исследование по рассказыванию предложенной сказки, и на конец года детьми были показаны следующие результаты: высокого уровня достигло 75% детей, среднего уровня 21%, на низком уровне остался один ребенок в связи с редким посещением занятий, что составило 4% от всех детей группы.

Мы видим, что систематическая и последовательная работа по обучению детей рассказыванию сказки с опорой на схемы, символы, графическое и двигательное моделирование не только формирует у детей богатый словарный запас, но и обеспечивает высокий уровень развития речи в подготовке детей к обучению в школе.

Литература.

1. О. Дьяченко, Н. Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное воспитание №9, 1994.

2. Макарова В. Н. Ставцева Е. А., Мирошкина М. Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. Методическое пособие 2009г. – 112.

3. О. С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников : игры, упражнения, конспекты занятий. М. 2001г.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод моделирования сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 июля 2020 в 08:34
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод моделирования сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Абдрахманова (УИ 571988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД