Приложение МААМ

Из опыта работы «Мир вокруг тебя»

Дмитриева Оксана Владимировна
Из опыта работы «Мир вокруг тебя»
▼ Скачать + Заказать документы

Дмитриева Оксана Владимировна

воспитатель МКДОУ Д/с№172

г. Новосибирск

«Мир вокруг тебя»

(из опыта работы)

Человек- часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.

Публикация «Из опыта работы „Мир вокруг тебя“» размещена в разделах

В 30-е годы биолог и селекционер И. В. Мичурин утверждал, что мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее- наша задача. К сожалению, долгое время люди во всем мире так и поступали. Теперь ученые горько шутят о том, что мы так много взяли у природы, что не можем ждать от нее милости. Поэтому настало время осознать каждому – сбереги и сохрани, где стоишь, где живешь!

Я очень люблю природу. Слова Мичурина тронули мою душу. Это и явилось выбором темы моей кружковой работы «Мир вокруг тебя».

Считаю, что дошкольный возраст - это оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.

У ребенка появляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой.

Систематическое ознакомление с объектами и явлениями природы развивает у детей наблюдательность и внимание, интерес и любознательность.

Работа кружка ведется по перспективному плану (1 раз в неделю). Занятия стараюсь проводить в экологической комнате или открытом воздухе. Экологическая комната в нашем детском саду появилась в результате целенаправленной работы сотрудников детского сада и родителей воспитанников. Мы с детьми ухаживаем за комнатными растениями в экологической комнате: поливаем, рыхлим землю, пересаживаем, вытираем пыль с листьев и т. д.

Огромную помощь в экологическом воспитании оказывает организованная пространственная среда в детском саду.

В уютном холле у нас расположены аквариумы с диковинными декоративными рыбками и террариум. Ни один родитель и ребенок не пройдет равнодушно, обязательно остановится, полюбуется и утром, и вечером.

Кружковые встречи с детьми провожу непременно в нетрадиционной форме:

- экологические экскурсии;

-уроки доброты;

-уроки мышления (предлагаю детям проблемные ситуации, решение которых должно сопровождаться пояснением ребенка: Тебе захотелось погулять по лугу, побегать по дорожкам, но на одной дорожке прыгает кузнечик, а по другой ползет большой черный жук. Какую дорожку ты выберешь? Почему? И т. д.);

-экологические конкурсы;

- КВН, викторины;

-экологические акции (например, зимой проводим акции «Покормите птиц зимой». Акция по изготовлению и развешиванию кормушек- важнейшая составляющая экологической работы в детском саду. А результаты детско- родительских «кормушечных» конкурсов, как правило, поражают воображение выдумкой и искусностью поделок: тетрапаки,коробки от тортов, бутылки, коробки от новогодних подарков; но были и шедевры- резные, деревянные, долговечные);

- трудовой десант,

- зеленый патруль, клуб исследователей природы;

-лаборатория юного эколога (работа с лупами- рассматривание строения насекомых и т. п.);

-составление экологических карт (возникли после прополки сорняков- лишние в природе? Комары);

-выделение «Панорамы добрых дел»;

- ведение календарей природы (в соответствии с требованиями по организации развивающей среды, в уголках природы всех возрастных групп нашего детского сада имеются календари).

Работа с таким календарем предполагает совместную работу воспитателя и детей по наблюдению за сезонными изменениями в природе. Также мы ведем долгосрочные календари наблюдения - схему роста какого- либо растения (например, одуванчика);

-коллекционирование;

-День экологического творчества;

- экологические праздники (в нашем саду сложилась традиция проводить 22 апреля «День земли»);

-экологические сказки.

Опыт показывает, что некоторые понятия более естественно усваиваются именно на открытом воздухе. Загадки природы можно увидеть в непосредственной близости. Даю рекомендации совместно детям и родителям – выбрать объект для наблюдения по дороге из дома в детский сад, из детского сада домой (за деревом, кустарником, лугом) и долговременно отмечать, какие происходят изменения. Затем ребята рассказывают об изменениях или показывают зарисовки длительных наблюдений, (кто-то выбирает рябину у дома, березку возле детского сада, цветники, луг).

Смену времен года можно созерцать и регистрировать ежедневно (наблюдения на прогулках); надвигающиеся тучи, которые вскоре прольются дождем или наблюдение за птицей, которая вьет гнездо. В нашей парковой зоне это возможно.

А однажды летом у нас появилась белка.

И эта ситуация сама подсказала тему долгосрочного наблюдения. Мы с детьми наблюдали, как белка передвигается по деревьям (т. е. как приспособлено строение ее ног к передвижению, чем она питается и как поедает корм. Мы вместе с детьми сделали ей деревянный домик. Но белка выбрала воронье гнездо на самой макушке ели. В этот период мы с детьми собирали материал, чтобы более подробно узнать о жизни белок (дети несли видеофильмы, энциклопедии, фотографии и т. д.) Узнали, как и где в природе белка устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки, и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Показывая одновременно картины о жизни белки в осеннее- зимний и весеннее- летний периоды, дети увидели панораму событий в разные сезоны, приспособленность белки к сезонно меняющимся условиям жизни, рост и развитие бельчат, заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни. В начале осени белка с территории детского сада ушла. Я предложила детям придумать рассказ (пофантазировать) о том, куда и зачем она ушла (истории все были с хорошим концом). Для детей, таким образом, исчезновение белки прошло безболезненно.

Еще был случай, когда к нам прилетела большая белая сова.

Мы с детьми наблюдали за ней целый день. Дети сопереживали ей, т. к. ее то и дело атаковали стаи птиц (вороны, сороки, воробьи). Скорее всего, в ночное время она и улетела. Нам с детьми опять представился отличный случай понаблюдать за лесным представителем воочию. И снова дети несли различную литературу, видеофильмы, фотографии. Рассмотрев все, мы узнали более подробно о приспособленности сов к жизни в экосистеме леса.

Такие наблюдения могут надолго приковать внимание ребенка и остаться у него в памяти надолго.

В весенний период вместе с детьми сажаем семена томатов, перца и баклажанов; сеем на рассаду семена однолетних цветов (бархатцы, астры, годеция)- у нас на участке много цветников; семена базилика и сельдерея.

Пикируем подросшую рассаду овощных культур. На нашем огороде есть парник, в который мы и высаживаем рассаду овощных культур.

На грядки с детьми высаживаем кабачки, тыкву, горох, лук- чернушку, салат, петрушку, редис, морковь.

Учу детей ухаживать за клубникой (весной - обираем сухие листья, рыхлим землю, в течение лета - обрезаем усы, урожаем лакомимся, сами и угощаем детей из других групп).

Посадка и выращивание растений в течение лета дают ребенку пример причинно-следственных отношений, знание закономерностей роста, названия новых орудий труда (тяпка, лопатка для рыхления, грабли, секатор, пульверизатор, цветов (флоксы, мальва, петуния и т. д.).

Природные взаимоотношения несут в себе вопросы, отвечая на которые ребенок развивается интеллектуально. Когда ребенок спрашивает:

“Почему снежная баба становится меньше?”, - он приобретает знания о разнице температур и таянии.

На природе расширяются и языковые возможности ребенка, поскольку столкновение с массой новых вещей, которые он наблюдает, трогает и нюхает, вызывает естественное желание послушать о них рассказ воспитателя.

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Это необходимо воспитывать с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру мы прививаем для развития более сложных нравственных чувств, гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка противоречиво. Положительно относясь к природе, дети совершают отрицательные поступки - рвут цветы и тут же их бросают, обижают животных.

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно - эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок может не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные.

Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему миру, развитие навыков ухода за животными и растениями зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. Я работаю в тесном сотрудничестве с родителями: беседы, консультации, папки - передвижки. Родители активно участвуют в акциях, которые мы проводим и т. д.

Человечество сейчас борется за то, чтобы земля не превратилась в огромный зоологический музей, и чтобы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.

Публикации по теме:

«Мир вокруг нас!» «Мир вокруг нас!» (конспект занятия по познавательному развитию) Образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных.

КВН для родителей и детей «Мир вокруг нас. Животный и растительный мир» КВН «Мир вокруг нас» Цель: актуализировать знания родителей и детей о животном и растительном мире Ведущая: — Здравствуйте, дети! Здравствуйте,.

Методическое пособие «Мир вокруг нас»Методическое пособие «Мир вокруг нас» Цель: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста, воспитание позитивно-действенного отношения к природе. ЗАДАЧИ:.

Презентация «Сохрани мир вокруг себя» Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов по.

Проект «Мир вокруг нас» ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТА тип - педагогический; по характеру содержания - сотруднический; по характеру контактов – открытый; по продолжительности.

Программа «Мир вокруг нас» «Шарбаты ауданыны №2 жалпы негізгі білім беру мектебі» ММ ГУ «Основная общеобразовательная школа №2 Щербактинского.

Развивающая прогулка в детском саду «Мир вокруг нас»Развивающая прогулка в детском саду «Мир вокруг нас» Тема " Мир вокруг нас" Цель: учить детей определять приметы осени Задачи: -закреплять знания о сезонных изменениях; - продолжать учить.

Сценарий НОД в средней группе «Мир вокруг нас» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №21» Сценарное содержание непосредственно образовательной деятельности в.

Устный журнал «Мир вокруг нас» Определенный интерес у дошкольников старшего возраста может вызвать такая форма занятия, как устный журнал. Например на тему: «Мир вокруг.

Экологический проект «Мир вокруг нас» Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Из опыта работы «Мир вокруг тебя»
Опубликовано: 28 февраля 2018 в 18:15
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Мир вокруг тебя»» (включая файлы) размещена пользователем Дмитриева Оксана Владимировна (УИ 1484088) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД