Людмила Балаценко
«Методы и приемы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание ребенка- дошкольника- сложный, неоднозначный процесс. Куда приведет его та дорога, которую он, пыхтя и отдуваясь, неуклонно преодолевает, опираясь на наши и родительские руки? Но когда тебя поддерживают с двух сторон и воспитатели, и родители, как- то надежнее. .
Публикация «„Методы и приемы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Воспитание правильного экологического отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с целенаправленным воспитанием детей в семье.
Какими вырастут наши дети зависит от нас.
Экологическое воспитание является актуальной проблемой на сегодняшний день, т. к. наше здоровье, самочувствие зависит от состояния окружающей среды, от нашего благополучия, от нашего воспитания, поэтому считаю, что тесное сотрудничество с родителями поможет решить нам эту проблему.
Ряд лет я веду углубленную работу с детьми по теме “ Экологическое воспитание”, главная цель которого- научить каждого ребенка прежде всего любить и беречь окружающий нас мир, заботливо относиться к природе, развивать у детей доброе и постоянное желание заботиться о том, что нуждается в нашем внимании, донести до каждого ребенка, что самый разумный на земле - человек, и как он будет относиться к деревьям, цветам, птицам и т. д., так и окружающий мир будет платить нам тем же. (дарить нам цветы, грибы, ягоду, рыбу).
Конечная цель экологического воспитания- перевод сопереживания детей, их сочувствие в действие.
Начала я работу с родителями, т. к. глубоко уверена, что без помощи родителей, без их поддержки не может быть полноценного развития ребенка. Чтобы выяснить отношение родителей к этой проблеме, мною проведено анкетирование по вопросам, все анкеты мы оформили в пособие, которое назвали “Ответы и вопросы”, в анкетах были собраны вопросы воспитания и интереса к природе. Пособие с анкетами помогло нам узнать отношения взрослых к растениям и животным, раскрыла увлечения взрослых и детей по этой теме. Мы определили для себя в чем необходима наша помощь. Оформили пособие, написали вопросы и просили ответить на них. Привожу некоторые из них:
1. Как вы думаете, что такое экология?
2. Есть ли у вас комнатные растения и какие? Почему нет?
3. Есть ли в семье собака или кошка?
4. Посадили ли Вы дерево?
5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушку для птиц?
6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, телепередачи, слайды о природе?
8. Участвуете ли Вы в конкурсах, выставках? Почему участвуете?
9. Как вы воспитываете у ребенка любовь к природе?
Результаты анкетирования показали: что 30% родителей активны и внимательны к растительному и животному миру 20% интересуются просмотрами фильмов, художественной литературой о природе 50% являются активными участниками выставок, конкурсов (всех экологических мероприятий, проводимых нами).
Каждый родитель ответил на наши вопросы, прочитал ответы других и многие- задумались, заинтересовались проблемой экологического воспитания. Пособие с анкетами “Ответы и вопросы” (“Можем ли мы, родители, помочь ребенку полюбить природу”) стала у нас дополнительной формой общения с родителями и родителями между собой.
Для экологического просвещения родителей мы использовали разные формы работы, так: оформили “Экологический стенд”, где помещаем статьи, советы, серии книг “Истоки здоровья”, такие как “Лечение чесноком”, “Лечение луком”, “Лечение лимоном” и т. д. Как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений в лечебных целях. Помещали стихи, загадки, приметы, словесные игры, а дома родители с детьми учили, все, что предлагалось воспитателями.
Мы завели папку копилку, в которую вместе с родителями собирали рецепты экологической кухни; лечебные напитки, советы бабушек. Чтобы родители больше знали о лечебных свойствах сибирской ягоды, мы оформили консультации:
“Как правильно готовить варенье, соки не потеряв витамины”; “Клюква- каждом доме”; “Черника- источник здоровья”.
Нам хотелось довести до сознания родителей главное : “Наши дети должны быть здоровыми!”, для этого надо не так уж много; Например: Заменить шоколадку на стакан ягоды, на стакан сока. Родители, узнав через наши статьи о пользе ягод, стали приносить замороженную ягоду в группу и мы сделали “Волшебный колодец”; В течение дня дети два раза получали напитки из ягод, ели свежую ягоду, рассматривали ее, сравнивали между собой, определяли на вкус. В свободное время, на занятиях учили стихи, загадки; песни узнавали о пользе сибирской ягоды через дидактические, настольно- печатные игры. Родители активно помогали в укреплении здоровые своих детей и с желанием предлагали свою помощь.
Наряду с традиционными формами работы в группе мы провели практикум на тему “Ароматеропия” - неоднократно рассказывали о пользе лечебных трав; лечебных масел, лечебных букетов из березы, сосны, кедра, можжевельника; показали лечебные подушки, разных форм и размеров. Мы предложили в течении года оздоравливать детей. Для обогащения родителей знаниями об “Ароматерапии”, организовали консультацию врача- аллерголога, сделали выставку литературы, предложили памятки, статьи. Была проведена выставка лечебных масел (кедровое масло, сосновое масло, облепиховое масло и т. д., лечебных подушек (из березовых, сосновых почек; листьев березы, цветков ромашки и т. д.). родителям объяснили, как все это будет использоваться в детском саду на занятиях, во время сна и в свободное время. Родители заинтересовались; сшили подушки, поделились лекарственными травами, маслами и некоторые даже применили все это дома. Букеты из веток березы, сосны, кедра, можжевельника родители приносили из леса и сами ставили в приемной для очищения помещения. Дети гордились своими родителями и рассказывали всем, из каких веток его букет и какую пользу он дает здоровью. Родители узнали много интересного и нужного для профилактики болезней, делились и своим опытом, своими успехами, открытиями, что не понятно, решали сообща.
Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам по экологическому воспитанию детей. Разнообразные формы работы с родителями по экологическому воспитанию оказывают большую помощь в воспитании детей :
• во-первых, дети увидели, как работают взрослые, видят их заинтересованность делами ребят, желание помочь им.
• во-вторых, дети и родители в особой атмосфере творчества и сотрудничества развивают собственные творческие способности.
• в-третьих, идет взаимное обучение и взаимопознание детей и родителей.
Происходит самоутверждение детей и родителей. Дети дома занимаются в атмосфере доброжелательности, веры в успех каждого, в отсутствии критики, что помогает раскрыться индивидуальным способностям. И конечно улучшается микроклимат в семье (общие темы, разговоры, общие игры, книги, стихи, загадки, фильмы и т. д.).
После проведенных мероприятий, после близких встреч с родителями, мы обратились с просьбой пополнить наш экологический музей, нашу лабораторию. Все родители без исключения, с пониманием отнеслись к нашей просьбе. Наш материал обогатился наборами открыток, цветными фотографиями о природе, необыкновенными камнями о. Байкала, разновидностями моха, грибов, экзотическими улитками.
У родителей и у нас теперь одна цель- воспитывать детей- как будущих созидателей новой жизни. Каков человек, такова и его деятельность, таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно хранить все живое.
Наша благородная задача- помочь в этом каждому ребенку- и начинаться это должно с первых лет жизни.
Свою работу планирую продолжать, буду искать новые пути сотрудничества и понимания с родителями.