Папки-передвижки

Модель создания предметно пространственной-развивающейся среды этнокультурной направленности

Наталья Быкова
Модель создания предметно пространственной-развивающейся среды этнокультурной направленности

Модель создания предметно пространственной-развивающейся среды этнокультурной направленности

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно пространственной -развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Значимость новых подходов к моделированию предметно пространственной развивающей среды вызывает необходимость поиска путей и средств организации предметно пространственной -развивающей среды.

Публикация «Модель создания предметно пространственной-развивающейся среды этнокультурной направленности» размещена в разделах

В ООУ нами разработана и успешно реализуется модель организации предметно пространственной - развивающей среды, представляющей собой систему организационных форм работы учреждения по созданию предметно- пространственной развивающей среды, этнокультурной направленности, способствующей улучшению качества образовательного процесса.

Для нашего многонационального государства и общества важно, чтобы юные граждане России выросли уважающими культуру и язык своего народа. Каждому этносу необходимо передать своё многовековое наследие молодому поколению. В связи с этим формирование этнокультурной идентичности в ООУ приобретает особую актуальность.

Следует отметить, что в последние годы расширяются формы и средства этнокультурного образования, усиливается социокультурный аспект. Для целей воспитания привлекаются все возможные положительные факторы, влияющие на формирование личности. В этом особое место занимает дизайн развивающей предметной среды этнокультурной направленности. Именно он оказывает значительное воздействие на формирование этнокультурной идентичности, поскольку дает возможность знакомить детей с образцами этнических культур и рассматривается не только с материально-функциональной точки зрения, но и как качественное пространство культуры - пространство ценностей, идеалов, культурных образцов, символов, знаков, национальных традиций и т. д.

Большая роль в становлении национального самосознания в южных регионах нашей страны принадлежит знакомству детей с казачьей народной культурой. Волгоградская область традиционно является землёй донского казачества. К сожалению, можно сказать, что большинство современного населения у нас, плохо знакомо с культурой Донского казачества. Между тем именно опора на нее в нашем регионе может вернуть утраченные нравственные ценности, способствовать становлению национального самосознания детей. Следование обычаям традиционной культуры Донского казачества развивает у детей чувство национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа среди других народов России и мира и обеспечивает становление на этой основе национального сознания. Казачьи народные традиции, используемые в формировании национального самосознания старших дошкольников, мы разделили на несколько направлений.

1. Создание атмосферы казачьего быта. Окружающие предметы, впервые воспринимаемые ребенком, должны быть связны с местным укладом. Это помогает детям с самого раннего возраста осознать, что они являются неотъемлемой частью казачьего субэтноса.

2. Традиционная празднично-обрядовая культура Дона – важная составляющая самобытной культуры Донского казачества. Она создает условия для передачи традиций из поколения в поколение, закладывая основы национального самосознания

3. Народный казачий фольклор, казачье народное искусство. В устном народном творчестве казаков в полной мере отразились черты свободолюбивого характер казачества, его нравственные ценности, отражающие представления о добре, правде, верности, храбрости, красоте, трудолюбии.. 4. Казачьи народные игры способствуют расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире, нравственные понятия.

Особенностью данной работы является создание зон, обеспечивающих соответствующие условия для физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с учетом этнопедагогических традиций.

Интересной находкой педагогического коллектива учреждения стало создание неповторимой индивидуальности предметно-пространственной развивающей среды музей «Русской избы». Экспонаты были собраны благодаря старейшим жителям села, сотрудникам и родителям. Здесь проводятся занятия по приобщению к истокам культуры казачества.

С целью полифункционального использования пространства группового помещения, мы условно разделили его на 3 части:

- зону для спокойной деятельности. (В этнопедагогике основным средством воспитания детей 3-7 лет является игровая деятельность, в которой тесно переплетаются, с одной стороны, познавательные и подвижные игры, направленные на интеллектуальное и физическое развитие, а с другой - детско-взрослая совместная деятельность в форме игры по обучению хозяйственным навыкам. Это различные настольные игры. Фольклор. В игровом уголке подобраны и изготовлены: национальная посуда, (чугунки, захваты, чапольники, рогачи, иллюстрации, фотографии, национальная одежда, предметы быта. Для сюжетно - ролевых игр и дидактических игр: «Собери узор из геометрических фигур», «Собери узор из бисера».

- зону для деятельности, связанной с интенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т. п.) : национальные виды спорта: «Городки,

- рабочую зону. Это творчество детей. Здесь находится всё необходимое для поделок декоративно - прикладного искусства, образцы росписи в произведениях которого, отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. Мы собираем кору берёзы для изготовления различных поделок, замши и кусочки ткани для аппликации казачьего орнамента и узора, бисероплетения. В книжном уголке знакомимся с биографией и творчеством местных поэтов и писателей. В «Музыкальной гостиной» подобраны аудиозаписи народных казачьих песен, музыки, (народных инструментов, записи национальных танцев и песен. В уголке природы дети знакомятся с растительным и животным миром нашего региона: это красная книга, гербарий, макеты, альбомы о животных, птицах, рыбах, насекомых, макеты экосистем.

Разделение группового пространства на зоны вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться для игровой, продуктивной и исследовательской деятельности.

Оснащенная таким образом предметно- пространственная развивающая среда позволяет работать со всеми детьми, с подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством различных видов деятельности ребенка, но и предоставляет возможность удовлетворить их познавательные интересы и формирование нравственно-эстетических чувств.

Предметно пространственная - развивающая среда этнокультурной направленности в дошкольном образовательном учреждении, прежде всего, должна соответствовать двум основным требованиям:

- обеспечить условия для педагогического процесса, выполнять образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции;

- создать условия для формирования личности носителя этнической культуры.

В результате проделанной работы наши воспитанники ближе познакомились с национальной культурой родного края, что способствовало воспитанию этнокультурно - ориентированной личности, формированию национального самосознания, развитию у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимание роли своей нации и этноса в мировом историческом процессе.

Дошкольный возраст, как возраст формирования личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования толерантности, уважения к культуре разных народов многонациональной нашей родины. И поэтому является базой зарождения первых ростков гражданско - патриотических чувств.

Литература:

1. Скоролупова О. А, Федина Н. В. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке // Дошкольное

воспитание. -2012. -№2. -с. 13-27.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации"// Вестник Образования России. -2013.-№3-4.-159с.

3. Хухлаева О. В. Этнопедагогика : социализация детей и подростков в традиционной культуре. - М. : МПСИ, 2008. - 248 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Модель развивающей предметно-пространственной среды групповой ячейки Модель развивающей предметно-пространственной среды групповой ячейки П. 3.3. ФГОС дошкольного образования – развивающая предметно-пространственная.

Описание развивающей предметно-пространственной средыОписание развивающей предметно-пространственной среды Описание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе «Звёздочки» Развивающая предметно-пространственная среда в детском.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Организация развивающей предметно - пространственной среды. На основании Приказа Министерства образования и науки «Об утверждении Федерального.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с ТНРОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Центр «Хочу всё знать!» Для развития интереса детей к художественной литературе, знакомства с иллюстрациями известных художников к книгам.

Пополнение развивающей предметно-пространственной средыПополнение развивающей предметно-пространственной среды 10 и 9 группы Пополнение развивающей предметно-пространственной среды[/b] Музыкально-дидактические игры «Зайцы» Цель: упражнять детей в.

Построение предметно-пространственной среды в ДОУПостроение предметно-пространственной среды в ДОУ Построение предметно- пространственной среды в подготовительной группе "Шалунишки" в соответствии с ФГОС. МБДОУ № 104/ г. Красноярск Воспитатель:.

Построение развивающей предметно-пространственной среды Отчёт воспитателя МБДОУ№41 Тетцоевой Л. А. Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена.

Центры развивающей предметно-пространственной средыЦентры развивающей предметно-пространственной среды В нашей группе есть центр развития речи, где хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды Тема: «Паспорт развивающей предметно-пространственной среды» Автор: Голуб Галина Анатольевна Содержание паспорта: 1. Титульный лист. 2.

Вариативность предметно-пространственной среды Группа: "Дюймовочка" Вариативность Вариативность среды в соответствии с ФГОС предполагает: 1. Наличие в группе различных пространств (для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель создания предметно пространственной-развивающейся среды этнокультурной направленности
Опубликовано: 22 марта 2019 в 19:51
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД