МААМ-картинки

Методы психолого-педагогической помощи дошкольникам

Наталья Морозова
Методы психолого-педагогической помощи дошкольникам

Методы психолого-педагогической помощи дошкольникам

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Задача педагогов и родителей – не только дать знания ребёнку о принятых в данном обществе нормах и правилах, но способствовать их принятию, одобрению со стороны малыша и как следствие – их реализации им в повседневных поступках. Таким образом, основным результатом нравственного воспитания должно стать формирование нравственного поведения ребёнка. А для этого необходимы, во-первых, знания о моральных нормах (принципах, правилах, а во-вторых собственное эмоциональное отношение к этим нормам.

Публикация «Методы психолого-педагогической помощи дошкольникам» размещена в разделах

Для нравственного воспитания дошкольников, а также развития их коммуникативных способностей можно применить следующие методы и технологии:

Психогимнастические упражнения (этюды): «Новая кукла» (этюд на выражение радости, «Баба Яга» (этюд на выражение гнева, «Фокус» (этюд на выражение удивления, «Золушка» (этюд на выражение печали», «Кот Васька» (этюд на выражение стыда» и т. д. Ситуация этюдов не читается детям, а эмоционально пересказывается. Можно так же «проиграть» ситуацию, происшедшую в группе, из прочитанной сказки и т. п. При этом не нужно стремиться к одному, «правильному», изображению того или иного настроения (эмоции). Дайте возможность детям проявить себя, свою индивидуальность в выражении эмоции. Самовыражайтесь вместе с детьми!

Игры, направленные на развитие эмоциональной сферы ребёнка: «Угадай эмоцию», «Лото настроений», «Назови похожее», «Испорченный телефон», «Что было бы, если…», «Рисуем настроение».

Тренинг общения для дошкольников «Страна понимания»: состоит из девяти занятий. 1 занятие – «Эти разные, разные люди». Цель: развитие внимания к окружающим людям. Игры и упражнения – «Давайте познакомимся», «Снежный ком», «Моё имя», «Давайте поздороваемся», «Встаньте те, кто…», «Опиши друга», «Что изменилось», «Прощание». 2 занятие – «Понимаю других – понимаю себя». Цель: развитие умения слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей. Игры и упражнения – «Давайте поздороваемся», «Как ты себя чувствуешь?», «Моё настроение», «Подарок на всех (цветик-семицветик)», «Портрет самого лучшего друга», «Прощание». 3 занятие – «Волшебные средства понимания: интонация. Цель: знакомство с интонированием речи: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других. Игры и упражнения – «Давайте поздороваемся», «Этюд на различные позиции в общении», «Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся», «Волшебные средства понимания», «Кто тебя позвал, узнай», «Интонация», «Выводы о занятии», «Прощание». 4 занятие – «Волшебные средства понимания – мимика». Цель: знакомство с мимическими выражениями: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других. Игры и упражнения – «Давайте поздороваемся», «Воспоминания о знакомом средстве понимания», «Лица», «Маски», «Ролевое проигрывание ситуаций», «Рисование», «Подведение итогов занятия», «Прощание». 5 занятие – «Волшебные средства понимания: пантомимика». Цель: знакомство с понятием пантомимики и жеста: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе. Игры и упражнения – «Давайте поздороваемся», «Волшебные средства понимания», «Найди пару», «Волшебные заросли», «Пантомимические этюды», «Кто это?», «Соберитесь вместе», «Ролевое проигрывание ситуаций», «Подведение итогов занятия», «Прощание». 6 занятие – «Ты мой друг и я твой друг». Цель: развитие бережного отношения к людям, умения учитывать интересы других. Игры и упражнения – «Давайте поздороваемся», «Художник слова», «Сделаем по кругу друг другу подарок», «Вежливые слова», «Клеевой дождик», «Игрушка», «Ролевое проигрывание ситуаций», «Прощание». 7 занятие – «Я тебя понимаю». Цель: развитие умения выражать своё настроение и чувствовать состояние другого. Игры и упражнения – «Давайте поздороваемся», «Настроение», «Школа улыбок», «Общее настроение», «Прощание». 8 занятие – «Если бы я был волшебником». Цель: развитие творческого воображения и непосредственности в общении. Игры и упражнения – «Давайте поздороваемся», «Я – хороший, я – плохой», «Коллективное сочинение сказки», «Инсценировка сочинённой сказки», «Прощание». 9 занятие – «Экзамен на звание мастера общения». Цель: подведение итогов, максимальное приближение ситуации общения к жизни, символическое признание успехов детей в общении.

С целью профилактики психолого-педагогических проблем в детском коллективе, мы стали регулярно проводить Гимнастику мозга, разработанную в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном. Она направлена на «объединение» интеллекта и тела, регуляцию эмоциональной сферы, физической активности и когнитивных функций. Почему мы обратились к данным упражнениям? Во-первых, выполнение этих упражнений не требует каких-либо материальных затрат – не требуется специальной одежды или оборудования, помещения; во-вторых, гимнастика малозатратна по времени: каждое упражнение необходимо выполнять не более минуты, а в целом на выполнение комплекса уходит не более 5-6 минут; в-третьих, упражнения просты в выполнении и вызывают положительные эмоции у детей; в-четвёртых, данной гимнастикой могут заниматься и взрослые, и дети – нет возрастных ограничений. Как можно увидеть, для применения данной методики необходимо лишь одно – желание.

Упражнение «Перекрёстный шаг». Стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях. Поднимаем правое бедро и одновременно наклоняемся к нему левым плечом. Выпрямляемся. Поднимаем левое бедро и одновременно наклоняемся к нему правым плечом. Голову слегка поворачиваем в сторону наклона. Мышцы лица расслаблены. Можно так же ползать на четвереньках, маршировать на месте или с небольшим продвижением. Упражнение активизирует работу левого и правого полушария, укрепляет мышцы пресса, развивает координацию движений.

Упражнение «Кнопки». Большой и указательный пальцы левой руки ставим под ключицы (в том месте есть 2 ямки). Правая рука расположена на пупке. Слегка массируем ямки в течение минуты. Меняем положение рук. В данном месте находится мощная нейро-лимфатическая зона с крупными сосудами, идущими от сердца, поэтому упражнение синхронизирует работу крупных сосудов мозга и сердца. Упражнение увеличивает тонус коры головного мозга, а массаж биологически активных точек активизирует работу головного мозга в целом.

Упражнение «Колпак». Берёмся за верхнюю часть уха так, чтобы большой палец был сзади, а остальные четыре на переднем крае, и мягко массируем, продвигаясь по краю уха сверху вниз и слегка растягивая назад, и выворачивая каждую точку уха. Затем поворачиваем голову влево до предела. Массируем уши, позволяя голове уходить все дальше и дальше. При этом стараемся заглянуть назад как можно дальше. Массажные движения выполняем сверху вниз. Когда голова повернется до предела, прекращаем выполнять упражнение. Выполняем то же в другую сторону. Всем известно, что на крае уха расположено много биологически активных точек, связанных с позвоночником. Массаж этих точек позволяет растянуть и расслабить весь позвоночник. Улучшается кровоснабжение мозга, активизируются мыслительные процессы.

Упражнение «Сова». Данное упражнение является любимым у наших детей. Правую руку кладём на левое плечо посередине, слегка повернув голову влево. Разминаем мышцу, на выдохе сжимая пальцы и произносим «Ух!». При этом смотрим широко раскрытыми глазами, как сова. Голову немного поворачиваем из стороны в сторону. Повторяем то же левой рукой. «Ухая», снимаем напряжение, зажимы, при выполнении упражнения задействуем три вида восприятия: зрительный, слуховой и двигательный. И, самое главное, вызываем положительные эмоции!

Упражнение «Ленивые восьмёрки». Восьмёрки названы ленивыми, потому что «лежат» в виде знака бесконечность. Стойка ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени слегка согнуты. Расслабиться. Согнуть левую руку в локтевом суставе и выставить вперед, большой палец поднят вверх, зафиксировать на нем взгляд. Нарисовать лежащую восьмерку, следя глазам за движением большого пальца. Повторить то же правой рукой. Потом выполнить упражнение двумя руками вместе. Во время движения глаз, следящих за движением пальца, растягиваются все восемь пар глазных мышц, улучшается кровоснабжение глаз, и это способствует восстановлению зрения. Глаза тесно связаны с позвоночником и общим лимфотоком в организме. Ленивые восьмерки активизируют работу крестцовых и мышц живота и улучшает работу внутренних органов. Они раскрепощают шейный отдел позвоночника, в связи с чем лучше циркулирует спинномозговая жидкость.

Упражнение «Крюки». Стойка ноги скрестно, руки вытянуть вперед ладонями наружу. Соединить ладони, переплетая пальцы и выворачивая руки к груди, глаза поднять вверх. Стоять в таком положении нужно столько, сколько будет комфортно. Затем ноги врозь, ладони соединить лодочкой, руки вниз на уровне низа живота. Глаза опустить вниз, стоять в таком положении пока будет комфортно. В перекрестном положении рук и ног происходит мощная интеграция полушарий головного мозга. Эта поза помогает человеку постепенно успокоиться, снять стресс и напряжение.

Т. о., применение в работе с детьми данных методик и технологий уже позволило снять психоэмоциональное напряжение всех участников образовательного процесса, поспособствовало созданию благоприятной психолого-педагогической атмосферы в группе.

Публикации по теме:

Актуальные вопросы психолого-медико педагогической помощи детям с синдромом Дауна Аннотация: статья определяет основную стратегию работы ЦССВ «МАЯК» с детьми с синдромом Дауна. Представлены результаты эмпирического исследования.

Анализ психолого-педагогической задачи Анализ ситуации В предложенной ситуации описано агрессивное поведение ребенка раннего возраста. Так как своим деструктивным поведением Даша.

Анкета «Выявление запросов родителей (законных представителей) на оказание психолого-педагогической помощи» Анкета на тему: «Выявление запросов родителей (законных представителей) на оказании психолого-педагогической помощи». Уважаемые родители.

Консультация «Основные принципы педагогической помощи дошкольникам с дизартрией» Наряду с выраженной зависимостью частоты речевых нарушений от тяжести и формы двигательной патологии, имеется тесная связь между клиническими.

Консультация «Основные принципы педагогической помощи дошкольникам с дизартрией» Наряду с выраженной зависимостью частоты речевых нарушений от тяжести и формы двигательной патологии, имеется тесная связь между клиническими.

Консультация «Проблемы семей в системе социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России» В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем. Семья, имеющая.

Образец написания психолого-педагогической характеристики на ребёнка на ПМПК Педагогическая характеристика на воспитанника средней группы год рождения ___ посещает детский сад ___года. Адаптация ребенка.

Образец написания психолого-педагогической характеристики на ребёнка на ПМПК Педагогическая характеристика на воспитанника средней группы ___год рождения ___ посещает детский сад с ___ года.

Организация Службы ранней помощи в центре психолого-педагогической помощи детям Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка. Российский психолог Елена Олеговна Смирнова (доктор психологических наук,.

Разбор психолого-педагогической ситуации в образовательном процессе Педагогическая ситуация в образовательном процессе Иван-младший школьник в возрасте 9 лет постоянно оказывается в конфликтных ситуациях,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы психолого-педагогической помощи дошкольникам
Опубликовано: 29 мая 2019 в 21:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД