Приложение МААМ

Опыт работы по приобщению детей к народной культуре

Екатерина Кашина
Опыт работы по приобщению детей к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Липовская ООШ»

«Лучшая методическая разработка

с использованием ИКТ в ДОУ»

Номинация: праздники с использованием ИКТ

Тема: «Мир – прекрасное творение»

Автор разработки :

Музыкальный руководитель

Кашина Екатерина Владимировна

г. Балахна

2018 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Актуальность понятия: воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину.

Известные педагоги о духовной культуре человека.

Публикация «Опыт работы по приобщению детей к народной культуре» размещена в разделах

Цели и задачи дошкольного учреждения по формированию нравственных качеств старших дошкольников.

Заключение.

Список литературы.

Приложения

“Для ребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни. Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка - все соединяется, чтобы оживить то или другое событие”

К. Д. Ушинский

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

В настоящее время идё т интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые  требования к дошкольнику  как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности.

В ноябре 2009г. Министерством образования и науки РФ утверждены и введены в действие Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

  В данном документе определены направления, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского,  духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов.

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.

В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея, которой я придерживаюсь.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

Этот путь воспитания поможет стать каждому ребенку высоконравственным, добрым и честным человеком, живущим по библейской заповеди, усвоенной всем христианским миром: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Известный, советский педагог, В. А. Сухомлинский, отмечал, что духовная культура человека будет неполной, если он не обладает знаниями, которые являются основой моральной культуры. Он говорил о том, что надо дать ребенку прекрасных воспитателей. «Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний», - пишет В. А. Сухомлинский.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению  Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.

Л. А. Тихомиров рассматривает духовность как устремлённость к высшему, как некий высокий нравственный ориентир, символизирующий силу духа человека. С понятием духовность тесно связано понятие нравственность.

Нравственность - это система высших ценностей, связывающих людей в единую социальную общность.

По определению Т. И. Петраковой, «духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности», поскольку нормы и принципы нравственности получают обоснование в категориях добра и зла.

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.

Целью нашей работы является обеспечение положительной динамики сформированности нравственных качеств старших дошкольников путем приобщения к православной культуре.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Необходимость восстановления преемственности поколений в восприятии и освоении традиционной культуры своего народа.

Формирование основ национального самосознания, любви к Родине, мировоззрения, основанного на традиционном понимании связи человека с видимым материальным миром, своей семьей, другими людьми и духовным миром.

Для успешной реализации поставленных задач необходимо создание развивающей среды, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечит детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Главный результат, заключается в усвоении ребенком ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям. Формирование духовных потребностей – важнейшая задача воспитания.

В заключении хочется отметить, чтобы достичь положительного результата, работа должна проводиться совместно всех специалистами детского учреждения,с привлечением родителей и тесном контакте с социумом. Для этого необходимо разработать план работы на год, чтобы он был интересным и продуктивным, использовать новые технологии.

Приложение №1

Схема работы по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре

посредствам праздников

Приложение №3

Анкета для родителей

Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?

___

___

2. Существуют ли традиции в вашей семье, и какие?

___

3. Какие народные праздники вы знаете?

___

4. Какие народные праздники вы отмечаете в вашей семье?

___

5. О каком празднике вы узнали у своих предков?

___

6. Как вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?

___

7. Каковы особенности народных традиций вашего города, края?

___

8. Какие формы работы вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники»?

___

___

9. Примите ли вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?

___

___

10. Что бы вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?

___

___

Приложение №4

Рекомендуемые народные подвижные

игры к праздникам

Народные игры «У дядюшки Трифона», «Огородник» Осенний праздник

Народные игры «Золотые ворота», «В углы», «Кузнецы» Праздник «Кузьма – Демьян»

(в избе)

Народные игры «Муха», «Кто с нами?» Развлечение

«Веселые посиделки»

(в избе)

Проведение русской народных игр «Бабка Ежка», Развлечение «Пришла Коляда – отворяй ворота!»

«Слепой козел», «Два мороза»

Народные игры : «Гори, гори, ясно», «Горелки», «Пятнашки» Праздник «Масленица»

(на улице)

Народные игры «Карусель», «Каравай»

Народные игры

«Ай да птица, что за птица!», «Родничок» Праздник «Встреча весны»

Народные игры «Ерыкалице», «Заря – заряница» Праздник «Светлой Пасхи»

Народные игры «Вербочка», «Солнышко – ведрышко»

Народные игры с пасхальными яйцами:

«Бой яйцами», катание яиц с горки. Развлечение

«Красная горка».

Народные игры «Венок»,

«В кресты», «Водяной» Праздник «Березки»

Народные игры «Ручеек», «Горячее место» Праздник «Ивана Купалы»

Список использованной литературы

Аникин В. П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.

Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 144 с.

Виноградов Г. С. Детский фольклор и быт. (Программа наблюдений.) Иркутск, 1925. - С. 54.

Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.

Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.

Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т. И. Осокиной. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры / Под ред. О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой. – М. : Айрис-пресс, 2003

Публикации по теме:

Взаимодействие с семьями воспитанников по приобщению детей к народной культуре МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 91" ДОКЛАД НА ТЕМУ : Взаимодействия с семьями воспи-танников.

Картотека дидактических игр по приобщению детей к истокам русской народной культуры Народные подвижные игрыБлаговещение— птиц на волю отпущение. Раньше в Москве на Благовещение соблюдали обряд «отпущения птиц на волю». Утром.

Конспект по приобщению детей к истокам народной культуры и лепке «Егорий вешний»Конспект по приобщению детей к истокам народной культуры и лепке «Егорий вешний» Програмные задачи : • Познакомить детей с русским праздником «Егорий - вешний» • Совершенствовать речь детей. • Закрепить умения детей лепить.

Занятие по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская народная игрушка. Кукла» Конспект занятия творческой мастерской по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Тема: «Русская.

Обобщение опыта работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре» «Все начинается с детства» Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма.

Опыт работы инструктора по физической культуре с детьми с РАС В настоящее время признано, что по-мощь средствами образования требуется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше,.

Опыт работы «Использование малых фольклорных форм в приобщении детей к русской народной культуре» 1 слайд "Использование малых фольклорных форм в приобщении детей к русской народной культуре" 2 слайд В наше время возникает потребность.

Опыт работы по приобщению дошкольников к чтению * «Чтение книг- тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка….» Эти слова величайшего педагога.

Презентация «Опыт работы детского сада по приобщению детей к истокам русской культуры» Одним из направлений социального развития детей является духовно-патриотическое воспитание, которое вплетается в процесс приобщения их к.

Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Скоморошки» Приложение -2. Кружок - средней группы (см. приложение) С роки Тема занятия Содержание Сентябрь 1 неделя «Во саду ли, в огороде» Д/и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по приобщению детей к народной культуре
Опубликовано: 5 марта 2019 в 20:29
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по приобщению детей к народной культуре» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Кашина (УИ 155815) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД