Светлана Соловьёва
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.
Мастер-класс - (от английского masterclass : master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Публикация «Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Т. е. – это локальная технология трансляции педагогического опыта, демонстрирующая конкретный методический прием или метод, методику или технологию обучения и воспитания.
Мастер – класс проводят, а не показывают. Следует обратить внимание при подготовке мастер – класса на то, что в технологии проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а переделать продуктивные способы деятельности, будь то прием, метод. Методика или технология. Это самая важная задача Мастера.
Мастер – класс – это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непреравный контакт и индивидуальный подход к слушателю – отличительная черта мастер – класса от всех других форм.
Принцип мастер – класса «Я знаю, как это делать. Я научу вас»
Задачи мастер – класса :
- передача педагогом - мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов педагога - мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Педагог, проводящий мастер – класс принимает роль Мастера, а педагоги – участники (и зрители и фокус – группа) становятся учениками и экспертами одновременно.
Мастер проводит занятие или какой – то этап занятия с «учениками» демонстрируя эффективные приёмы работы с детьми. Мастер делится со зрителями и слушателями какой – уникальной методикой, приемом, технологией, которая применялась и успешно внедрялась им лично.
Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.
Алгоритм технологии мастер-класса
1. Презентация опыта мастера
2. Проведение имитационной игры
3. Моделирование
4. Рефлексия
Успешный мастер - класс
Наличие оригинального метода или авторской методики, представляющей интерес для широкой аудитории
Умение продемонстрировать ведущую идею представляемого опыта путем организации и вовлечения слушателей в активную и разнообразную деятельность.
Автор мастер- класса должен проявить себя как творческая, современная, интересная, свободная, увлеченная и увлекающая личность
Целью проведения мастер-класса является демонстрация лучших достижений педагога как подлинного мастера в своей области. Мастерство - это всегда высокий профессионализм, большой и разнообразный опыт определенной деятельности, обширные познания теории и практики в конкретной сфере.
На мастер-классе никогда не будет лекции, доклада, разве что их отдельные элементы. Вместо этого - масса практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, такое мероприятие не должно быть скучным, должно заинтересовать, «зацепить» слушателя.
Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса
* Презентативность.
* Эксклюзивность.
* Прогрессивность.
* Мотивированность.
* Оптимальность.
* Эффективность.
* Технологичность.
* Артистичность.
* Общая культура.
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета; способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры, наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (“разрыва”, приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Рекомендации по подготовке мастер-класса
Выберите ведущую педагогическую идею (опыт, которую вы хотите продемонстрировать на мастер-классе и определите тему (тема может быть двойной).
- Поставьте цель и продумайте задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе.
- Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.
- Составьте подробный план мастер - класса.
- Подберите технические средства и продумайте место для фокус – группы.
Важно
- Придумайте проблему, вопрос, интригу, вводящие в вашу тему мастер – класса и представляющие интерес для «учащихся» (вызов интереса);
- Продумайте этап рефлексии (не только на эмоции, но и на деятельность воспитанников).
Рефлексия
- Может быть вопрос (Чему вы научились? Пригодиться этот опыт вам? Чем интересен прием)
- «Лесенка успеха» (схема лесенки и определить свое место на ней по степени успеха в освоении приема)
- «Пирамида знаний» (до и после мастер – класса определяется место на пирамиде)
- Анкета ( 2-3 вопроса: знаком ли был приемом до мастер – класса; овладел способами применения; будет применять на практике; пожелания Мастеру)