Папки-передвижки

Примерный конспект занятия «Мой город»

Мария Эргарт
Примерный конспект занятия «Мой город»

Примерный конспект занятия из цикла «Мой город – Копейск»

«Как наш город имя свое получил»

Старший дошкольный возраст.

Цель. Обобщить, систематизировать и расширить знания детей о происхождении названия своего города, истории его возникновения. Воспитывать любовь к родному городу, уважение к его истории.

Материал. Образец каменного угля, карточки букв и цифр на каждый стол.

Публикация «Примерный конспект занятия „Мой город“» размещена в разделах

Ход занятия.

Педагог. У каждого человека есть на земле место, где он родился, Где находится его дом, и где он впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называется малой Родиной.

Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину, на чужбине, и сначала все кажется ему новым, интересным: и люди, и обычаи, и природа. Но пройдет немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родную сторонушку, где все так близко, знакомо и так любимо!

О любви к своей родине люди сложили немало мудрых пословиц. Есть среди них и такие:

«На чужой сторонушке и весна не красна», «Родная сторона - мать родна, чужая сторона – мачеха», «Береги землю родимую, как мать любимую».

Наша малая Родина – город, в котором мы живем. Как называется наш город7 (Копейск.) Кто-нибудь из вас может рассказать, почему наш город называется именно так?

Если любишь свой город и гордишься им, надо знать его историю. Сейчас мы перенесемся в прошлое и узнаем, как возник наш город и как появилось его название. (Звучит аудиозапись.)

Имя Копейску дает его профессия, ведь история его начинается в начале ХХ века со строительств шахты, в которой добывали уголь. Шахта – это подземная выработка или, как ее иначе называли, коль. А слово «копь» происходит от слова «копать». Значит, копь – это то, что выкопано в земле. Таким образом, вначале было слово «копать», потом – «копь», а уж от него происходит название города «Копейск». О том, что это действительно так, говорит тот факт, что когда-то не было названия Копейск, зато существовало другое имя: Копи – Челябинские каменноугольные Копи. На Челябкопях появлялись новые шахты, при них вырастали новые поселки. В 1933 году все они были объединены в город Копейск.

Педагог показывает образец каменного угля.

А знаете ли вы, что такое уголь? Где, когда и как люди впервые познакомились с ним?

Это было давно, очень давно. Возможно, еще первобытные охотники видели горящую землю, случайно разведя костер на месте выхода на поверхность угольного пласта.

Из истории мы знаем, что в Китае добывали уголь задолго до нашей эры, и эти черные камни уже тогда служил прекрасным топливом.

Прошло немало времени, когда с углем познакомились и европейцы. Еще в средние века в Англии женщины и дети собирали на морском побережье выброшенные волнами куски черного камня на топливо.

Шли годы. Проходили столетия. Развивались науки. Люди накапливали все больше знаний. Но тайна черного камня все еще оставалась неразгаданной. И все-таки ответ на эту загадку был найден. Спустя несколько столетий задачу решил выдающийся русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Он доказал, что уголь – это затвердевшие останки трав, листьев, деревьев, которые в древние времена были смыты дождем из лесов в озера. Потом, когда озера высохли или засыпались песком, эти останки, превращенные в ил, со временем затвердели в камень.

Не сразу и не все ученые согласились с М. В. Ломоносовым, зато народная мудрость его теорию происхождения угля приняла да по-своему пересказала. Так появилась легенда о Солнечном камне. Называется она «Тайна исчезнувших озер».

Говорят, что когда-то, давным-давно, на том месте, где наш город стоит, море огромное плескалось. По берегам этого древнего моря папоротники росли. Да не такие кустики, что в современном лесу сегодня увидеть можно, а большие – пребольшие деревья. Ветер листвой их играл, да так иногда расшалится, что силы своей удержать не может: не только листья, ветки целые с собой уносил. Солнце листья эти сушило, дожди корни подмывали, а талая вода все это: листья, ветки, траву да корни – с собой в море несла. Там на и дне морском они покой обретали. Всех: древесные останки, водоросли и молюсков принимала морская вода в свои объятья. Тепло и уютно было им там.

Много, много лет на земле нашей друг друга сменили, чередой бесконечной. Изменился мир наш. Исчезло море, будто и не было его вовсе. Огромные папоротники в скромные кустики превратились.

Но не прошла даром работа ветра, солнца и воды. За миллионы лет морские организмы, травы полевые, листья, ветки да стволы древних папоротников так утрамбовались, что крепче камня стали. А когда моря совсем не стало, солнце к работе приступило, лучами своими жаркими обогревать богатство это морское стало. И так оно поработало, что камень этот горючим сделало, силой своей напитало – горячее ведь солнца нет ничего на свете!

Новую жизнь принесло солнце камню этому. Ведь что такое есть жизнь? Это и тепло, и свет, и радость людская. Все это черный камень людям дарил, недаром называть его стали солнечным, потому что сила его живительная и доброта удивительная от солнца идет.

Вот так незамысловато и просто поведала нам легенда о происхождении угля.

В куске угля заключена чудесная сила, которая помогает нам двигать станки и машины, строить города, превращать пустыни в цветущие сады. Она пришла в него из растений. Растения запасают впрок солнечную энергию. Когда же они превращаются в уголь, эта энергия надежно хранится в подземных кладовых земли. Каждый кусок каменного угля – это законсервированный солнечный луч, пойманный растением много миллионов лет назад.

Вот мы и узнали – как, где и когда появился на земле камень, благодаря которому почти сто лет назад начинает свою историю наш город.

А теперь попробуйте отгадать загадку, которую подарила копейским ребятам детский поэт из Челябинска Нина Пикулева:

Начинается на К,

И кончается на К,

Вижу в этом слове

Облака,

В слове есть

Кинотеатры и дворцы,

И девчонки,

И мальчишки-сорванцы.

Это слово

В прошлом веке родилось,

Чтоб шахтерам

В нем уютнее жилось.

Выложите цифры по порядку и прочтите отгадку.

Далее (через несколько дней) можно предложить детям вместе с родителями выполнить задания Творческого листа.

Творческий лист по теме

«Мой город – Копейск»

/старший дошкольный возраст/

1. Что, согласно легенде, помогло превратиться обычному камню в уголь? (Обведи).

2. Какое орудие труда нужно было шахтерам в прошлом?

(Обведи).

3. Ответь на вопросы:

- Что такое обушок?

- Для чего он был нужен шахтерам?

- Как шахтер с ним работал?

4. Собери слово. Что оно обозначает?

5. Вспомни, от какого слова образовалось название нашего города?

6. Представь себе, что к тебе в гости приехали люди, которые никогда не видели нашего города, нарисуй то место города, с которым бы ты их познакомил в первую очередь.

Приложение №1

Стихи о Родном городе

/ детей подготовительной к школе группы и их родителей. /

Публикации по теме:

Конспект НОД в рамках проекта «Я и мой город»: «Первомайск. Наш город сегодня» Цель: способствование обобщению и уточнению знаний детей о родном городе. Задачи: -предоставить условия для расширения представлений детей.

Конспект по речевому развитию «Мой город Пыть — Ях, город будущего» Тема: «Мой город Пыть – Ях, город будущего» Тип: интегрированный Форма: подгрупповая Цели: расширять и закреплять знания детей о родном.

Конспект занятия в подготовительной группе «Город древний-город вечный» Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Город древний – город вечный». Программное содержание: 1. Расширять знания о древнем.

Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования 1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение,.

Примерный конспект режима дня в первую половину дня (вторая младшая группа) Утренний приём Время: 7.00 - 8.00 Цель: Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества.

Примерный конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая Хохлома» Программное содержание: • Познакомить с росписью на изделиях Хохломы; • Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка).

Примерный конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Полезные ископаемые» Задачи: Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина, нефть, газ, торф)..

Примерный план-конспект НОД по познавательному развитию «Деревья» .

Примерный план-конспект сенсорно-двигательной деятельности с детьми 2–3 лет Сенсорно-двигательная деятельность с детьми 2-3 лет. Образовательные области:«Познание» (сенсорное развитие, расширение кругозора, «Коммуникация»,.

Примерный план — конспект занятия по ФЭМП в разновозрастной группе Цель. Детей 4-х лет упражнять в сравнении двух групп предметов. детей 5-ти и 6-ти лет учить сравнивать числа, упражнять в счете, закреплять.

Автор публикации:
Примерный конспект занятия «Мой город»
Опубликовано: 6 февраля 2017 в 09:15
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД