Приложение МААМ

Методика преподавания испанского танца

Саяна Яковлева
Методика преподавания испанского танца
▼ Скачать + Заказать документы

Фламенко – какое оно? В чем его сущность?

Невероятная экспрессия, страстный темперамент, гордая непреклонная осанка, ритм бесконечного «сапатеадо», извивающиеся сильные руки, борьба, которая приведет к свободе, огонь – это то, что характеризует фламенко, как танцевальное искусство. Фламенко, как культура народа Испании, несет в себе очень глубокий смысл, погружение в которого не каждому человеку под силу. Чтобы понять его нужно капнуть глубже, отключить свое мышление и поддаться инстинктам, открывая в себе нечто первобытное.

Публикация «Методика преподавания испанского танца» размещена в разделах

Фламенко очень своеобразное искусство, в нем есть много такого, чего не найдешь в других народных традициях, например, творец фламенко – и музыкант и певец, и танцор, вынужден обладать определенными особенностями личности и характера, которые будут сочетаться между собой, без гармонии которых ничего не получится. Единица, в которой основным связующим элементом является ритм – это ключ практической структуры танца.

В ходе моего исследования, я выявила такие особенности танцевальной лексики фламенко, как:

Главной особенностью танца фламенко является сочетание выразительной пластики рук со сложными дробными выстукиваниями «сапатеадо». В пластической основе танца фламенко так же входят выразительные позы байлаоров, резкие выпады в порыве борьбы и стремительные повороты, которые отлично передают экспрессию фламенко.

Антонио Гадес – байлаор фламенко, отмечает символ пластики фламенко, как сочетание трех стихий: ноги – земля, корпус и руки – воздух, душа – огонь. Таким образом, байлаор, направляя выразительные руки к небу и выбивая дробь каблуками о землю, черпает силы стихий неба и земли [18].

Руки байлаоры – это главная часть тела, которая полностью передает проносящиеся эмоции исполнительницы. Они владеют невероятной силой и пластикой, полны чувств и самовыражения. Пальцы, подобно вееру, раскрываются и вносят невероятный смысл и подачу байлаоры в танце. Движения рук осуществляются разведением пальцев в разные стороны, введением среднего пальца внутрь, и раскрытием пальцев очень плавным поворотом запястья. Руки всегда должны иметь естественную кривую, образующую овал. Предплечье нужно всегда держать в тонусе, запястье руки не должно ломаться. Пальцы должны быть вытянуты и расслаблены. В руках байлаоры целый спектр чувств, которые несут в себе историю и не нуждаются в различных элементах культуры Испании, а именно кастаньет и вееров. Кастаньеты и веера не используются в фламенко, так как руки байлаоры будут заняты и не будут в полной мере передавать свободу движений рук. Они могут использоваться лишь как элемент шоу, но в традиционном проявлении искусства – элементы дополнения в виде аксессуаров исключены [45].

Проявлением особенности танца фламенко является то, как руки часто держат в изометрическом напряжении, давя на какую-то мощную, но невидимую силу. Движения рук принято называть скобками, и неслучайно глагол скобка означает еще и «бороться». Движения рук и пальцев должны быть амплитудными, выразительными. Главный предмет, с которым играет байлаора, — подол платья. Экспрессивная работа с юбкой байлаоры – важная часть женского танца фламенко, которая передает эмоциональное состояние танцовщицы.

Различают руки мужчины и руки женщины:

1. Мужчина должен сомкнуть пальцы и сделать полный оборот запястья изнутри вне.

2. Женщина разводит пальцы и поворачивает их изнутри в наружу и от наружи вовнутрь, объединяя две формы.

Дроби фламенко «сапатеадо» - это самый характерный шаг танца фламенко [45]. Он состоит из звуковой игры, которая осуществляется ударами носков и каблуков обуви об пол, поэтому его еще называют «таконео». Сапатеадо используется как мужчинами, так и женщинами, хотя долгое время считалось, что танцоры не могут выполнять резкие удары пяткой, потому что они ассоциировались с мужской силой и доблестью. Но правильное чувство ритма позволило женщинам освоить мощное сапатеадо и внедрить его в правила как неотъемлемую часть фламенко и для женщин.

Есть два типа «сапатеадо» :

1. Когда топание недолговечное, называется Redoble – название, которое напоминает барабанную дробь.

2. Когда топание длится долго, названия нет, поэтому «сапатеадо», либо «таконео».

Эскобилья – это часть танца, когда байлаор обходится без движений рук и корпуса, давая возможность сосредоточиться только на ритмичную дробь. La Escobilla начинается с легких дробей, а затем темп постепенно ускоряется, заменяя фигуры посложнее.

Дробь – своего рода трюк, который всегда привлекает внимание зрителя и говорит о высоком мастерстве исполнителя. Байлаоры достигают виртуозной техники и невероятной скорости дробей за счет использования разных частей стопы: бьющими являются и носок, и каблук. Тот же принцип лежит в основе техники других виртуозов дробей – исполнителей степа и ирландского танца риверданс. Но в испанском сапатеадо техника немного иная, так как дробь выбивают от голени и идет упор вниз. И особенность фламенко в том, что к сапатеадо нужно добавлять руки. Руки во время выстукивания дробей сапатеадо не опущены вдоль корпуса, а активно плетут узоры, двигаясь в своем нужном направлении и ритме. Проявление танцора в фламенко, как протестанта, в порыве борьбы и стремящегося к свободе оказывает использование техники «сапатеадо», который с огромной отдачей от байлаора в плане энергетики и эмоциональности, выдает экспрессивное и агрессивное дробное выстукивание.

Помимо «сапатеадо», танцовщики используют ритмичные прищелкивания пальцами, которые называются «питос», и хлопки ладонями, так называемые «пальмас», которые могут чередоваться с ударами ног, создавая некий ритмический рисунок, или просто задавать ритм движениям [34].

Так же, во время танца фламенко активно используются повороты – украшение любого танца. Присутствуют и медленные, и стремительные вращения. Повороты выполняются стоя на месте, и по пространству. В частых случаях, байлаора добавляет к поворотам юбку – таким образом добавляется экспрессия в выступлении. Во фламенко есть поворот, который считается базовым и на базе, которой, сделаны все остальные повороты. Надо поднять одну ногу и скрестить ее перед опорной ногой. В таком положении обе ноги поворачиваются на кончике пальцев и тело поворачивается на 180 градусов. Таким образом, танцор встает спиной в исходном положении [45].

В фламенко байлаоры могут выполнять пируэты. Пируэт, имеющий аналог в классическом танце, а в испанской хореографии, имеющий название «гирада». Пируэт смотрится эстетично в правильном и эффектном выполнении. Обычно делают три или четыре полных оборота, но в настоящее время есть байлаоры, способные пройти десять. В конце пируэта, байлаор опускается на колено [45].

И прыжок, который совершают гранадские байлаоры, известен как «падение». Он делается с поворота вокруг себя и прыжка назад, который позволяет упасть на колени и всем телом на пол. Очень эффектное движение.

Исключительные для человека движения туловища – практически нулевые. Полное отсутствие движения корпусом объясняется психологическим фактором: человек стремится к облегчению, к восхождению, а в фламенко скачка нет. Внимание на навыки, которые свойственны фламенко – это работа стоп.

Отношение мужчины во фламенко характеризуется трезвостью и неподвижностью нижних отделов тела, бедра и таза. Элегантность в фламенко доминирует, и орнамент стойкого корпуса акцентирует внимание на руки и голову байлаора. Туловище, абсолютно неподвижное, остается в вертикальном положении, не наклоняясь в стороны. Движения, общие для обоих полов.

Туловище байлаора – это ствол дерева, которое отображает центр при судорожных движениях, показывая еще большее его значение [45]. Технически, судорожные движения представляют собой разрыв в серии волновых движений мужской и женской статичности. То есть, скручивания и конвульсии в танце фламенко означают нарушение душевного равновесия человека. Это взрыв первобытных сил, высвободившихся в нем: ярость, безудержность, отчаяние, тоска. Одним словом – это дикие нотки фламенко.

Приступ – это сильный рывок тела, возникающий в теле человека мгновенно; как шок, толчок, чуждый его силу воли [48]. Во фламенко это проявляется двумя способами:

1. Приступы, поражающие только верхнюю часть тела. Они состоят из быстрых и сильных движений грудной клетки, которые распространяются на плечи и поочередно водя головой вперед и назад.

2. Приступы, охватывающие все тело и состоящие из подергиваний и растяжение всех мышц. Тело двоится, как при обмороке, или застывает в мучительной позе.

Торсион – это скручивание тела в насильственном ракурсе движения. Осью торсиона является талия, и начиная от нее, остальные части тела ориентируются в разные стороны, составляя эстетически красивую фигуру, но трудно и вынужденно.

Фламенко всегда использует кручение в танце и можно предположить, что таким образом и достигается необыкновенная пластика его фигур. В фламенко никогда нет ни баланса, ни равновесия, нет пропорциональности. Если одна рука поднята над головой, другая остается скрученной рядом с бедром. Одно плечо имеет высоту выше, чем другое и одновременно тело наклонено вперед, а голова назад.

Во всех фигурах фламенко присутствует незаметная, но полная асимметрия. Подобные фигуры можно увидеть в живописи и скульптуре древних цивилизаций. Особенно фигуры близки к тематике похоронных танцев.

Структура танца фламенко

Элемент пения Описание элемента Позиции танца фламенко

«Салида» (вступление) – начало пения.

Salida Кантаор и токаор выходят на таблао и начинают вступление в исполнении фламенко.

Токаор начинает медленно и выразительно играть на гитаре, а кантаор начинает петь с эмоционального выкрика: «Ай!» Байлаора в фламенко вступает в танец спиной к зрителям, выполняя медленные повороты головы и похлопывая в ладоши, демонстрируя пластику рук.

Байлаора выполняет «брасео» - плавные переходы округлых рук танцовщицы в разные стороны и веерообразные, выразительные движение пальцев «флорео».

«Коплас» (куплеты)

«Copla de preparacion» (первый подготовительный куплет). Куплеты кантаора богаты на эмоции и передачу характера фламенко, через пронзительный голос исполнителя и текст песни. В песне, они рассказывают определенную историю, которая является основой для сюжетной линии танца. Байлаор вступает в основную часть танца и выполняет основные элементы базовых движений фламенко, делая упор на движения рук и туловища.

Именно в этот момент можно ознакомиться с пластикой корпуса байлаоры, знанием общих движений, с уровнем мастерства.

«Cante vale» (храброе пение, основная часть песни. Этот этап становится кульминацией в фламенко и кантаор исполняет сложнейший элемент в структуре фламенко. Вокальная партия в этот момент становится центром, так как идет демонстрация высокого уровня мастерства, путем достижения кантаоры более высокой тональности вокала. Танцор выполняет многократные вращения, выпады, взмахи шлейфа юбки, различные повороты тела («поворот цапли», «ломанный поворот» и др.) Танцор выполняет все виды сложных хореографических комбинаций, кроме работы ног «сапатеадо»., чтобы постукивающие биты не мешали вокальной партии.

Falsetas – партии сольной гитары. Фальсеты могут быть очень длинными, заполняя паузы между вокальными фрагментами. Гитарист демонстрирует свое мастерство, часто используя свободную импровизацию. Во время фальцета танцор выполняет фоновые импровизационные движения, часто хлопая в ладоши в такт музыке.

Escobillo – «музыка ног» танцора Танцор исполняет сольную партию. Акцент делается на отстукивании ритма ногами. В то же время танцор, аккомпанирующий гитаристу, создает собственный ритм посредством работы ног Танцовщица выполняет быстрые и сложные комбинации постукивания, демонстрируя высокий уровень техники «сапатеадо».

Ламада – «колокольчик», что означает точку перехода. Это часть песни или танца, сообщающая об изменении ритма и переходе от одного структурного элемента к другому. Здесь могут быть использованы любые танцевальные движения или серия хореографических шагов и позиций. Обычно они проходят через весь танец рефреном.

Desplante – завершение На этом этапе, который обычно следует после «ламады», используются определенные танцевальные па, указывающие на приближающуюся паузу или окончание песни. Эта часть предполагает взаимодействие разных ритмов. Танцор часто использует импровизацию, постукивая «сапатеадо» и хлопая в ладоши, аккомпанируя гитаристу.

Импровизация в комплексе с элементом «дуэнде» ощущается как эмоциональная отдача, обеспечивает проявление экспрессии в танце, способствуя выплеску накопившейся энергии, выражению глубоких чувств у танцора. Байлаор чувствует свободу от переживаний, ощущает эмоциональный опыт. И немаловажную роль играет импровизация в поддержании физической формы исполнителя. Способствует снятию мышечных зажимов и развитию телесной пластичности.

Танец фламенко влечет за собой усвоение ряда фундаментальных ценностей, которые помогают развитию человека в физической и телесной, художественной и социальной сферах. Что касается физического развития, то работают над осознанием тела и образом тела, что помогает повысить безопасность и уверенность в себе; улучшает моторику и координацию движений, развивает чувство ритма. На художественном уровне он поощряет критическое мышление, дает знания и понимание других культур; работает творчество и разрешение конфликтов. В отношении к социальным изучаются беспрецедентные аспекты человеческой природы и собственной и чужой культуры; отрабатываются такие качества, как самодисциплина, настойчивость, групповая работа и сотрудничество, самостоятельность, преодоление ошибок и культура усилий; Он служит терапевтическим аспектом для учащихся с особыми потребностями.

В последние годы был сделан огромный шаг вперед фламенко на международной культурной арене. Не зря фламенко считается универсальным искусством, не знающим ни границ, ни языков, способным транслировать и соединяться с любыми народностями.

Итак, целью работы было на основе анализа духовной основы фламенко попытаться объяснить ту иррациональную основу народного исполнительства, которая даже при отсутствии сложной хореографии и отточенной техники сообщает народному танцу высокую степень художественной выразительности и эмоционального воздействия.

Знакомство с историей фламенко показало, что это искусство зародилось на основе местного народного творчества примерно в XV-XVI в. и впитало в себя традиции многих народов юга Иберийского полуострова – христиан-вестготов, мавров, живших здесь в течение почти 900 лет, евреев и бродяг-цыган, нашедших здесь новую родину. Выраженный ритм достался фламенко от мавританской музыки, в его напевах и сейчас можно услышать мелодии Зириаба, византийский хорал, еврейские и цыганские песни. Но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что именно цыгане с их врожденной музыкальностью и пламенной страстностью придали искусству фламенко облик, восхитивший весь мир.

Духовной основой фламенко является понятие «Дуэнде». Все имеющиеся данные говорят о том, что это некая могучая сила, приходящая из тьмы и несущая в себе тьму, проявление темных сторон человека, разрушающая, но только для того, чтобы на руинах возникла новая жизнь. Разночтения в определении дуэнде в Андалусии и в других регионах Испании позволяют предположить, что этот образ является смутным отголоском существования какого-то древнего божества с течением столетий и сменой народов низведенного сначала в хтоническое существование, а затем и вовсе в разряд мелких домашних духов.

Стремление не только прочувствовать, но и осознать сущность понятия дуэнде привело в конце концов к философско-культурологической концепции Фридриха Ницще о дуализме аполлонического и дионисийского начал. Читая описания Диониса и дионисийского поневоле восклицаешь: «Так вот же он, наш необъяснимый дуэнде, во всей своей красе!». Яростная, всепоглощающая жизнь, борьба за нее при отсутствии страха перед зорким оком смерти, стремление к некоей высшей, можно сказать художественной или титановой правде их обеих. Не это ли заставило Сократа выпить яд, а Эмредокла исчезнуть во время пира и оставить свою сандалию на краю кратера Везувия?

В лексике танца фламенко нет ни грамматики, определяющей фундаментальные позиции, ни классификации шагов в манере классического танца. Поэтому, разнообразие позиций и новых возможностей в фламенко безграничны. Хотя все движения, формирующие танец фламенко, должны безоговорочно нести эстетику языка танца фламенко. Безусловно, в фламенко есть характерные движения и элементы, определенные позиции рук и ног, которых придерживаются исполнители. Но это определяется, прежде всего, желанием танцора, подчеркнуть тот или иной жест, который передаст яркую эмоциональную степень байлаора в содержании танца. Еще одна особенность танца фламенко – это пренебрежение готовым сценарием танца, то есть исполнитель использует только импровизацию. Импровизация придает подлинность исполнению танца фламенко, рождает у зрителя ощущение, что фламенко – это нечто «живое и искреннее».

Сейчас – это культурная индустрия, движущая сила экономики, объект исследования и достопримечательность. Это настоящее, прошлое и будущее, традиции и авангард, одно из самых богатых и сложных культурных проявлений в мире. По всем этим причинам ЮНЕСКО присвоила ему самое высокое признание за нематериальную культуру.

Автор публикации:
Методика преподавания испанского танца
Опубликовано: 2 мая 2024 в 21:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика преподавания испанского танца» (включая файлы) размещена пользователем Саяна Яковлева (УИ 3330420) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД