Папки-передвижки

Пояснительная записка к программе «Мир шахматных фигур глазами дошкольника» (2 фото)

Виктория Вахрушова
Пояснительная записка к программе «Мир шахматных фигур глазами дошкольника»

«Польза игры в шахматы значительна и многогранна, это отмечали многие выдающиеся деятели на протяжении многих веков. Примечательно то, что в процессе игры в шахматы идет одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, в гармоничном развитии которого и состоит основная польза шахмат. В процессе занятия шахматами идет развитие как логического, так и абстрактного мышления.» Но как адаптировать такую сложную и многогранную игру к освоению ее младшими дошкольниками? В этой статье я предлагаю вашему вниманию программу составленную моим наставником Анненковой Татьяной Степановной, детским психологом, проработавшим в саду более 30 лет. Суть ее в гармоничном развитие личности младшего дошкольника с помощью шахмат.

Публикация «Пояснительная записка к программе „Мир шахматных фигур глазами дошкольника“» размещена в разделах

А так же хочется ответить на вопрос, который часто встает перед педагогами сада, а именно, может ли один и тот же материал использовать во всех областях развития дошкольников в любых возрастных группах при условии постепенного усложнения материала. Хочется пояснить, что моя работа была посвящена так называемым «пред шахматам», т. е. после первого и второго года работы дети все еще не будут уметь играть в шахматы, при условии, что этой игре их дома не обучат родители. Сама эта цель не стоит перед автором и такой результат возможен лишь как побочное, хоть и очень позитивное, свойство.

Начиная свою деятельность с шахматами я и сама не подозревала какой живой интерес и отклик могу найти в детских сердцах. Дети относились к фигурам, как к живым, ждали день когда смогут встретится с полюбившимися героями. Так же хочется отметить, что вся театральная работы связанная с шахматами сильно способствует развитию социализации и индивидуализации, что является основной целью педагогической деятельности.

Работу с шахматами я предлагаю вести в нескольких направлениях два раза в неделю. А именно:

-Количество и счет

-Лепка и рисование

-Логика

-Шахматные сказки

-Пальчиковые игры

-Подвижные игры

-Упражнения на развития координации

-Упражнения на профилактику снижения зрения

По итогам года было проведено заключительное мероприятие с детьми «Мир шахматных фигур».

Особое значение в этой работе имеют шахматные сказки, поскольку «театрализованные игры решают целый комплекс поставленных программой и ФГОС задач :

• Формируется социальная адаптация (дети учатся общаться со сверстниками, слушать других, аргументировать собственное мнение)

• Происходит познание окружающего мира

• Развивается речь

• Развиваются творческие возможности и эстетический вкус, таким образом мы влияем на развитие индивидуальности.»

Шахматные сказки представляют собой переделанные под работу с шахматами русские народные сказки, например «Теремок», в которых все действующие персонажи заменены на шахматные фигуры. Таким образом ребенок учится не только примерять на себя роль из сказки, но и адаптировать ее к своим знаниям шахмат. Это очень забавляет детей, способствует развитию их креативности. «Мир на изнанку», вот чего так часто не хватает нашим детям в реальном мире запретов, правил и готовых формул.

Пояснительная записка к программе «Мир шахматных фигур глазами дошкольника»

Анненковой Татьяной Степановной была разработана картотека пальчиковых игр с шахматами и различных гимнастик. Она изложена в мой разработке "Путешествие в мир шахматных фигур» и широко применялась мною в работе по развитию речи с детьми второй младшей группы, а так же в развитие у них координации.

Не менее увлекательной была для ребят и меня работа по изобразительной деятельности с шахматами. Суть ее в том, что дети обводят низ фигуры и дорисовывают целостную картинку согласно образовавшимся трафаретам. Такую работу можно подвести к любой лексической теме и она хорошо развивает нестандартное мышление присущее дошкольникам.

Фото «Мир шахматных фигур глазами дошкольника»

Примечательно то, что начав работу с готовой разработкой я стала вносить свои дополнения, поскольку все в этой программе направлено на творчество в труде педагога. Безусловно и дети вносили коррективы, дополняли своими идеями ход нашей деятельности.

Перед началом написания статьи я обратилась к поискам литературы по данной тематике и обнаружила, что вопрос использования шахмат начиная со второй младшей группы ни кем ранее не рассматривался, по этому я считаю что данная статья и предлагающаяся к ней разработка может быть интересна многим педагогам в их поиске простых недорогостоящих решения создания развивающей среды группы и в возможности развивать инициативность и индивидуальность младших дошкольников и это еще без учета влияния самой игры в шахматы на развитие ребенка.

«Ведь начиная увлекаться данной игрой с детства ребёнок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе», что совершенно необходимо в современном высоко конкурентоспособном обществе. «При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая ценный и нужный опыт.»

Список используемых в статье интернет ресурсов:

1. Polzavred.ru/Polza-shaxmat.html

2. Rusreqioninform.ru

Автор статьи Вахрушова В. М. Разработчик программы Анненкова Т. С.

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Пояснительная записка к методическому семинару «Мир здорового питания» «Сначала – питание, и лишь потом воспитание» - пела в одном советском мультфильме Клара Румянова голосом непослушных птенцов. И не согласиться.

Пояснительная записка к проведению. Мониторингов ЗУН для детей с ОВЗ Для продвижения ребенка с интеллектуальной недостаточностью в развитии, его дальнейшей социальной адаптации необходим минимальный уровень.

Пояснительная записка к воспитательной программе «Расту гражданином» для детей II ступени с ОВЗ (продолжение)Пояснительная записка к воспитательной программе «Расту гражданином» для детей II ступени с ОВЗ (продолжение) Структура и организация воспитательной Программы строятся с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями.

Пояснительная записка к занятию «Хорошо — плохо?» Конспект НОД «Что такое хорошо, что такое плохо» составлен в соответствии с задачами программы воспитание и обучение в детском саду на основе.

Пояснительная записка к занятию «Сказка за сказкой» Занятие для детей старшей группы, на основе методических рекомендаций программы «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой (Программа и методическое.

Пояснительная записка музыкального руководителя к перспективным планам занятий ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Перспективные планы музыкальных занятий разработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными.

Пояснительная записка к работе театральных гостиных Предисловие к работе театральных гостиных Если дети – это «цветы жизни», то растут они в семье. Воспитывают детей прежде всего родители.

«Профилактика социально-значимых заболеваний и здоровьесберегающие технологии» (пояснительная записка к программе) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ В настоящее время все более актуальным становится внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих.

Пояснительная записка к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие» Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа «Познавательное развитие» разработана на основе программы дополнительного образования «Все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пояснительная записка к программе «Мир шахматных фигур глазами дошкольника»
Опубликовано: 11 апреля 2017 в 23:54
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД