Юлия Бродовская
«Мир здоровья». Конспект занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе. «Мир здоровья».
Цели: Уточнить и закрепить знания детей об органах слуха, зрения, обоняния; закреплять знания о частях тела; развивать навыки коллективной работы; учить детей само массажу ;умение детей быть ловкими и быстрыми; воспитывать привычку к здоровому образу жизни; формировать логическое мышление, музыкальный слух.
Публикация «„Мир здоровья“, Конспект занятия в старшей группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: Тарелочки с чесноком; картинки –нос, глаза, уши, руки, ноги (или фигура человека) ;колокольчик; лист бумаги; карандаши чёрного, музыка.
Предварительная работа: Беседа о строение человеческого тела, об органах слуха, зрения, обоняния; разучивание гимнастики, массажа.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло много гостей. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в путешествие в «Мир здоровья», где нас ждет много интересного и познавательного.
Ребята, вы что не будь чувствуете у нас в группе какой-то запах. Резкий, не очень приятный, но приносящий пользу здоровью.
Любит он от всех долой,
Скрыться в землю с головой,
Как поспеет – лист желтеет,
Может выкопать любой.
Как приправа, как лекарство,
Всех излечит это яство… (Чеснок)
Как вы думаете о чем идет речь?
Дети: Запах чеснока. (пахнет чесноком) .
Воспитатель: Что вам помогло почувствовать запах чеснока?
Дети: нос.
Воспитатель: совершенно верно. Это наш с вами нос. А вы знаете что нос может распознавать, разные запахи приятные и даже опасные. А ещё для чего нам нужен нос?
Дети: чтобы дышать, распознавать различные запахи.
Воспитатель: Совершенно верно. Нос нужен человеку для дыхания.
А давайте посмотрим строение нашего с вами носа. (рассматривание картинки с изображением носа)
У нас в носу есть ворсинки, когда человек вдыхает воздух через нос, на ворсинки оседают все пылинки и в лёгкие попадает уже чистый воздух. Чтобы наш нос хорошо дышал.
Воспитатель предлагает детям немного поиграть.
«Поиграем с носиком
) «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
) «Носик балуется»
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
) «Носик нюхает приятный запах»
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
) «Носик поет песенку»
На выдохе ребенок постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
) «Погреем носик»
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.
Ну вот наш носик нагулялся, ему пора возвращаться домой
«Носик возвращается домой»
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
- Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
И соседу покажи.
-Надо носик очищать,
на прогулку собирать.
-Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
-Вот так носик –баловник!
Он шалить у нас привык.
-Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
-Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
-Надо носик нам погреть,
его немного потереть
-Нагулялся носик мой,
возвращается домой.
Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь нам не страшны микробы и вирусы.
Вы слышите? Какой - то необычный звук? Что это?
Дети: Звенит колокольчик.
Воспитатель: А что вам помогло услышать звон колокольчика?
Дети: Наши уши!
Воспитатель: Совершенно верно. Уши помогают нам слышать разные звуки. Давайте посмотрим строение наших ушей. (рассматривание картинок с изображением уха)
-Давайте рассмотрим, как же устроено наше ухо,
- посмотрите на уши друг друга,
-потрогайте их,
- то что вы видите называется ушная раковина, она находиться по бокам головы, повторите….
она собирает звук и направляет его в слуховой проход …
-он похож на что? узкий коридорчик, дальше звук бежит по нему и ударяется о тонкую плёночку, натянутую как на барабане, она и называется барабанная перепонка
Вот какое сложное слово, звуковые волны ударяются об нее как о барабан и передают сообщение в наш мозг, а там все поступающие сигналы, превращаются в понятные для человека слова и звуки
Я вам сейчас покажу, как это происходит:
ОПЫТ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ, С ТРУБОЧКОЙ И ШАРИКОМ
ОПЫТ С МУЗЫКОЙ
-Ребятки, послушайте что это звучит?
-Вам хорошо слышно как звучит колокольчик?
-А сейчас закройте уши ладошкой
-Вам хорошо слышно музыку?
-Почему?
- Да, когда уши закрыты руками, то звук слышится хуже, это происходит, потому что звук встречает препятствие на пути и не может пройти к барабанной перепонке.
Так вот когда человек теряет слух, то становится глухим
Воспитатель давайте с вами немного поиграем.
Подвижная игра «Ау
-Ребята, давайте поиграем в игру «Ау», будьте внимательны, тогда обязательно угадаете голоса друг друга.
Дети встают в круг, водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Все дети идут по кругу, держась за руки, и произносят слова: «Саша, ты сейчас в лесу мы кричим тебе: – ау!». Один из детей, на кого покажет воспитатель, тихим голосом произносит «Ау, Саша!». Водящий должен по голосу определить, кто сказал «Ау»
Воспитатель: Всё вокруг нас наполнено самыми разными звуками. Они заполняют тишину. Это шумовые и музыкальные звуки.
Воспитатель: Ребята, а что бы мы с вами слушали ещё лучше, мы сделаем массаж своим ушам.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
2. Основная часть
Упражнения с ушками.
) «Найдем и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому.
) «Похлопаем ушками»
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
) «Потянем ушки»
ребенок захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
) «Погреем ушки»
ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
3. Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз Действия можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорее покажи.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
А раз кончилась игра,
Наступила тишина!
Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас о чём говорили?
Дети: что мы слышим ушами, дышим носом.
Воспитатель: совершенно верно. Говорили о том, что уши- помогают слышать, а нос –дышать.
А что нам помогает с вами видеть?
Дети: Наши глаза. Давайте рассмотрим картинки с изображением глаз
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Посмотрите на эту матрешку. Чего у нее не хватает?
Дети: Глаз.
Воспитатель: Правильно. А вам нравится такая матрешка без глаз?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте, теперь сядем с вами за столы и нарисуем матрешкам глаза, чтобы они были красивые.
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Посмотрите какие красивые матрешки получились.
Воспитатель: Молодцы! Ребята с помощью чего вы рисовали?
Дети: с помощью рук.
Воспитатель : Правильно. Посмотрите на свои руки. У мальчиков они крепкие, сильные. У девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки.
А для чего ещё нужны нам руки?
Дети: чтобы играть, строить из кубиков, рисовать…
Воспитатель: Совершенно верно. Ведь они могут всё : обнять,, дать корм голодным птичкам, красиво накрыть на стол, помочь близкому и ….
(дети встают возле стульчиков) .
А теперь давайте возьмёмся за руки и почувствуем тепло рук ваших друзей, которые всегда придут на помощь. Смотрите, из наших рук получились мосты дружбы. Если мы будем помогать друг другу, то мосты всегда будут прочными и крепкими как наша с вами дружба.
(садятся на стульчики) .
Воспитатель: А сейчас мы с вами опять поиграем с нашими руками.
«Поиграем с ручками»
1. Подготовительный этап
Дети растирают ладони до приятного тепла.
2. Основная часть
а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
3. Заключительный этап
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру массаж.
Разотру ладошки сильно,
каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Отдыхает детвора.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, как вы думаете для чего нам нужны ноги?
Дети: чтобы ходить, бегать, ….
Воспитатель: Правильно. Послушайте стихотворение.
Говорить не могут ноги -Им положено молчать
.Hоги могут по дороге, За грибами в лес шагать,
Бегать в валенках по снегу,
Мчать по пляжу босиким,
Могут прыгать, могут бегать,
А, устав, идти пешком.
Говорю я это маме, А она твердит олять
:- Перестань болтать ногами!Сколько можно повторять?
Воспитатель: Правда ребята хорошо, что у нас две ноги.
«Поиграем с ножками»
1. Подготовительный этап
Удобно сесть и расслабиться.
2. Основная часть
а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу от пальцев до щиколотки.
б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
ж) растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
3. Заключительный этап
а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
б) Посидеть спокойно, расслабившись.
Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей.
Комплекс можно сопровождать стихами:
Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем.
На каждую ножку крема понемножку.
Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо!
Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья, нужна.
Это помни ты всегда!
Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся
И не отвлекайся.
По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно –
Это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй догони!
Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.
Раз –сгибай, два – выпрямляй
Ну, активнее давай!
Вот работа, так работа,
Палочку катать охота.
Веселее ты катай
Да за нею поспевай.
В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Скажем все: «Спасибо!»
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.
Я хочу вам подарить на память медальки клуба «Здоровье».
Наше путешествие подошло к концу. Вам оно понравилось? О чём мы говорили на занятии? Что для вас было интересного? .