Папки-передвижки

Русские былины как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству и истории России

Татьяна Жукова
Русские былины как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству и истории России

«Русские былины как средство приобщение детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству и истории России»

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Публикация «Русские былины как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству и истории России» размещена в разделах

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Культурное наследие, доставшееся нам, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры.

А ведь именно былины являются тем самым элементом устного народного творчества, по которому можно судить о значении фольклора в жизни народности и нации. С ними стоят рядом только сказки и песни, но если вспомнить, что былины одновременно и сказывались и пелись, то их своеобразие в фольклоре станет очевидным. Однако, и пелись и сказывались былины по-особому. От песен они отличаются торжественностью тона, а от сказок величавостью, грандиозностью рассказывания. Все эти качества передаются ёмким греческим словом "эпос" : это и повествование, и речь, и стих.

Слово «былина» употребляется в народной речи в значении «быль», «былое». Уже пятьсот лет назад никто на Руси не мог сказать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они переходили от предков вместе с обычаями и обрядами. Это были заветы, которые народ глубоко чтил.

Вера в то, что могучие богатыри жили в далеком прошлом сохранилась до недавнего времени. Слово «богатырь» вошло в нашу жизнь как мера оценки людей в проявлении их возможностей и лучших качеств. Но богатыри прежде всего - главные герои былин, рассказывающих о защите Древней Руси. Свои богатырские качества герои былин проявляют в воинских подвигах во имя защиты родной земли.

Целью ознакомления старших дошкольников с былинами является обеспечение нравственных и этических качеств - гордости за Россию, желания подражать героям былин, любви к родителям и родной земле, защите слабых и т. д.

Степень новизны.

Мы предлагаем качественно изменить своё отношение к использованию эпосного (былинного) материала для формирования у детей подготовительной к школе группы интереса к устному народному творчеству и истории России. До сих пор былины рассматривались как одно из многочисленных дополнительных средств приобщения детей к истокам русской народной культуры, причём на былинный материал приходилась мизерная доля внимания со стороны педагогов-практиков.

Данную методическую разработку можно считать поисково-изобретательской, поскольку в ней предлагается новый взгляд на использование эпосного материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Былины рассматриваются здесь как основное средство для достижения поставленной задачи, и вместе с тем предполагаются новые сочетания известных педагогических методов и приёмов, уточняются последовательность и правила их применения.

Технология.

Работу по формированию у детей подготовительной к школе группы интереса к устному народному творчеству и истории России следует выстраивать по следующей схеме

Работа с детьми Работа с родителями

Презентация изучаемой темы Презентация изучаемой темы

Предварительная работа Обучение родителей

Сценарий совместной деятельности Организация совместных дел

Итоговая совместная деятельность

Теперь рассмотрим более подробно работу по изучаемой теме с каждой категорией участников педагогического процесса.

Как видно из предложенной выше схемы, презентация темы предполагается во всех блоках.

Работа с детьми.

Цель презентации – заинтересовать.

Поэтому здесь необходимо использовать самые разнообразные методы и приёмы. Это могут быть:

- рассказ воспитателя с использованием иллюстраций;

- показ слайдов, диафильмов.

Большую роль здесь играет выразительная речь воспитателя.

Всю работу с детьми по знакомству детей с былинным материалом предлагается вынести в блок совместной деятельности. В данной методической разработке совместная деятельность воспитателя с детьми осуществляется в три этапа:

- Предварительная работа;

- Сценарий совместной деятельности;

- Итоговая совместная деятельность.

Предварительная работа предполагает погружение ребёнка в атмосферу русской народной былины, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения с воспитателем и сверстниками. В конечном итоге обогащение ребёнка знаниями об истории России ведёт к воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.

В предварительную работу обязательно включается чтение былины с последующей беседой по её содержанию. В содержание этого раздела также могут входить следующие виды деятельности:

• Разучивание русских народных подвижных игр;

• Разучивание пословиц, поговорок, закличек, дразнилок и т. д. ;

• Театрализованная деятельность;

• Дидактические и настольно-печатные игры;

• Музыкально-ритмическая деятельность;

• Этюды на создание выразительных образов;

• Изобразительная деятельность.

После этапа предварительной работы мы предлагаем проводить совместную деятельность по заранее разработанному сценарию. В сценариях совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения, как это делается на занятиях. Организация и планирование сценариев совместной деятельности должно быть гибким, нерегламентированным по времени. Педагог должен быть готовым к импровизации, встречной активности ребёнка. В процессе осуществления такого сценария ребёнок должен чувствовать себя младшим партнёром, ведомого взрослым, который постоянно учитывает его инициативу.

Через сценарий ребёнок "проживает" события, происходящие с былинными героями, систематизирует знания, полученные на предварительном этапе работы, в игровой форме учится пересказывать былины, достаточно объёмные по содержанию, закрепляет в разговорной речи старославянские слова и изречения, потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.

Для подведения итога очередного этапа работы, после знакомства детей с тремя былинами, проводится итоговая совместная деятельность. По результатам итоговой совместной деятельности педагог может определить сильные и слабые стороны своей деятельности, откорректировать методы и приёмы, используемые с детьми.

Работа с родителями.

Работу с родителями мы предлагаем строить по схеме:

Презентация изучаемой темы

Обучение родителей

Организация совместных дел

На этапе презентации важно убедить родителей в значимости темы, её актуальности, заручиться их помощью и поддержкой. Презентация темы может пройти через:

- родительское собрание;

- наглядную информацию;

- зрелищные мероприятия.

При обучении родителей можно использовать такие формы работы:

- консультации;

- папки-передвижки;

- тренинги;

- игротеки;

- родительские газеты;

- "продлёнки".

"Игротека" может выступать как самостоятельная форма работы с семьёй, так и элементом родительского собрания, семинара-практикума с родителями, консультации. При проведении "Игротеки" воспитатель вместе с родителями разучивает, например, какую-то русскую народную подвижную игру. Родители выступают в роли детей, воспитатель - в роли педагога.

При организации "Продлёнки" родителям выдаётся лист-опросник на дом и предлагается побеседовать с детьми по предложенным вопросам, например:

1. Назови героев былины "Ставр Годинович".

2. Кто тебе понравился больше всех? Почему?

3. Кто не понравился? Почему?

4. На кого бы ты хотел быть похожим?

5. Как бы ты спас Ставра Годиновича?

6. Как ты понимаешь слова Василисы Микуличны: " Я тебя из погреба своими косами вытащила"?

На следующее утро лист-опросник возвращается в детский сад.

Целью "продлёнки" является приобщение родителей к решаемой детским садом проблеме, помощь в создании благоприятного микроклимата в семье через возможность общения ребёнка с родителями на предложенную тему.

Организация совместных дел по теме "Русские былины как средство приобщения дошкольников к устному народному творчеству и истории России" предполагает:

• Привлечение родителей к сбору иллюстративного и текстового материала;

• Оснащение с помощью родителей Русской избы;

• Организация фоторепортажа на тему "Путешествуем по Древней Руси";

• Игры-викторины по типу "Что? Где? Когда?", "Колесо истории", "Поле чудес".

• Проведение Дней открытых дверей;

• Проведение фольклорных праздников, вечеров русских народных игр и забав.

Литературная страничка

Илья Муромец и Соловей-Разбойник.

В том ли в городе во Муроме, в том ли в селе Карачарове жила-была семья. И росло в той семье чадо милое - Ильюшенька сын Иванович.

Опечалил он родителей своих - был здоровьем слаб, все в избе на печи лежал и не мог он встать на резвы ноженьки.

Так пролежал на печи он тридцать лет и три годика.

Как в одно утро ранее постучали ко Илюшеньке калики-перехожие. Говорят: "Напои ты нас добрый молодец водой студеной, жажда мучает!" Отвечает им Илюшенька: "Стыдно старые за водой посылать безногого!" Тут напрягся Илюшенька и пошел по сырой земле-матушке. Лишь принес он воды студеной страничкам как они молвили: "А ты испей водицы студеной!" Выпил Илья водицы колодезной. Тут случилось чудо чудное. И почувствовал Илья в себе силу богатырскую.

А как стал Илюшенька богатырем, так отправился совершать подвиги ратные.

Узнал он, что возле города Чернигова сидит враг неведомый. Путь его был далек и опасен. Прямоезжая дорожка заколодена, заколодена дорожка замуравлена.

И на добром коне тут никто не прохаживал. Место сие называлось Черная Грязь, что у реки Смородины. Сидит там Соловей-Разбойник. И свищет он по-соловьиному, кричит по-звериному. И от этого травушка-муравушка заплетается. Все лазоревы цветочки осыпаются. Темны лесушки к земле все преклоняются. И люди, что были там все мертвы лежат.

Когда Муромец подъехал ближе, Соловей засвистел. Его добрый конь стал спотыкаться. Он берет тугой лук разрывчатый и стрелу колену, накладывает и стреляет во врага и выбивает око со косицею. Пристегнул его к стремечку и повез по чисту полю. Прямо в стольный Киев град ко князю Владимиру. И все приговаривал: "Полно тебе свистать по-соловьиному, полно тебе сиротить да малых детушек!"

Ставр Годинович.

Случилось это давным-давно в городе во Киеве. Правил Киевом великий князь, звали его Владимиром.

Вот однажды собрал князь гостей; князей да бояр на пир честной. Сидят гости на пировании в палатах белокаменных - пьют, едят, да друг пред дружкой похваляются. Только один гость сидит не хвастает, зовут его Ставром Годиновичем. И спросил его князь: "Что молчишь, сидишь Ставрушка? Али нечем тебе похвастаться". Отвечает ему Ставр: "Есть у меня, светлый князь, и золота и серебра предостаточно. Но свою жену Василису я ценю дороже злата-серебра! Нет ей равной по уму по всей Руси Великой, всех она перехитрит!"

Не понравились князю таковы слова гостя честного и задумал Владимир нехорошее. Приказал он своим слугам схватить Ставра Годиновича, посадить его в погреба глубокие. "Если женушка твоя такая умная, пусть сумеет тебя оттуда высвободить".

И дошли худые вести до терема Василисы Микуличны. Как узнала она, что муж ее сидит в темном погребе, стала она думать - как его освободить из острога. И подумала она: "Деньгами его не выкупишь, силою не выручишь, а могу спасти его своею догадкою, женской хитростью, да изворотливостью".

Первым наперво - отрезала она косоньки свои длинные, уложила волосы по молодецки. Назвалась добрым молодцом Василием Микуловичем и отправилась из терема высокого в путь - выручать мужа любимого.

Приезжает она к князю Владимиру, в его палаты белокаменные, называется добрым молодцем и просит себе в жены княжескую дочь. Но княжна молодая догадывается, что это женщина и просит: "Испытай его, батюшка!" Говорит тогда князь: "Не угодно ли тебе сходить в баньку - попариться?" Отвечает тот: "Не худо бы!"

Только собрался князь в баню, а гость уже выходит: "С легким паром!" Раздосадовался князь и говорит ему на другой день: "Неугодно ли после баньки отдохнуть?" Отвечает Василий: "Не худо бы!" В спаленке он головой ложиться, где ногам быть, а ногами ложиться на подушечку. Тут вошел князь, посмотрел: есть широкие плечи богатырские! А на третий день говорит ему князь: "Не угодно ли с моими дворянами потешиться. Сходить на широкий двор, в колечко золоченое стрелять".

Дворяне стреляли не попали, Василий Микулович стрелял - попал. И с боярами потешился: взял одного одной рукой, другого другой, а третьего посередочке и всех лбами свел, за раз он наземь троих положил.

Испугался князь и отдал за него дочь. Настал день свадьбы, но не весел сидит жених. Говорит: "Грустно у тебя князь, музыканты играют - что собаки воют!" Говорит князь: "Так нет других!" Изумился жених: "Как нет, а слыхал я, что у тебя во погребах томится Ставр - именитый гусляр! Выпусти его, сделай милость!"

Вышел тут Ставр, так и разоблачилась Василиса. Удивился Ставр: "А где же твои косы шелковые?" Василиса ему: "А косами я тебя из погреба высвободила!" Тут стыдно стало князю и отпустил он их с миром. И ушли они, и зажили счастливо

Садко

Как во славном городе да в Новгороде

Ай как был Садко - славный музыкант.

Да играл он на гусельках на струнчатых,

И ходил с ними да по честным пирам.

Потешал князей да бояр хмельных.

И как тут беда приключилася:

Не зовут его на почестен пир.

Не зовут его на весёлый пир и день

И другой, и на третий день.

Как Садко теперь приунылося.

И пошёл Садко к Ильмень - озеру.

И садится он на горюч-камень,

И грает он да во гусельки.

Так играет он с утра раннего

И до позднего вечера тёмного.

А по вечеру волна в озере расходилася,

Да вода с песком вся смутилася.

Устрашился Садко, испугался.

Как тут вышел к нему царь Озёрный.

Говорит он Садко таковы слова:

"Как и был у меня да почестен пир,

Как спотешил ты всех гостей моих,

И за это тебя я пожалую.

А ступай, Садко, в славный Новгород,

У купцов купи невод шёлковый,

Да закинь его в Ильмень-озеро.

Ты поймаешь тогда три рыбины.

Уж как перья у них золотые все!

Так и сделал Садко.

А за каждую рыбину выменял

Лавку с торговым рядом.

Стал Садко купцом Новгородским.

И выкупил все товары новгородские.

И решил теперь в путь отправиться,

Чтобы выкупить все товары заморские.

Как построил он тридцать кораблей,

Да отправился на них по морю.

А как в славном городе да в Новгороде

Ждать его осталась Любавушка -Невеста его наречённая.

Как выехал он да на море,

Поднялась тут буря великая.

Мачты стонут, от тяжести гнутся,

Паруса на корабликах рвутся.

Говорит Садко своей дружинушке:

"Сколько по морю мы не ездили,

А Морскому царю дани не плачивали.

Требует дань царь Морской!

Самого Садко требует!

"Попрощался Садко с дружинушкой

И спустился на доску дубовую.

Заснул Садко на доске дубовой,

А проснулся в море да на самом дне.

Увидал палаты белокаменные.

В тех палатах сидит царь Морской.

Говорит царь Морской таковы слова:

"А и здравствуй, Садко, новгородский князь.

Уж и сколько ты по морю хаживал,

Теперь сам пришел ко мне во подарочки.

Сказывают, мастер ты великий

На гуслях играть на яровчатых.

Поиграй-ка здесь, позабавь меня!

Как Садко стал играть да на гусельках,

Как плясать пошёл грозный царь Морской.

Море синее опять разыгралося,

Корабли опять разбиваются.

Опечалился Садко, струны тонкие он на

Гусельках своих разорвал в сердцах.

Царь Морской тогда говорит ему:

"Ты порадовать сумел царя грозного,

И за это бери в жёны дочь мою.

" Отвечает Садко Царю грозному:

"Благодарен я тебе за такую честь,

Но тоска меня взяла пуще прежнего,

Ждёт меня невеста Любавушка

Смилуйся надо мной, царь Морской,

Отпусти ты меня да в родимый край. "

Смиловался над ним грозный царь Морской,

Отпустил его по-хорошему.

Как уснул Садко да на дне морском,

А проснулся в Новгороде, в палатах своих.

Тут и радости было во всём городе.

Стал Садко по-прежнему по пирам ходить,

А ему теперь славы все поют.

Публикации по теме:

Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста Тема моего выступления: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В дошкольном.

Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения.

Игра как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возрастаИгра как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста Повышенная агрессивность - одна из частых проблем детского коллектива. У агрессивных детей имеются трудности в общении, поведении. Агрессивность.

Мастер-класс с родителями на тему Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культурМастер-класс с родителями на тему Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культур Мастер – класс с родителями на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям.

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры ГБДОУ «Детский сад №89 компенсирующего вида» группа № 3 «ПОЧЕМУЧКИ» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «Народное творчество.

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры ГБДОУ «Детский сад №89 компенсирующего вида» группа № 3 «ПОЧЕМУЧКИ» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «Народное творчество.

Отчёт по самообразованию «Воспитание творческой направленности личности путём приобщения к народному творчеству»Отчёт по самообразованию «Воспитание творческой направленности личности путём приобщения к народному творчеству» Отчет по самообразованию «Воспитание творческой направленности личности дошкольников в условиях коллективной деятельности посредством приобщения.

Развитие разговорной речи детей первой младшей группы путем приобщения к устному народному творчеству Развитие разговорной речи детей 1 младшей группы путем приобщения к устному народному творчеству Ранний период жизни ребенка во многом.

Русские народные сказки как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста На третьем году жизни следует проводить активную, упорную и систематическую работу по творческому развитию малыша, и прежде всего образных.

Русские народные игры — средство приобщения ребенка к традициям русского народа Тема: «Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа». Цель: Актуализировать представления родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русские былины как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству и истории России
Опубликовано: 9 ноября 2017 в 16:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД