Получи документы

Опыт работы по приобщению детей к народной культуре

Екатерина Кашина
Опыт работы по приобщению детей к народной культуре

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Липовская ООШ»

«Лучшая методическая разработка

с использованием ИКТ в ДОУ»

Номинация: праздники с использованием ИКТ

Тема: «Мир – прекрасное творение»

Автор разработки :

Музыкальный руководитель

Кашина Екатерина Владимировна

г. Балахна

2018 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Актуальность понятия: воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину.

Известные педагоги о духовной культуре человека.

Публикация «Опыт работы по приобщению детей к народной культуре» размещена в разделах

Цели и задачи дошкольного учреждения по формированию нравственных качеств старших дошкольников.

Заключение.

Список литературы.

Приложения

“Для ребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни. Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка - все соединяется, чтобы оживить то или другое событие”

К. Д. Ушинский

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

В настоящее время идё т интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые  требования к дошкольнику  как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности.

В ноябре 2009г. Министерством образования и науки РФ утверждены и введены в действие Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

  В данном документе определены направления, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского,  духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов.

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.

В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея, которой я придерживаюсь.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

Этот путь воспитания поможет стать каждому ребенку высоконравственным, добрым и честным человеком, живущим по библейской заповеди, усвоенной всем христианским миром: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Известный, советский педагог, В. А. Сухомлинский, отмечал, что духовная культура человека будет неполной, если он не обладает знаниями, которые являются основой моральной культуры. Он говорил о том, что надо дать ребенку прекрасных воспитателей. «Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний», - пишет В. А. Сухомлинский.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению  Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.

Л. А. Тихомиров рассматривает духовность как устремлённость к высшему, как некий высокий нравственный ориентир, символизирующий силу духа человека. С понятием духовность тесно связано понятие нравственность.

Нравственность - это система высших ценностей, связывающих людей в единую социальную общность.

По определению Т. И. Петраковой, «духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности», поскольку нормы и принципы нравственности получают обоснование в категориях добра и зла.

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.

Целью нашей работы является обеспечение положительной динамики сформированности нравственных качеств старших дошкольников путем приобщения к православной культуре.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Необходимость восстановления преемственности поколений в восприятии и освоении традиционной культуры своего народа.

Формирование основ национального самосознания, любви к Родине, мировоззрения, основанного на традиционном понимании связи человека с видимым материальным миром, своей семьей, другими людьми и духовным миром.

Для успешной реализации поставленных задач необходимо создание развивающей среды, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечит детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Главный результат, заключается в усвоении ребенком ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям. Формирование духовных потребностей – важнейшая задача воспитания.

В заключении хочется отметить, чтобы достичь положительного результата, работа должна проводиться совместно всех специалистами детского учреждения,с привлечением родителей и тесном контакте с социумом. Для этого необходимо разработать план работы на год, чтобы он был интересным и продуктивным, использовать новые технологии.

Приложение №1

Схема работы по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре

посредствам праздников

Приложение №3

Анкета для родителей

Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?

___

___

2. Существуют ли традиции в вашей семье, и какие?

___

3. Какие народные праздники вы знаете?

___

4. Какие народные праздники вы отмечаете в вашей семье?

___

5. О каком празднике вы узнали у своих предков?

___

6. Как вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?

___

7. Каковы особенности народных традиций вашего города, края?

___

8. Какие формы работы вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники»?

___

___

9. Примите ли вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?

___

___

10. Что бы вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?

___

___

Приложение №4

Рекомендуемые народные подвижные

игры к праздникам

Народные игры «У дядюшки Трифона», «Огородник» Осенний праздник

Народные игры «Золотые ворота», «В углы», «Кузнецы» Праздник «Кузьма – Демьян»

(в избе)

Народные игры «Муха», «Кто с нами?» Развлечение

«Веселые посиделки»

(в избе)

Проведение русской народных игр «Бабка Ежка», Развлечение «Пришла Коляда – отворяй ворота!»

«Слепой козел», «Два мороза»

Народные игры : «Гори, гори, ясно», «Горелки», «Пятнашки» Праздник «Масленица»

(на улице)

Народные игры «Карусель», «Каравай»

Народные игры

«Ай да птица, что за птица!», «Родничок» Праздник «Встреча весны»

Народные игры «Ерыкалице», «Заря – заряница» Праздник «Светлой Пасхи»

Народные игры «Вербочка», «Солнышко – ведрышко»

Народные игры с пасхальными яйцами:

«Бой яйцами», катание яиц с горки. Развлечение

«Красная горка».

Народные игры «Венок»,

«В кресты», «Водяной» Праздник «Березки»

Народные игры «Ручеек», «Горячее место» Праздник «Ивана Купалы»

Список использованной литературы

Аникин В. П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.

Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 144 с.

Виноградов Г. С. Детский фольклор и быт. (Программа наблюдений.) Иркутск, 1925. - С. 54.

Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.

Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.

Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т. И. Осокиной. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры / Под ред. О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой. – М. : Айрис-пресс, 2003

Публикации по теме:

Взаимодействие с семьями воспитанников по приобщению детей к народной культуре МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 91" ДОКЛАД НА ТЕМУ : Взаимодействия с семьями воспи-танников.

Картотека дидактических игр по приобщению детей к истокам русской народной культуры Народные подвижные игрыБлаговещение— птиц на волю отпущение. Раньше в Москве на Благовещение соблюдали обряд «отпущения птиц на волю». Утром.

Конспект по приобщению детей к истокам народной культуры и лепке «Егорий вешний»Конспект по приобщению детей к истокам народной культуры и лепке «Егорий вешний» Програмные задачи : • Познакомить детей с русским праздником «Егорий - вешний» • Совершенствовать речь детей. • Закрепить умения детей лепить.

Занятие по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская народная игрушка. Кукла» Конспект занятия творческой мастерской по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Тема: «Русская.

Обобщение опыта работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре» «Все начинается с детства» Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма.

Опыт работы инструктора по физической культуре с детьми с РАС В настоящее время признано, что по-мощь средствами образования требуется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше,.

Опыт работы «Использование малых фольклорных форм в приобщении детей к русской народной культуре» 1 слайд "Использование малых фольклорных форм в приобщении детей к русской народной культуре" 2 слайд В наше время возникает потребность.

Опыт работы по приобщению дошкольников к чтению * «Чтение книг- тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка….» Эти слова величайшего педагога.

Презентация «Опыт работы детского сада по приобщению детей к истокам русской культуры» Одним из направлений социального развития детей является духовно-патриотическое воспитание, которое вплетается в процесс приобщения их к.

Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Скоморошки» Приложение -2. Кружок - средней группы (см. приложение) С роки Тема занятия Содержание Сентябрь 1 неделя «Во саду ли, в огороде» Д/и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по приобщению детей к народной культуре
Опубликовано: 5 марта 2019 в 20:29
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД