МААМ-картинки

Методическое сопровождение педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ: проблемы и пути их решения

Ольга Максименко
Методическое сопровождение педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ: проблемы и пути их решения

«Методическое сопровождение

педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ :

проблемы и пути их решения»

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Максименко Ольга Павловна

2020 год, Южно-Сахалинск

Публикация «Методическое сопровождение педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ: проблемы и пути их решения» размещена в разделах

В условиях модернизации системы дошкольного образования в Сахалинской области значительно возрастает роль воспитателя, компетентного в обучении и воспитании детей с ОВЗ и инвалидов. На современном этапе развития образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидов повышаются требования к личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции воспитателя.

Особенно сложно в условиях инклюзивного образования работать молодым педагогам. Особенностью их труда является то, что они с первого дня работы должны проявлять профессиональные качества в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями, поскольку имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. В связи с этим молодым педагогам в условиях инклюзивной деятельности нужно целенаправленно помогать, создавая необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для их профессионального роста и более легкой адаптации в условиях инклюзивной деятельности.

Статистические данные за последние несколько лет психолого-педагогических обследований воспитанников МАДОУ №1 «Загадка» их речевого и умственного развития показали тенденцию к увеличению количества дошкольников с особыми педагогическими потребностями. Так, к примеру, ещё в 2016 году воспитанников с ОВЗ и инвалидов в нашем образовательном учреждении насчитывалось около 0,03 %, но уже в 2019 количество данной категории детей резко возросло до 4%. По мере того, как количество детей с ОВЗ и инвалидов возрастало, возрастала и проблема перед педагогами в освоении инклюзивной деятельности. Особенно трудным вопрос инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидов дошкольного возраста оказался для наших молодых воспитателей. Молодые педагоги нашего учреждения не имели опыта в работе с детьми данной категории, поэтому появилась потребность в наставничестве.

Хотелось бы отметить, что Наставничество в нашем учреждении существует уже не первый год. И начала она свое существование в рамках помощи молодым педагогам педагогами со стажем. На сегодняшний день Наставничество в нашем учреждении, в связи с переходом к инклюзивной деятельности, приобрело иную цель. В Наставничестве мы видим одну из самых эффективных форм подготовки педагогических кадров для реализации инклюзивных задач в дошкольном учреждение. В связи с этой работой мы определили приоритетные направления деятельности :

-обучение молодых педагогов основам инклюзивного образования;

-разработка учебно-методических материалов и АОП для обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов;

-обучение молодых педагогов альтернативным средствам коммуникации;

-адаптация образовательных программ для воспитанников с ОВЗ и инвалидов;

- знакомство с современными педагогическими методами и формами интерактивного образования детей с ОВЗ и инвалидов;

-приобретение навыков в использовании в своей педагогической работе молодыми воспитателями интерактивных средств;

-освоение и использование в своей работе приёмов здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих технологий.

Опыт Наставничества показал, что воспитатели дошкольного учреждения, которое не имеет в своей структуре специальных групп, испытывают большие трудности в выборе подходов, методов и приёмов в обучении, воспитании и сопровождении детей с особыми педагогическими потребностями и их семьями. В этом случае роль специалистов учреждения, как наставников для воспитателей, работающих в инклюзивной деятельности, имеет большое значение.

В прошедшем 2019-2020 учебном году наше учреждение приняло участие в Конкурсе проектов на получение педагогами образовательных организаций поддержки (субсидий). Через реализацию проекта «Зажги свечу» мы планировали реализовать направление проектной деятельности- оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении. В самом начале реализации нашего проекта мы планировали охватить только молодых педагогов, однако в процессе его реализации пришли к выводу, что все педагоги, которые начинают работать в инклюзивной деятельности, нуждаются в помощи.

В своей наставнической деятельности нами была обозначена цель- организовать методическую работу по обеспечению помощи и поддержки педагогам в становлении их профессиональной компетенции в условиях реализации ФГОС ДО для осуществления инклюзивной практики.

Задачи:

• оказывать практическую помощь педагогам в период их адаптации в группах, имеющих в своём составе детей с ОВЗ и инвалидов;

• обеспечивать непрерывность профессионального образования педагога, повышать его теоретико-методический уровень и квалификацию в работе с воспитанниками с особыми образовательными потребностями;

• выявлять слабые стороны и проблемы начинающих педагогов в работе с детьми разной нозологии (ТНР, РАС, ЗПР и умственная отсталость) и обучать их преодолению;

• оказывать практическую методическую помощь молодым педагогам в разработке АОП для детей с разной нозологией;

• обеспечивать освоение ими современных педагогических технологий, а так же здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих приёмов в процессе обучения и воспитания детей с особыми педагогическими потребностями;

• обеспечивать обмен опытом успешной педагогической деятельности учителя-логопеда с молодыми педагогами ДОУ;

• оказывать помощь в разработке занятий в соответствии с реализацией ФГОС ДО в обучении и воспитании детей с особыми педагогическими потребностями;

• создавать условия для обобщения опыта молодым педагогам в работе с особыми детьми с целью самореализации и саморазвития;

• поощрять молодых педагогов и стимулировать их работу.

Проект реализовывался в три этапа:

1 этап. Декабрь Организация наставничества. Погружение

2 этап. Январь-февраль Работа с молодыми педагогами по программе, по плану

3 этап. Май Рефлексия. Защита методического продукта на заседании методического объединения

Реализация проекта «Зажги свечу» осуществлялась путем организации различных форм методической работы с педагогами, работающими с детьми ОВЗ и инвалидами: тренинги, консультации, анкетирование, самообразование, участие в вебинарах, дистанционное обучение, обобщение опыта в реализации АОП для воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Наш проект был рассчитан на три месяца, однако важность работы в этом направлении определило для нас необходимость в продолжении наставнической работами с педагогами дошкольного учреждения, которые работают в инклюзивной деятельности.

I. За время реализации данного проекта у педагогов в инклюзии сформированы :

1. Способность к разработке адаптированных образовательных программ для воспитанников с ОВЗ и инвалидов с учетом ФГОС ДО;

2. Способность вести образовательную и воспитательную деятельность по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ и инвалидов ;

3. Способность к социально-педагогической, организационной поддержке (сопровождению) обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательной деятельности в условиях инклюзии;

4. Способность к созданию в образовательной организации социально-активной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями;

5. В работе с детьми с ОВЗ сформированы предметные, методические, организационные, коммуникативные, рефлексивные, информацинно – коммуникативнцые, компетенции;

6. Профессиональные качества педагога инклюзивной практики : толерантность, чувство меры, гибкость и мобильность;

II. Повысился уровень профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивную практику :

- наше учреждение предоставило возможность 35 педагогам нашего учреждения проути дистанционные курсы по теме : «Система работы с детьми с ОВЗ раннего и дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО дошкольное образование»;

-логопед учреждения провела с педагогами около семинары, мастер-классы с целью знакомства педагогов ДОУ с инклюзией и приемами здоровьесбережения и укрепления;

- организован контроль за введение педагогами в занятия с детьми с ОВЗ и инвалидами здоровьеукрепляющих приемов.

III. Разработка учебно-методических материалов молодыми педагогами для обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов в условиях введения ФГОС ДО

-педагоги собрали материал по здоровьеразвивающим приемам для детей с ОВЗ и разработали для своей работы картотеки специальных игр и упражнений.

IV. Улучшилось техническое оснащение групп специальными здоровьесберегающими и здоровьеукрепляющими тренажёрами для детей с ОВЗ и инвалидов

- на средства, полученные от Департамента образования города Южно-Сахалинска в рамках данного проекта, нами были закуплены на каждую группу комплекты предметов для развития и укрепления здоровья для детей с ОВЗ и инвалидов (Массажные коврики и валики для ног, массажные мячики для развития мелкой моторики рук, массажеры для ладоней и пальцев) :

-для эффективной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи мы приобрели комплекты с печатными и интерактивными играми для речевого развития детей с ОВЗ;

-мы приобрели Стабиллотренажёр для развития биологически обратной связи у детей с РАС,ю ЗПР, ТНР

Работа в инклюзивной деятельности- большой труд для всех лиц, которые принимают участие в образовании и воспитании ребенка с ОВЗ и инвалида. И чтобы улучшить качества образования в нашем дошкольном учреждении детей с ОВЗ мы считаем, что одним из приоритетных форм является организация наставничества с целью повышения у педагогов уровня компетентности в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Публикации по теме:

«Как пройти в Ситцевую Страну?» Консультация для педагогов. Часть 2 «Начало пути»«Как пройти в Ситцевую Страну?» Консультация для педагогов. Часть 2 «Начало пути» Сегодня мы, уважаемые коллеги, немножко отклонимся от собственно «ситцевых» стран и прочих волшебных континентов, а посмотрим с чего начинается.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения»Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Методическое руководство по двигательной активности детей в самостоятельной деятельности на прогулкеМетодическое руководство по двигательной активности детей в самостоятельной деятельности на прогулке Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку. Наступило долгожданное лето и теперь (если,.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Методическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Практическая часть ВВЕДЕНИЕ Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое сопровождение педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ: проблемы и пути их решения
Опубликовано: 22 сентября 2020 в 09:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД