Виктория Вахрушова
Пояснительная записка к программе «Мир шахматных фигур глазами дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
«Польза игры в шахматы значительна и многогранна, это отмечали многие выдающиеся деятели на протяжении многих веков. Примечательно то, что в процессе игры в шахматы идет одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, в гармоничном развитии которого и состоит основная польза шахмат. В процессе занятия шахматами идет развитие как логического, так и абстрактного мышления.» Но как адаптировать такую сложную и многогранную игру к освоению ее младшими дошкольниками? В этой статье я предлагаю вашему вниманию программу составленную моим наставником Анненковой Татьяной Степановной, детским психологом, проработавшим в саду более 30 лет. Суть ее в гармоничном развитие личности младшего дошкольника с помощью шахмат.
Публикация «Пояснительная записка к программе „Мир шахматных фигур глазами дошкольника“» размещена в разделах
А так же хочется ответить на вопрос, который часто встает перед педагогами сада, а именно, может ли один и тот же материал использовать во всех областях развития дошкольников в любых возрастных группах при условии постепенного усложнения материала. Хочется пояснить, что моя работа была посвящена так называемым «пред шахматам», т. е. после первого и второго года работы дети все еще не будут уметь играть в шахматы, при условии, что этой игре их дома не обучат родители. Сама эта цель не стоит перед автором и такой результат возможен лишь как побочное, хоть и очень позитивное, свойство.
Начиная свою деятельность с шахматами я и сама не подозревала какой живой интерес и отклик могу найти в детских сердцах. Дети относились к фигурам, как к живым, ждали день когда смогут встретится с полюбившимися героями. Так же хочется отметить, что вся театральная работы связанная с шахматами сильно способствует развитию социализации и индивидуализации, что является основной целью педагогической деятельности.
Работу с шахматами я предлагаю вести в нескольких направлениях два раза в неделю. А именно:
-Количество и счет
-Лепка и рисование
-Логика
-Шахматные сказки
-Пальчиковые игры
-Подвижные игры
-Упражнения на развития координации
-Упражнения на профилактику снижения зрения
По итогам года было проведено заключительное мероприятие с детьми «Мир шахматных фигур».
Особое значение в этой работе имеют шахматные сказки, поскольку «театрализованные игры решают целый комплекс поставленных программой и ФГОС задач :
• Формируется социальная адаптация (дети учатся общаться со сверстниками, слушать других, аргументировать собственное мнение)
• Происходит познание окружающего мира
• Развивается речь
• Развиваются творческие возможности и эстетический вкус, таким образом мы влияем на развитие индивидуальности.»
Шахматные сказки представляют собой переделанные под работу с шахматами русские народные сказки, например «Теремок», в которых все действующие персонажи заменены на шахматные фигуры. Таким образом ребенок учится не только примерять на себя роль из сказки, но и адаптировать ее к своим знаниям шахмат. Это очень забавляет детей, способствует развитию их креативности. «Мир на изнанку», вот чего так часто не хватает нашим детям в реальном мире запретов, правил и готовых формул.
Анненковой Татьяной Степановной была разработана картотека пальчиковых игр с шахматами и различных гимнастик. Она изложена в мой разработке "Путешествие в мир шахматных фигур» и широко применялась мною в работе по развитию речи с детьми второй младшей группы, а так же в развитие у них координации.
Не менее увлекательной была для ребят и меня работа по изобразительной деятельности с шахматами. Суть ее в том, что дети обводят низ фигуры и дорисовывают целостную картинку согласно образовавшимся трафаретам. Такую работу можно подвести к любой лексической теме и она хорошо развивает нестандартное мышление присущее дошкольникам.
Примечательно то, что начав работу с готовой разработкой я стала вносить свои дополнения, поскольку все в этой программе направлено на творчество в труде педагога. Безусловно и дети вносили коррективы, дополняли своими идеями ход нашей деятельности.
Перед началом написания статьи я обратилась к поискам литературы по данной тематике и обнаружила, что вопрос использования шахмат начиная со второй младшей группы ни кем ранее не рассматривался, по этому я считаю что данная статья и предлагающаяся к ней разработка может быть интересна многим педагогам в их поиске простых недорогостоящих решения создания развивающей среды группы и в возможности развивать инициативность и индивидуальность младших дошкольников и это еще без учета влияния самой игры в шахматы на развитие ребенка.
«Ведь начиная увлекаться данной игрой с детства ребёнок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе», что совершенно необходимо в современном высоко конкурентоспособном обществе. «При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая ценный и нужный опыт.»
Список используемых в статье интернет ресурсов:
1. Polzavred.ru/Polza-shaxmat.html
2. Rusreqioninform.ru
Автор статьи Вахрушова В. М. Разработчик программы Анненкова Т. С.