Лучший педагог года

«Методическое сопровождение по введению Федерального Государственного образовательного стандарта Дошкольного образования»

Марина Слесарева
«Методическое сопровождение по введению Федерального Государственного образовательного стандарта Дошкольного образования»

Самообразование

«Методическое сопровождение по введению Федерального Государственного образовательного стандарта Дошкольного образования»

В связи с утверждением и введением в действие Федерального государственного стандарта Дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года) в настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по организации работы в соответствии с требованиями, которые представлены в данном документе.

Публикация «„Методическое сопровождение по введению Федерального Государственного образовательного стандарта Дошкольного образования“» размещена в разделах

В настоящее время сделана попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования.

Реформирование системы образования требует нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в Дошкольном образовательном учреждении, поэтому новые стратегические ориентиры в развитии системы образования и пути их достижения являются актуальностью проблемы.

Проблема:

Недостаточно разработанная система методической работы по введению ФГОС ДО.

Гипотеза:

Методическое сопровождение образовательного процесса поможет внедрить ФГОС в практику работы Дошкольного отделения в полном объеме.

Цель:

• Разработать план методического сопровождения введения ФГОС в образовательный процесс Дошкольного отделения ГБОУ гимназии № 1404 «Гамма».

• Разработать консультации, памятки, рекомендации для воспитателей Дошкольного отделения по введению ФГОС в работу.

Объект исследования:

Образовательный процесс в ГБОУ гимназии № 1404 «Гамма»

Предмет исследования:

Использование в образовательном процессе новых форм и методов работы

Конечный продукт:

• План методического сопровождения введения ФГОС ДО в практику Дошкольного отделения ГБОУ гимназии № 1404 «Гамма»

• Консультации, рекомендации, памятки для воспитателей Дошкольного отделения по внедрению в работу ФГОС.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта является сложным и многоплановым и многоэтапным процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения.

Этапы введения ФГОС ДО

Этап № 1. Создание рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений воспитательно-образовательной системы Дошкольного отделения гимназии.

Этап № 1 позволил: определить состав рабочей группы по внедрению ФГОС ДО; определить порядок работы рабочей группы; провести текущую теоретическую подготовку по внедрению ФГОС ДО членов рабочей группы.

Этап № 2. Определение изменений и дополнений в образовательной деятельности Дошкольного отделения гимназии.

На этом этапе работы были получены ответы на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной деятельности, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?»

Были определены изменения, которые требуется произвести в образовательных целях; в условиях реализации образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и пр.); в учебном плане.

Этап № 3. Разработка плана-графика изменения дополнений образовательной деятельности Дошкольного отделения гимназии.

• Обеспечение и координация действий всего педагогического коллектива;

• информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение процесса,

• разработка и утверждение проектов, планов-графиков изменений

Одним из аспектов данного этапа стала Разработка плана методического сопровождения введения ФГОС ДО

Этап № 4. Контроль за реализацией запланированных изменений в воспитательно-образовательной системе Дошкольного отделения гимназии.

План методического сопровождения

по введению Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования (ФГОС ДО)

Цель: разработать систему методического сопровождения по переходу Дошкольного отделения ГБОУ гимназии № 1404 «Гамма» на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Задачи:

1. Создать условия для введения и реализации ФГОС дошкольного образования в Дошкольном отделении ГБОУ гимназии № 1404 «Гамма».

2. Организовать методическое информационное сопровождение реализации ФГОС ДО.

№ Мероприятия

1. Организационно - методическое обеспечение внедрения ФГОС дошкольного образования.

1.1 Организация деятельности рабочей группы по разработке основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

1.2 Утверждение образовательной программы ДО с целью приведения ее в соответствие с ФГОС дошкольного образования (на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ, Министерства образования).

1.3 Организация работы постоянно действующего внутреннего практико - ориентированного семинара для педагогов по теме «Изучаем и работаем по ФГОС ДО».

1.4 Консультации, семинары, круглые столы для педагогов:

• «Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

«Организация предметно-пространственной среды по ФГОС»

• «Преемственность интегративных качеств ребенка (ФГТ) и целевых ориентиров (ФГОС)»

• «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников на пороге школы»

«Работа с родителями в соответствии с ФГОС»

1.5 Обобщение опыта реализации ФГОС ДО педагогическим коллективом учреждения.

1.6 Подведение итогов работы по введению ФГОС за год.

Составление отчёта по итогам работы перехода на ФГОС ДО

1.7 Корректировка комплексно - тематического планирования на следующий учебный год

1.8 Комплектование библиотеки методического кабинета ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

1.9 • Изучение журналов: «Современное дошкольное образование», «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ»

• Изучение информации на сайтах Министерства образования РФ

2. Обеспечение профессиональной деятельности педагогов ДО по апробации, внедрению и реализации ФГОС дошкольного образования.

2.1 Создание плана-графика повышения квалификации и переподготовки педагогических работников в связи с введением ФГОС дошкольного образования.

2.2 Реализация плана-графика повышения квалификации и переподготовки педагогических работников в связи с введением ФГОС дошкольного образования.

2.3 Обучение педагогов ДОУ на курсах по проблемам внедрения и реализации ФГОС дошкольного образования.

2.4 Участие в городских методических объединениях по вопросам введения ФГОС ДО.

2.5 Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДО гимназии при введении ФГОС ДО.

2.6 Консультирование педагогов по проблеме внедрения ФГОС дошкольного образования с целью повышения уровня их компетентности.

2.7 Мониторинг уровня знаний педагогов требований ФГОС ДО.

2.8 Внесение дополнений в программы по самообразованию воспитателей с целью изучения требований ФГОС

2.9 Организация работы школы молодых специалистов

2.9 Проведение семинаров и консультаций по проблемам внедрения и реализации ФГОС дошкольного образования.

3. Контроль

3.1 Выполнения плана-графика реализации ФГОС ДО

3.2 Выполнения плана – графика прохождения курсовой подготовки

3.3 Оснащение методической литературой и оборудованием

3. 4 Диагностика результатов повышения квалификации:

проведение мониторинга результативности и эффективности повышения квалификации педагогических работников путем курсовой подготовки, самообразования, системы участия в методических мероприятиях и конкурсах

4. Материально – техническое обеспечение

4.1 Анализ материально-технического обеспечения ДО гимназии с позиции требований ФГОС ДО.

4.2 Анализ учебно-методического обеспечения образовательного процесса с позиции требований ФГОС дошкольного образования

4.3 Обеспечение соответствия предметно-пространственной развивающей среды требованиям ФГОС ДО.

4.4 Обеспечение соответствия санитарно-гигиенических условий, материально-технического обеспечения требованиям ФГОС ДО.

4.5 Приобретение методической литературы и методических пособий, используемых в образовательном процессе ДО в соответствии с ФГОС ДО

5. Информационное сопровождение внедрения ФГОС дошкольного образования.

5.1 Информирование общественности, родителей (законных представителей) о ходе внедрения ФГОС дошкольного образования в ДО гимназии через наглядную информацию, официальный сайт учреждения.

5.2 Проведение родительских собраний и консультаций с родителями по проблемам введения ФГОС ДО.

5.3 Мониторинг удовлетворённости родителей результатами образовательной деятельности ДО гимназии

5.4 Подготовка публичной отчетности ДО о ходе и результатах введения ФГОС ДО (Включение в публичный доклад директора ДО раздела, отражающего ход введения ФГОС ДО).

На основании реализации проекта «Методическое сопровождение внедрения ФГОС ДО» в дошкольном отделении можно подвести следующие итоги:

1. Созданы условия для введения и реализации ФГОС дошкольного образования в Дошкольном отделении ГБОУ гимназии № 1404 «Гамма».

2. Организовано методическое сопровождение реализации ФГОС ДО.

Мы должны хорошо осознать, что введение в действие ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Трудностей, конечно, будет много. Но, тем не менее, нам в новом учебном году необходимо продолжить работу по переходу к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Результатом введения ФГОС в ДО должно явиться становление высокоэффективной системы педагогической деятельности, которая сможет достичь высоких результатов в работе, согласно требованиям новых стандартов.

Сегодня дошкольное образование находится в процессе модернизации, введения инноваций и новых требований.

Возникают и будут возникать вопросы о том, как работать по новым требованиям, каковы причины введения новых нормативных документов, в том числе стандарта дошкольного образования?

В дальнейшей работе необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Изменение статуса дошкольного образования как первого уровня образования.

2. Стремление к личностно-ориентированному, гуманитарному подходу в образовании детей.

3. Современный ребенок выступает как субъект детских видов деятельности, хочет быть равноправным участником образовательных отношений.

4. Самоценность периода детства, необходимости учета детской субкультуры, использование разнообразных форм организации образовательной деятельности, основанной на сотрудничестве ребенка и взрослого и т. д.

ФГОС дошкольного образования устанавливает 3 группы требований :

• к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;

• к структуре Программы;

• к результатам освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования :

• Требования к развивающей предметно - пространственной среде

• Требования к кадровым условиям реализации Программы

• Требования к материально- техническим условиям реализации образовательной программы

• Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы.

В Законе прописано, что требования к результатам – это не требования к ребенку, которые можно и нужно измерять. Аттестация ребенка, то есть оценивание ребенка в дошкольном возрасте в законе запрещено, результат определяется как целевой ориентир. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования:

• компетентной,

• социально-адаптированной личности,

• способной ориентироваться в информационном пространстве,

• отстаивать свою точку зрения,

• продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию

Особо следует обратить внимание на то, что содержание деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации способностей детей в различных видах деятельности и охватывать пять образовательных областей.

• социально-коммуникативное развитие (игровая деятельность, трудовое воспитание);

• познавательное развитие (ФЭМП, конструирование, окружающий мир)

• речевое развитие (развитие речи, грамота)

• художественно-эстетическое развитие (ИЗО, Музыка, Художественная литература и фольклор);

• физическое развитие

Содержание программ должно определяться таким образом, чтобы они вместе обеспечивали достижение всех образовательных целей.

Этапы введения ФГОС ДО

Этап № 1. Создание рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений воспитательно-образовательной системы Дошкольного отделения гимназии.

Этап № 1 позволил: определить состав рабочей группы по внедрению ФГОС ДО; определить порядок работы рабочей группы; провести текущую теоретическую подготовку по внедрению ФГОС ДО членов рабочей группы.

Этап № 2. Определение изменений и дополнений в образовательной деятельности Дошкольного отделения гимназии.

На этом этапе работы были получены ответы на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной деятельности, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?»

Цель: определить, какие изменения требуется произвести в образовательных целях; в условиях реализации образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и пр.); в учебном плане.

Организационное обеспечение подготовки к введению ФГОС

Организация обсуждения примерной основной образовательной программы дошкольного образования, Разработка проекта ООП дошкольного образования

Определение УМК (учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Приведение нормативной базы ДО ГБОУ гимназии № 1404 «Гамма» в соответствие с требованиями ФГОС

Определение оптимальной модели организации воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающей реализацию различных видов детской деятельности

Определение результатов освоения ООП дошкольниками в соответствие с ФГОС

Финансово-экономическое обеспечение подготовки к введению ФГОС

Расчёт потребностей в расходах образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО

Организация работ по выполнению методических рекомендаций по внесению изменений в локальные акты, регламентирующих установление заработной платы.

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностных инструкций работников ДОУ

Материально – техническое обеспечение подготовки к введению ФГОС

Обогащение предметно-развивающей среды в соответствие с требованиями стандартизации дошкольного образования

Укрепление материально-технической базы ДОУ

Этап № 3. Разработка плана-графика изменения дополнений образовательной деятельности Дошкольного отделения гимназии.

• Обеспечение и координация действий всего педагогического коллектива;

• информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение процесса,

• разработка и утверждение проектов, планов-графиков изменений

1. Создание организационно-управленческих условий внедрения ФГОС ДО

Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по реализации направлений ФГОС ДО

Организация повышения квалификации по проблеме введения ФГОС

Предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Разработка плана методического сопровождения введения ФГОС ДО

Проведение инструктивно-методических совещаний, обучающих семинаров, по вопросам введения ФГОС

Проведение открытых просмотров образовательной деятельности для педагогов

Разработка и утверждение основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности ДО гимназии

Мониторинг подготовки к введению ФГОС дошкольного образования

2. Создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО

Создание условий для прохождения курсов повышения квалификации для педагогов, участвующих в подготовке к введению ФГОС в 2013/2015 учебном году

Организация участия педагогов ДОУ в конференциях по подготовке к введению ФГОС дошкольного образования

Создание творческих групп педагогов по методическим проблемам, связанным с введением ФГОС.

3. Создание материально-технического обеспечения подготовки введения ФГОС ДО

Обеспечение оснащённости ДО в соответствии с требованиями ФГОС к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.

Обеспечение укомплектованности библиотеки ДО печатными и электронными образовательными ресурсами

Обеспечение доступа педагогам, переходящим на ФГОС ДО, к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных.

4. Создание организационно-информационного обеспечения подготовки к введению ФГОС ДО

Проведение диагностики готовности ДО к введению ФГОС ДО

Информирование общественности через СМИ о подготовке к введению и порядке перехода ДО гимназии на новые ФГОС

Этап № 4. Контроль за реализацией запланированных изменений в воспитательно-образовательной системе Дошкольного отделения гимназии.

1. Степень освоения педагогами новой образовательной программы

2. Степень обеспеченности необходимыми материально – техническими ресурсами

3. Приведение нормативной базы ДО гимназии в соответствие с требованиями ФГОС

4. Мониторинг образовательного процесса

5. Проведение работ по укреплению материально-технической базы ДО

Публикации по теме:

«Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс Дошкольного отделения» (часть 1) Паспорт проекта Название проекта «Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс Дошкольного отделения».

Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс дошкольного отделения (часть 2) 1.2. Понятие о проекте Проект (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые.

Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс дошкольного отделения (часть 3) 2.1. Система работы по организации методического сопровождения внедрения проектной деятельности в образовательный процесс Дошкольного отделения.

Аналитическая записка о проведенных мероприятиях в МБДОУ по введению ФГОС дошкольного образования Аналитическая записка о проведенных мероприятиях в МБДОУ ДС №13 «Родничок» по введению ФГОС дошкольного образования В МБДОУ ДС №13 «Родничок».

Что должно измениться в работе педагога дошкольного образования с введением федерального образовательного стандарта? Доклад на тему: «Что должно измениться в работе педагога дошкольного образо-вания с введением федерального образовательного стандарта?.

Консультация для воспитателей в условиях внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта Формирование здорового микроклимата в общении с детьми и родителями. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в пункте 3.2.1.

Методическое сопровождение ФГОС ДО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Слайд 2. Федеральный.

Методическое сопровождение к интерактивной презентации «Времена года» для детей среднего дошкольного возраста Методическое сопровождение к интерактивной презентации «Времена года» для детей среднего дошкольного возраста Интерактивная презентация.

Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС дошкольного образования Вступивший в силу с 01 сентября 2013 года федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. определил.

Реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта ДО 1. В последнее время в нашей стране сложилась ситуация, когда дошкольное детство всё больше рассматривается, как период подготовки к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Методическое сопровождение по введению Федерального Государственного образовательного стандарта Дошкольного образования»
Опубликовано: 23 июня 2016 в 18:03
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД