Модель предметно-развивающей среды для детей раннего возраста

Светлана Самородова
Модель предметно-развивающей среды для детей раннего возраста

«Модель предметно-развивающей среды

для детей раннего возраста»

Выполнила

Самородова Светлана Дмитриевна

Г. Тамбов МБДОУ

«Детский сад №66 «Тополёк»

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»

Предметно - пространственная развивающая среда рассчитывает на:

• доступность для детей всех помещений образовательного учреждения, где осуществляется образовательный процесс.

• свободный подход воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.

В группе раннего возраста активно задействована комфортная для малышей зона на «уровне детских глаз». В доступном уровне для ребёнка расположены игрушки, пособия, атрибуты, спортинвентарь. Уголки и центры, расположенные в определенном порядке и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающих сред, «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться.

Предметно - пространственная среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Для самостоятельного активного целенаправленного действия детей раннего возраста во всех видах деятельности созданы все условия в группе.Все игровое пространство доступно детям: игрушки, развивающие игры, дидактический материал. Каждый ребенок может сам решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности за их использование. Дети учатся быть хозяевами. Воспитатели помогают детям овладеть рациональными способами хранения игрушек и умением логически группировать их.

Предметно - пространственная среда должна быть удобной и обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром. При создании развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении должна учитываться ведущая роль игровой деятельности.

С учетом ФГОС организация предметно – развивающейся средыв группе должна быть организована следующим образом:

Сенсорный уголок.

Сенсорный уголок направлен наразвитие восприятия, мелкой моторики, воображения.Комплектация: доски - лото с вкладышами, пирамидки, шнуровки, прищепки основных цветов, магнитные доски, банки с сыпучим материалом, разные виды мозаик и дидактических игр.

Центр творчества.

В раннем возрасте малыши очень любят рисовать. В центре изобразительной деятельности имеется бумага для рисования,фломастеры, карандаши, мелки. А также штампики, кисточки, гуашь, ватные палочки, трафареты, раскраски, пластилин, формочки для лепки. Здесь дети развиваю свои эстетические чувства, художественный вкус и мелкую моторику рук.

Уголок «Ряжения».

Малыши в раннем возрасте любят наряжаться в мамины платья и примерять папины вещи. В уголке «ражения» дети могут удовлетворить своё стремление к переодеванию.

Дети могут надевать халатики, костюмы сказочных героев, маски животных, причесать друг друга, кукол и т. д.

Театральный уголок.

В театральном уголке происходит знакомством детей с разнообразием театра, чтобы каждый ребёнок сначала познакомился, а затем мог сам попытаться поиграть с куклой и начать говорить и действовать от её лица. Поэтому в уголке подобраны разные виды театра, такие как театр на фланелеграфе, теневой театр, Би-ба-бо, настольный, пальчиковый, на магнитиках и. т. д.

Встреча с героями из сказок помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Зона двигательной активности.

В уголке физического развития представлены разнообразные мячи для игр и массажа, атрибуты для развития ловкости и меткости. Дорожки для закаливания и оздоровления. Основной целью работы этого уголка является то, чтобы дети росли крепкими и здоровыми, чтобы у воспитанников появился интерес к спортивным занятиям.

Уголок уединения.

Каждый человек, в том числе и ребёнок, время от времени испытывает потребность в уединении. Чтобы восстановить душевное равновесие, ребёнок может наедине с самим собой поиграть с куклой, с машинкой, посмотреть на вращающиеся листочки, рассмотреть картинки на стене. Для этого в группе оборудована небольшая комната из прозрачной ткани, где воспитатель может проконтролировать то, чем занят ребёнок.

Экспериментальный уголок.

В экспериментальном уголке имеются игрушки для игр с водой и песком. Лопатки, совки, формочки, кораблики. Игры с водой вызывают положительные эмоции у детей. Дети экспериментируют, знакомятся со свойствами различных предметов, материалов, закрепляют представления о величине, форме, цвете, развивают мелкую моторику рук. И в центре подобраны удочки, рыбки разноцветные, кораблики разной величины, утята, черепашки и т. д. Весной можно посадить лук и понаблюдать, как он растёт.

Игровой уголок.

Игровой уголок занимает самую большую площадь в группе. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир через игру. Поэтому в игровой зоне представлены разнообразные предметы и атрибуты для организации различных игр («Дочки – матери», «Шофёры», «Больница», «Семья»). Различные подвижные игры, игры с большим и мелким конструктором, «лего» и т. д.

Уголок природы.

В уголке природы представлено дерево, по которому дети наблюдают сезонные изменения в природе, есть сюжетные картинки по теме «Времена года». В центре имеются наборы диких, домашних животных и птиц. Наборы овощей и фруктов. Имеются разнообразные дидактические игры. В течении всего года дети пополняют знания об окружающей мире.

Музыкальный уголок.

Центр музыки представлен такими инструментами как металлофон, гармошка, балалайки, гитара. Есть бубны, погремушки, барабаны, трещотки, дудочки, колокольчики, пищалки, свистульки. Дети с удовольствием знакомятся со звучащими игрушками, учатся различать музыкальные инструменты по голосам. Познают азы музыки.

Уголок конструирования.

Уголок конструирования представлен большим разнообразием строительного материала. Дети строят дорожки, заборчики, столики, стульчики. Постепенно постройки усложняются, становятся более разнообразными. У детей развивается пространственное мышление, логика, воображение.

Книжный уголок.

Так как развитие активной речи является основной задачей раннего возраста, в центре «книги» подобраны предметные и сюжетные картинки, альбомы из сюжетных предметных картинок по познавательному и речевому развитию, картотека потешек, стихов и большое количество книг. Малышам очень нравится, когда взрослые читают им книги, они с большим интересом рассматривают картинки.

Таким образом, осознавая значимость предметно-развивающей среды, можно определить требования к ее организации. Она должна предоставлять ребенку свободу действий, оказывать положительное влияние на мироощущение, самочувствие и здоровье детей раннего возраста.

Публикации по теме:

К аттестации о создании предметно-развивающей среды в ДОУ Создание предметно-развивающей среды. В сентябре я аттестовалась на высшую категорию и возможно кое-что Вам поможет при заполнении портфолио,.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для младшего возраста Игровое пространство: Игровые модули Наборы для профессиональных игр: маленький доктор, маленький парикмахер, автозаправочная и ремонтная.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для среднего дошкольного возраста Игровое пространство: Игровые модули Игровые методические комплексы Развивающие игры В. В. Воскобовича Развивающие игры Б. П. Никитина Игровая.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для старшего дошкольного возраста Игровое пространство: Для мальчиков: станция техобслуживания, бензоколонка, крупный и средний строительный материал, конструкторы, машины.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г Санкт-Петербург, Белоусова л. Е. Образовательная область: Физическое.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Создание предметно-развивающей среды в ДО Развивающая предметно – пространственная среда в группе, созданная мною, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Модель предметно-развивающей среды для детей раннего возраста
Опубликовано: 14 марта 2020 в 08:49
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. День творения одуванчиков

Весенним цветам, которые радуют нас своим жизнерадостным видом, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об...

13 мая. День денег и банков на МААМ

13 мая 1754 года, при Елизавете Петровне, в России был открыт первый государственный банк, и начали использоваться не только металлические монеты, но и бумажные деньги. Теме денег и банков мы и предлагаем...


Горячие темочки