Екатерина Кашина
Опыт работы по приобщению детей к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Липовская ООШ»
«Лучшая методическая разработка
с использованием ИКТ в ДОУ»
Номинация: праздники с использованием ИКТ
Тема: «Мир – прекрасное творение»
Автор разработки :
Музыкальный руководитель
Кашина Екатерина Владимировна
г. Балахна
2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность понятия: воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину.
Известные педагоги о духовной культуре человека.
Публикация «Опыт работы по приобщению детей к народной культуре» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Цели и задачи дошкольного учреждения по формированию нравственных качеств старших дошкольников.
Заключение.
Список литературы.
Приложения
“Для ребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни. Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка - все соединяется, чтобы оживить то или другое событие”
К. Д. Ушинский
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
В настоящее время идё т интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые требования к дошкольнику как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности.
В ноябре 2009г. Министерством образования и науки РФ утверждены и введены в действие Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В данном документе определены направления, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов.
В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.
В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея, которой я придерживаюсь.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.
Этот путь воспитания поможет стать каждому ребенку высоконравственным, добрым и честным человеком, живущим по библейской заповеди, усвоенной всем христианским миром: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Известный, советский педагог, В. А. Сухомлинский, отмечал, что духовная культура человека будет неполной, если он не обладает знаниями, которые являются основой моральной культуры. Он говорил о том, что надо дать ребенку прекрасных воспитателей. «Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний», - пишет В. А. Сухомлинский.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.
Л. А. Тихомиров рассматривает духовность как устремлённость к высшему, как некий высокий нравственный ориентир, символизирующий силу духа человека. С понятием духовность тесно связано понятие нравственность.
Нравственность - это система высших ценностей, связывающих людей в единую социальную общность.
По определению Т. И. Петраковой, «духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности», поскольку нормы и принципы нравственности получают обоснование в категориях добра и зла.
Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.
Целью нашей работы является обеспечение положительной динамики сформированности нравственных качеств старших дошкольников путем приобщения к православной культуре.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Необходимость восстановления преемственности поколений в восприятии и освоении традиционной культуры своего народа.
Формирование основ национального самосознания, любви к Родине, мировоззрения, основанного на традиционном понимании связи человека с видимым материальным миром, своей семьей, другими людьми и духовным миром.
Для успешной реализации поставленных задач необходимо создание развивающей среды, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечит детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Главный результат, заключается в усвоении ребенком ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям. Формирование духовных потребностей – важнейшая задача воспитания.
В заключении хочется отметить, чтобы достичь положительного результата, работа должна проводиться совместно всех специалистами детского учреждения,с привлечением родителей и тесном контакте с социумом. Для этого необходимо разработать план работы на год, чтобы он был интересным и продуктивным, использовать новые технологии.
Приложение №1
Схема работы по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре
посредствам праздников
Приложение №3
Анкета для родителей
Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?
___
___
2. Существуют ли традиции в вашей семье, и какие?
___
3. Какие народные праздники вы знаете?
___
4. Какие народные праздники вы отмечаете в вашей семье?
___
5. О каком празднике вы узнали у своих предков?
___
6. Как вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?
___
7. Каковы особенности народных традиций вашего города, края?
___
8. Какие формы работы вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники»?
___
___
9. Примите ли вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?
___
___
10. Что бы вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?
___
___
Приложение №4
Рекомендуемые народные подвижные
игры к праздникам
Народные игры «У дядюшки Трифона», «Огородник» Осенний праздник
Народные игры «Золотые ворота», «В углы», «Кузнецы» Праздник «Кузьма – Демьян»
(в избе)
Народные игры «Муха», «Кто с нами?» Развлечение
«Веселые посиделки»
(в избе)
Проведение русской народных игр «Бабка Ежка», Развлечение «Пришла Коляда – отворяй ворота!»
«Слепой козел», «Два мороза»
Народные игры : «Гори, гори, ясно», «Горелки», «Пятнашки» Праздник «Масленица»
(на улице)
Народные игры «Карусель», «Каравай»
Народные игры
«Ай да птица, что за птица!», «Родничок» Праздник «Встреча весны»
Народные игры «Ерыкалице», «Заря – заряница» Праздник «Светлой Пасхи»
Народные игры «Вербочка», «Солнышко – ведрышко»
Народные игры с пасхальными яйцами:
«Бой яйцами», катание яиц с горки. Развлечение
«Красная горка».
Народные игры «Венок»,
«В кресты», «Водяной» Праздник «Березки»
Народные игры «Ручеек», «Горячее место» Праздник «Ивана Купалы»
Список использованной литературы
Аникин В. П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.
Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
Виноградов Г. С. Детский фольклор и быт. (Программа наблюдений.) Иркутск, 1925. - С. 54.
Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.
Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т. И. Осокиной. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры / Под ред. О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой. – М. : Айрис-пресс, 2003