Приложение МААМ

Минутка профориентации как одна из форм образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Светлана Буравлева
Минутка профориентации как одна из форм образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Доминантной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации.

Публикация «Минутка профориентации как одна из форм образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

В дошкольном образовании ранняя профориентация призвана :

- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях взрослых;

- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность проиграть всевозможные сюжетные линии разнообразных профессий в процессе различных видов детской деятельности, создавая придуманную ситуацию, перевоплощаясь в различные образы.

Дошкольное учреждение - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Основная задача педагога – организовать процесс знакомства и познания интересно и непринужденно, исходя из таких психологических особенностей дошкольников, как наглядно-образное мышление, зрительное восприятие и преобладание игровой деятельности. Поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию различных форм образовательной деятельности.

В практике по формированию основ ранней профориентации у дошкольников широко используются «Минутка профориентации» - это кратковременное занятие в игровой форме, целью которого является получение новых и закрепление уже имеющихся знаний о каких-либо профессиях взрослых.

Главное правило «минутки» - ее непродолжительность, что связано с особенностями процессов внимания и памяти детей дошкольного возраста.

Главное условие эффективности «минуток профориентации» - их регулярность.

Знакомство детей с профессиями взрослых на «профминутках» осуществляется ежедневно во 2 половине дня. В течение одной-двух недель расширяются представления дошкольников об одной конкретной профессии.

Содержанием «минуток профориентации» являются дидактические, коммуникативные, познавательные, логические игры, в ходе которых воспитанники знакомятся с конкретными профессиями, их назначением и функциями. Именно дидактические игры позволяют ребенку осознать общественную значимость труда взрослого, структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.

Приведё м пример таких игр:

1.«Кому что нужно для работы?»

Цель: Расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий)

2. «Поймай - скажи».

Цель: закрепить знания о трудовых действиях, выполняемых людьми разных профессий.

3. «Кем я хочу стать? Как буду работать?».

Цель: формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии.

4. «Бюро находок»

Цель: Закрепить понимание назначения и функций предметов труда.

В помощь воспитателю разработаны технологические карты, которые позволяют расширить представления дошкольников о многообразии профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, его результатах.

Представляем вам алгоритм разработки технологической карты.

Технологическая карта разрабатывается по следующей структуре:

• тема

возраст

• цель

информация о профессии, которая включает: название профессии, место работы, материал для труда, форменная одежда, орудия и предметы труда, трудовые действия, личностные качества, результат труда, польза труда для общества, форму организации детской деятельности, а также предполагаемый результат.

Технологическая карта определяет объём знаний дошкольников по определённой профессии.

Представляем вам на слайде пример такой технологической карты.

Тема: «Егерь- страж леса».

Возраст : старший дошкольный возраст (6-7 лет).

Цель: вызвать у детей интерес к профессии егеря, закрепить, обобщить и расширить знания об этой профессии, способствовать развитию связной речи детей, наблюдательности и воображения; воспитывать уважительное отношение к людям, которые заботятся о растения и животных лесов.

дидактическая игра «В гостях у егеря».

Название профессии : Егерь

Место работы: Лес, заповедник, охотхозяйство

Форменная одежда : Голубая форменная рубашка, брюки, куртка, брюки, кепка защитного цвета, плащ, сапоги, значок егеря.

Орудия и предметы труда: Кормушки для животных и птиц, карта местности, журнал учёта, фотоаппарат, бинокль, блокнот и карандаш для записей, приборы для измерения (рулетка, энциклопедия животных и растений леса

Трудовые действия: Наблюдает за растительным и животным миром леса, устанавливает кормушки для животных и птиц, ведёт их учёт, заготавливает корм, устраивает галечники и порхалища с песком для птиц, помогает растениям, животным и птицам, попавшим в беду, расчищает лес от сушняка; высаживает деревья и кустарники, тушит пожары в лесу, координирует работу с командами охотников, борется с браконьерами.

Личностные качества: Эмоциональная устойчивость, крепкое здоровье,

хорошее зрение, острый слух, выносливость,

хорошая память, смелость, решительность, ответственность, трудолюбие, умение быстро принимать решения в стрессовых ситуациях.

Результат труда: Сохранение лесных насаждений, сохранение и поддержание численности животных и птиц, соблюдение правил поведения в лесу.

Польза труда для общества: Охрана растительного и животного мира лесов.

Форма организации : игровая сюжетная ситуация: «В гостях у егеря»

дидактические, коммуникативные, познавательные, логические игры, в ходе которых воспитанники знакомятся с конкретными профессиями, их назначением и функциями. Педагог предлагает детям следующие роли: «егерь», «папа-охотник», «сын» и др. Можно развить следующий сюжет: папа с сыном пришли в лес на охоту, долго ходили по лесу и наткнулись на раненого лосёнка. Им стало жалко малыша, и они решили ему помочь. По лесным знакам, они отыскали лесной домик егеря. И от «лесного хозяина» узнали много интересного о лесе и его обитателях. Как трудно приходится зверям зимой, и как егерь помогает им в голодное время.

Цель - результат: Развивается творческая фантазия для создания сюжета игры, создания недостающих атрибутов, проведения манипуляций с предметами-заместителями, обыгрывания представлений об окружающей действительности. Умеют распределять роли, согласовывать свой замысел с версиями сверстников, договариваться между собой.

Также в содержание технологической карты, имеется раздел «Взаимодействие с родителями воспитанников». В данном случае: оформление альбома «Правила поведения в лесу».

Работа в данном направлении реализуется нами в соответствии с разработанным перспективным планом ознакомления воспитанников с миром профессий взрослых.

Перед вами на слайде выдержка из плана:

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Месяц: сентябрь

Отрасль: Транспорт

Название профессии : Автомеханик

Отрасль: Сельское хозяйство

Название профессии : Овощевод

Месяц: октябрь

Отрасль: Медицина

Название профессии : Ветеринар

Отрасль: Образование и спорт

Название профессии : Фитнес- тренер

Месяц: ноябрь

Отрасль: Пищевая промышленность

Название профессии : Мороженщик

Отрасль: Лёгкая промышленность

Название профессии : Художник- модельер

Вывод: использование в работе с дошкольниками «минуток профориентации» способствует расширению и систематизации представлений дошкольников о многообразии профессий взрослых, местах работы, материалах для труда, форменной одежде, орудиях и предметах труда, трудовых действиях, личностных качествах, результатах труда, пользе труда для общества.

Непродолжительность и регулярность «Минуток профориентации» повышают эффективность работы с дошкольниками в данном направлении.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Физкультурно-фольклорные праздники как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУФизкультурно-фольклорные праздники как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ Консультация для педагогов Спортивные праздники, досуги, развлечения - формы активного отдыха детей. А праздник - это всегда радость,.

Журнал «Вестник ЗОЖ», как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУЖурнал «Вестник ЗОЖ», как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений.

Фотоотчет о коллективной работе по аппликации из готовых форм с детьми старшего дошкольного возраста «Милая мама моя»Фотоотчет о коллективной работе по аппликации из готовых форм с детьми старшего дошкольного возраста «Милая мама моя» Фотоотчет о коллективной работе по аппликации из готовых форм с детьми старшего дошкольного возраста " Милая мама моя" Цель: изготовление.

Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых»Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых» Цель: Познакомить родителей с одной из форм, совместной деятельности взрослого и ребенка. Вашему вниманию, предоставляю опыт работы с родителями,.

Фотоотчёт «Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми дошкольного возраста»Фотоотчёт «Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми дошкольного возраста» Творческая мастерская – одна из форм образовательной деятельности, позволяющая детям проявить свою инициативу, так как предоставляется возможность.

Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству «Осенние берёзки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект образовательной деятельности по художественному творчеству «Осенние берёзки» с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивая пора времени года, многие поэты писали и пишут стихи о красоте природы осенью. В работе с дошкольниками, наблюдая за природными.

Конспект образовательной продуктивной деятельности по лепке из теста детьми старшего дошкольного возрастаКонспект образовательной продуктивной деятельности по лепке из теста детьми старшего дошкольного возраста Конспект подготовила воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. Цель: дать представление детям о тесте,.

Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста» В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической.

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьмиЛэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Минутка профориентации как одна из форм образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 марта 2024 в 23:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Минутка профориентации как одна из форм образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Буравлева (УИ 861013) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД