Папки-передвижки

Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста. (Из опыта работы Максимовой Н. Ю.)

Елена Кожевникова
Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста. (Из опыта работы Максимовой Н. Ю.)
▼ Скачать + Заказать документы

Мы ведем углубленную работу по формированию начал экологической культуры детей через дидактическую игру. Используем в своей работе моделирование, как один из методов экологического образования детей.

Процесс познания окружающего мира начинается с чувственного восприятия. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное обобщенное представление об объекте или явлении природы, составить схему изучаемого явления, например, мы формируем у детей понимание связи между развитием растений и условиями их существования; знакомим с понятиями «рыбы», «птицы», «звери», «растения» и др. ; знакомим с явлениями природы (гололед, снегопад, дождь); с временами года, частями суток и др. Решать эти задачи помогает метод- моделирование.

Публикация «Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста, (Из опыта работы Максимовой Н, Ю,)» размещена в разделах

Что такое модель и моделирование? Модель- 1. Это образ какого-либо изделия, 2. Это уменьшенное воспроизведение или схема чего-либо. Моделирование (наглядное)- 1. Это деятельность, направленная на изготовление какой-либо модели, 2. Создание в уме плана будущей игры, сказки, рисунка, постройки, то есть планирование действий осуществляется в форме образов- представлений, содержащих не все детали действительности, которую ребенок хочет отобразить, а лишь ее общее строение, соотношение частей (О. М. Дьяченко)

В экологическом воспитании моделирование -это совместная деятельность воспитателя и ребенка по построению модели.

Цель моделирования- усвоение детьми знаний об объектах природы, связях и отношений между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. Например, для выбора способа удаления пыли с растения мы выделяем признаки - количество листьев и характер поверхности листьев, а цвет и форма нам безразличны. Мы помогаем отобрать и использовать модели свободные от ненужных свойств и признаков. Для этого мы используем графические схемы и предметные образы-заместители.

По мере того, как дети осознают способы замещения признаков, связей между реальными объектами их моделями, то уже можно привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Моделирование осуществляется в следующей последовательности:

1. Предлагаем ребенку описать новые объекты природы с помощью готовой модели ранее усвоенной ребёнком.

2. Организуем сравнение двух объектов между собой, учим выделять признаки различий и сходства, одновременно даем задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.

3. Постепенно увеличиваем количество сравниваемых объектов до 3-4.

4. Обучаем моделированию существенных, значимых для деятельности признаков, например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений в уголке природы.

5. Руководим созданием модели элементарных понятий «звери», «рыбы», «птицы», «растения», «живое- не живое» и т. д.

Обучение моделированию связываем с использованием обследовательских действий (модель «способ сенсорного обследования»). Мы учим планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений учим сначала обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля и корня. При обследовании и выделении признаков, просим каждый из них называть точными словами.

Примеры использования моделирования в работе по экологическому воспитанию :

1. В беседе о птицах, имеющей целью обобщение первоначальных конкретных представлений о них, дети рассматривают 2-3 предметные картинки с изображением птиц нашего края. В ходе беседы направляем внимание не только на характерные особенности (величина, типичная окраска, характер клюва, ног, конечностей, крыльев) птиц того или иного вида, но и помогаем выделить общие для всех птиц признаки: имеют два крыла, две ноги, перьевой покров, клюв. Эти существенные признаки обозначаем моделью. Затем формируем обобщение «птицы». В средней группе обобщение делает сам воспитатель: птицы- это животные, у которых две ноги, два крыла, чтобы ходить и летать, тело покрыто перьями, рот у птиц- клюв, затем дети отыскивают выделенные и закрепленные моделью признаки у других птиц, знакомых им, доказывают, например, что курица и петух - тоже птицы.

2. «Удаление пыли с растений». Формируем у детей умение выбирать способ удаления пыли с растения, ориентируясь на характер поверхности листьев. Закрепляем знание о трудовом процессе, умении правильно называть растения, их части. Сообщаем детям, что будем учиться очищать растения от пыли. Предлагаем вспомнить, для чего это нужно делать, подтверждаем ответы детей : «правильно, растения дышат, дышат с помощью листьев, поэтому листья должны быть всегда чистыми, чистые растения очень красивы, украшают нашу группу».

Затем рассказываем детям, как определить растения, нуждающиеся в уходе (ориентировка на внешний вид растения). Учим выбирать способ очистки листьев от пыли в зависимости от количества листьев, их величины, прочности, характера поверхности (гладкая, шероховатая, опущенная). Даем задания: 1. Отобрать растения, требующие уход; 2. Рассказать о признаках листа, используя обследовательские действия; 3. Обосновать выбор способа удаления пыли.

Во время обследования листа вводим сенсорную модель (карточки, моделирующие признаки растения : гладкость или шероховатость моделируется с помощью наклеенных на карточку полосок бумаги, соответствующей фактуры, количество - с помощью изображения и т. д.). По мере обследования листа и выделения его признаков, дети отбирают и последовательно выставляют карточки - модели, замещающие их. Затем делаем обобщение «Молодцы! Правильно выбрали способ очистки фикусов от пыли. Его удобно обтирать тряпочкой, т. к. листья у него гладкие, круглые, твердые, прочные». Далее закрепляем знания детей о трудовом процессе. Обсуждаем, как выполнить работу по порядку. В конце занятия даем оценку труду детей и умению правильно определять его способ выполнения с помощью модели.

3. «Растение - живой организм». Обобщаем представление о растениях, формируем элементарное понятие «растение». Растение - это живое существо, у которого есть корень, чтобы дышать, держать и питать; стебель, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать. Растения живут на земле и в воде, они не передвигаются в поисках пищи. Растения бывают разные: деревья, кустарники, травы. Широко используем модели в игровой деятельности, например, в игре «Когда это бывает?». Цель игры: закрепить знания о временах года (лето, осень, зима, весна). Мы читаем четверостишия о временах года, а дети на модели «времена года» стрелкой указывают время года, о котором говорится в четверостишии. Подобно проводится игра, целью которой является закрепление названий частей суток («Когда это бывает?»).

В дидактической игре «Живое - не живое» ставим задачи: сформировать обобщенные представления о живом организме, как целостном образовании и его существенных признаках (питание, дыхание, движение, способность к размножению и росту, учить использовать модель при нахождении признаков живого и неживого. В ходе игры ведем беседу о каких-либо двух объектах, например, вороне и самолете. В ходе беседы поочередно выставляем на мольберт графические модели (ноги - движение, рот - питание, нос - дыхание, прямоугольники разной величины - рост, овал- размножение). Доказываем, используя модели, что ворона- живое существо, а затем самолет - не живой предмет. Обобщение делает воспитатель. Затем предлагаем детям предметные картинки и просим доказать, какой у них изображен на картинке предмет, живой или не живой.

В дидактической игре «Путаница» с помощью модели закрепляем у детей знания о строении растения (цветка, дерева).

Наблюдение является основным методом в экологическом воспитании детей. Мы так же используем модели, которые показывают способы сенсорного обследования природного объекта.

Для обобщений эколого - систематических групп: «птицы», «рыбы», «насекомые», «звери» и др. мы так же активно используем графические модели.

Таким образом, активно используя метод моделирования, мы видим, что он помогает детям более полно раскрыть важные особенности объектов природы, а так же раскрыть причинно-следственные связи, существующие в ней. Благодаря этому у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

Публикации по теме:

Музей овощей в детском саду. Работа с родителями В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного.

Презентация Использование перфокарт в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП Презентация «Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста. (Из опыта работы Максимовой Н. Ю.)
Опубликовано: 26 сентября 2013 в 20:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста. (Из опыта работы Максимовой Н. Ю.)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кожевникова (УИ 135350) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД