МААМ-картинки

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей 4–7 лет «Мой Златоуст»

Елена Шакирова
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей 4–7 лет «Мой Златоуст»

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей 4–7 лет

(нормативный срок освоения 3 года)

У Бушуева конька –

Золотые крылышки.

Он летит под облака –

Разметалась гривушка.

Ты лети конёк, сияй,

Диво златокрылое.

На стальном клинке сияй

Диво сердцу милое!

Людмила Бондаренко, поэтесса

Вступление

Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

Публикация «Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей 4–7 лет „Мой Златоуст“» размещена в разделах

Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости этой проблемы, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном городе, с другой.

Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Мой Златоуст» разработана на основе нормативно - правовых документов: Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция, ст. 12, 28; Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155, а также на основе научно-исторического проекта А. В. Козлова Златоуст – город крылатого коня. Программа «Мой Златоуст» рекомендуется для работы с детьми 4–7 лет в дошкольных учреждениях и адресована воспитателям и методистам дошкольных учреждений, педагогам начальной школы, студентам и преподавателям педагогического колледжа, педагогам дополнительного образования, музейным работникам, родителям. Продолжительность образовательного процесса –3 года.

Программа «Мой Златоуст» по приобщению детей к всестороннему изучению родного города позволяет повысить качество ознакомления с его историей и традициями.

Условно содержание знаний о родном крае разделено на основные блоки:

• Златоустовские просторы - природа родного края

• Быт и профессии коренных жителей Златоуста

• Традиции, легенды и сказки

• Календарные приметы

• Рождение Златоуста

• Кладовые Златоуста

• Слава Златоуста – о златоустовцах

Усвоение детьми такого рода знаний уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.

Кроме того, материал позволяет решать задачи экологического образования.

Программа уделяет внимание и знакомству родителей с региональным компонентом, посредством участия в проектной деятельности совместно с детьми.

Напавленность:

Программа направлерна на расширение познавательной сферы детей: знакомство с легендами, сказками и традициями златоустовцев. Приобщение детей к культуре и произведениям искусства мастеровых Златоуста станет одним из источников духовного обогащения.

Концептуальная идея программы:

Программа «Мой Златоуст» предназначена для изучения основ краеведения Златоустовского округа и является национально-региональным компонентом. Богатейший материал позволит нынешним дошкольникам расширить свой кругозор и с любовью относится ко всему, что их окружает.

Актуальность программы:

Актуальность программы очевидна. Мы должны знать традиции, которые выработаны веками людьми, населяющими эту местность. Расширение круга познания детей способствует формированию характера, интересов, основ нравственности и патриотизма. Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны – сохранение культурной самобытности. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Педагогическая целесообразность:

Цель программы: Развитие познавательной сферы дошкольников; воспитание любви к родному городу.

Задачи:

1. Создавать условия для развития познавательной активности дошкольников.

2. Развивать интерес к истории Златоуста, отражённой в легендах и сказках, познакомить со славными традициями и замечательными людьми.

3. Познакомить детей с природой, достопримечательностями, произведениями искусства.

4. Воспитывать чувство гордости за людей родного города.

5. Формировать любовь к родному городу.

Характеристика программы:

Программа разработана с целью внедрения регионального компонента в работу с детьми 4-7 лет.

В средней группе программа рассчитана на 8 занятий в год, (1 занятие в месяц, длительность одного занятия 20 минут. Три блока: Златоустовские просторы: знакомство с животными Южного Урала (3 занятия, 1 экскурсия в Краеведческий музей «Обитатели леса» - животные нашего края).

В блоке: Быт и профессии коренных жителей Златоуста: знакомство с предметами быта, одеждой (экскурсия в Краеведческий музей «Жили-были дед да баба» - знакомство с избой русского крестьянина).

В блоке: Традиции, легенды и сказки: знакомство с народными легендами и сказами П. П. Бажова, традицией гуляний на «Красной горке», народными играми и забавами (2 занятия, 1экскурсия на «Красную горку»).

В старшей группе программа рассчитана на 16 занятий в год (10 познавательно-исследовательских, 6 художетсвенно-прикладных, длительность занятия – 25 минут.

В блоке: Традиции, легенды и сказки: знакомство с народными легендами, сказами и рассказами Н Берсенёва о жизни простого народа, сказами П. П. Бажова о мастеровых (1автобусная экскурсия «Легенды из старинной шкатулки», 2 занятия).

В блоке: Быт и профессии коренных жителей Златоуста: знакомство с искусством строительства деревянных построек, уральской кухней, профессиями кузнеца, гончара, искусством рукодельниц. В Краеведческом музее: 1мероприятие «Раз в крещенский вечерок», 2 экскурсии в «Как чашка в дом пришла» - беседа о гончарном производстве; «Из бабушкиного сундучка» - отдел народно-прикладного искусства; 3 практических занятия по изготовлению простых украшений, рукоделию (плетение, вышивка); 1итоговое занятие по теме блока.

В блоке: Календарные приметы: знакомство приметами погоды и природы. (1 занятие, 1 экскурсия на городскую метеостанцию или посещение Обсерватории).

В блоке: Златоустовские просторы: знакомство с птицами, насекомыми, растительностью Южного Урала (2 занятия, 1 экскурсия в Краеведческий музей «В Берендеевом царстве» - по отделу природы).

В блоке: Рождение Златоуста: знакомство с историей образования города, гербом флагом и другими символами Златоуста (1 занятие)

В подготовительной к школе группе 13-15 занятий в год продолжительностью 30 минут.

Перспективное планирование курса в подготовительной группе направлено на получение элементарных географических знаний о местности Златоуста, районах, находящихся в нем, о предприятиях города и прославленных людях.

В блоке: Златоустовские просторы: знакомство с ландшафтом местности, природными достопримечательностями Национального парка «Таганай», лекарственными растениями Южного Урала, районами, проспектами и улицами города. (1выездная лекция работников Краеведческого музея «Целебное лукошко» - о лекарственных растениях Южного Урала; 1 экскурсия в Краеведческий музей «В мире камня»; экскурсия по городу на трамвае, либо пешеходная экскурсия – игра по старой части Златоуста «По старинным улочкам Златоуста», либо пешеходная познавательно-развлекательная экскурсия – игра по горе Косотур, с поисками клада (сокращённый вариант); 2 занятия).

В блоке: Кладовые Златоуста: знакомство с искусством Златоустовских мастеров оружейников (гравюрой, украшенным оружием, литьём пушек, часовщиков (1экскурсия в Краеведческий музей – отдел оружия или выездная лекция «Сказка на металле» - о златоустовской гравюре на стали; 1 итоговое занятие).

В блоке: Слава Златоуста: знакомство с монументальной скульптурой, предприятиями и учреждениями города; с достижениями людей в труде, науке, спорте, литературе, музыкальной и театральной деятельности. Автобусная экскурсия «Город славных традиций». Экскурсии в музеи Златоустовского машиностроительного, Часового заводов, Трамвайного управления, Пожарной части, школ и другие. Посещение с родителями Выставочного зала, библиотек, бассейнов, Спортивной базы, Канатной дороги, стадионов, дворцов культуры, театра «Омнибус». Участие в городских мероприятиях и праздниках: «День города», Праздничные шествия, субботники, акции, «Златоустовский Арбат», «Маленькие звёзды» и др. Экскурсии на почту, на стройку, в салон красоты, супермаркет и т. п. Встречи с интересными людьми. Итоговые мероприятия: презентации проектов любой тематики, выставки, праздники.

Программа имеет целью обеспечить систематическую работу, создать целостный образовательный процесс.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится в средней группе в ходе экскурсий. В старшей группе по результатам совместной деятельности детей, родителей и воспитателей. В подготовительной к школе группе по проектам и выставочным работам.

Работа по программе предполагает тесное сотрудничество с музыкальным руководителем и другими специалистами дошкольного учреждения при проведении развлечений, итоговых занятий, экскурсий.

Программа составлена с учетом реализации образовательных областей:

• «Физическое развитие»:

- разучивание подвижных игр, хороводов, пешеходные прогулки и экскурсии, спортивные развлечения, физкультурные минутки и паузы на занятиях, посещение спортивных секций, бассейна, участие в спортивных мероприятиях и праздниках города;

- знакомство с лекарственными растениями, лыжные прогулки, катание на санках, коньках, походы в лес с родителями.

• «Социально-коммуникативное развитие»:

- экскурсия в Пожарную часть, музей ОБЖ, правила поведения на дорогах во время автобусных, трамвайных и пеших экскурсий, безопасность труда мастеровых, правила поведения в природе, в стихийных условиях, с дикими животными;

- знакомство с историей и бытом жителей; встречи с интересными людьми, ориентировка на карте, макете Златоуста, на улицах города, знание своего домашнего адреса, умение общаться с взрослыми незнакомыми людьми (экскурсоводами, библиотекарями, гостями ДОУ).

• «Познавательное развитие»:

- получение новых знаний о родном городе, поиск информации, исследование

при создании проектов, опытническая деятельность при изучении природных и погодных условий.

• «Речевое развитие»:

- пополнение словарного запаса словами архаизмами, развитие речи во время бесед, экскурсий, приобретение навыков художественной выразительности речи при чтении стихотворений, инсценировках отрывков сказов П. П. Бажова, реконструкции жизни крестьян;

- знакомство со сказками и легендами, заучивание стихов, пословиц, поговорок, примет, считалок, загадок.

• «Художественно-эстетическое развитие»:

- знакомство с искусством мастеров Златоуста, художественное оформление книжек-малышек, альбомов, проектов;

- изготовление поделок, книжек-малышек, альбомов;

- разучивание песен о Златоусте, для проведения праздников, развлечений, слушание выступлений учащихся музыкальной школы, записей народной инструментальной музыки, хорового пения, участие в фестивалях «Танцевальная весна», выступлений клуба гармонистов «Златые горы» под руководством Н. А Ляпустина.

Программа включена в вариативную часть основной общеобразовательной программы ДОУ, что позволяет избежать перегрузки детей.

Тип программы - модифицированная.

Программа «Мой Златоуст» разработана на основе научно-исторического проекта

А. В. Козлова «Златоуст – город крылатого коня».

Условия реализации программы

В детском саду в группах должны быть оформлены «Уголки Златоуста», выставки книг посвящённых Златоусту, искусству мастеровых, иллюстраций, открыток видов города и его окрестностей, коллекции открыток гравюр, украшенного оружия. В наличии должен быть демонстрационный, наглядный материал по тематике занятий, карта, изображения герба, флага Златоуста, всевозможные коллекции гербарии, альбомы с изображением: природы в разные времена года, животных, птиц, лекарственных растений Национального парка Таганай, животных, птиц и растений, занесенных в «Красную книгу». Картинки с изображением одежды коренных жителей, изображение домов с резными ставнями и воротами, орнаментов вышивки, фотоальбомы, трафареты, макеты улиц и районов города. В ДОУ должны быть костюмы для детей и взрослых для проведения развлечений и праздников, фонограммы, видеоматериалы.

Программа предлагает разные виды занятий:

Программой предусмотрено проведение:

• наблюдений

• опытов и экспериментов

• развлечений

• экскурсий

• выставок

• ручного художественного труда

• проектной работы совместно с родителями

• участие в общественной, культурной и спортивной жизни города Златоуста

Содержание программы

Средняя группа

1 Блок «Златоустовские просторы»

Темы занятий:

1. «Животные нашего леса»

2. «Хищные животные нашего леса»

3. «Обитатели леса»

4. «Животные Южного Урала» - итоговое

2 Блок «Быт и профессии коренных жителей Златоуста»

Темы занятий:

1. «Знакомство с избой русского крестьянина».

2. «Знакомство с искусством строительства»

3 Блок «Традиции, легенды и сказки»

Темы занятий:

1. «Знакомство с народными легендами».

2. «Знакомство со Сказами П. П. Бажова»

3. «Народные традиции».

Старшая группа

1 Блок «Традиции, легенды и сказки»

Темы занятий:

1. «Знакомство с народными легендами».

2. «Знакомство со Сказами П. П. Бажова»

3. «Знакомство со сказами и рассказами, россказнями Н. Берсенёва»

2 Блок «Быт и профессии коренных

жителей Златоуста».

Темы занятий:

1. «Знакомство с искусством строительства деревянных построек».

2. «Знакомство с уральской кухней».

3. «Знакомство с профессией кузнеца»

4. «Знакомство с искусством рукодельниц»

5. «Искусство вышивки»

6. «Старинные обряды и традиции»

7. «Знакомство с гончарным производством».

8. «Искусство плетения

9. «Искусство мастеров» - итоговая.

3 Блок «Календарные приметы»

Темы занятий:

1. «Знакомство с приметами природы и погоды»

2. «Знакомство с обсерваторией».

4 Блок «Златоустовские просторы»

Темы занятий:

1. «Знакомство с флорой и фауной»

5 Блок «Рождение Златоуста»

Темы занятий:

1. «Знакомство с историей образования города».

Подготовительная к школе группа

1 Блок «Златоустовские просторы»

Темы занятий:

1. «Знакомство с ландшафтом местности»

2. «Горы, сопки и хребты Златоуста»

3. «Реки Златоуста»

4. «Неживая природа Златоуста»

5. «Лекарственные растения Южного Урала».

6. «Знакомство с районами, проспектами и улицами города

2 Блок «Кладовые Златоуста»

Темы занятий:

1. «Знакомство с искусством златоустовских мастеров оружейников, ювилиров-

грверов».

2. «Знакомство с мастерством часовщиков».

3 Блок «Слава Златоуста»

Темы занятий:

1. «Златоустовский машиностроительный завод»

2. «Слава героев и спортсменов»

3. «Пожарная часть машзавода»

4. «Знакомство с монументальной скульптурой города»

Прогнозируемая результативность

Подведение итогов за учебный год проводится в форме итоговых мероприятий: викторины, развлечения, праздника, знакомства с проектами.

Воспитанник должен знать:

Средний возраст:

• Как называется город, в котором он живет.

• Животных: ежа, зайца, белку, лису, волка, медведя, лося, рысь.

• Предметы быта и одежды старины: печь, ухват, чугунок, лавка, кочерга, прялка, лапти, люлька, керосиновая лампа.

• 2-3 народные игры, 1-3 считалочки.

• Сказку П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Старший возраст:

• Как называются люди, живущие в Златоусте?

• 2-3 легенды.

• Имя П. П. Бажова

• Знать 2-3 сказки: «Серебряное копытце», «Медной горы Хозяйка», «Огневушка-Поскакушка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Синюшкин колодец».

• Деревянные постройки: изба, терем.

• Названия частей дома: крыльцо, стены, крыша, окна, козырьки-наличники, ставни.

• Что делает кузнец, гончар, мастерица-рукодельница.

• 2-3 приметы.

• Главный предмет Обсерватории. Для чего он нужен?

• Лиственные деревья: дуб, береза, клён, ольха, осина, рябина. Хвойные деревья: сосна, ель, кедр, лиственница.

• Перелетных птиц: утки, грачи, снегири, клесты, свиристели.

• Зимующих птиц: воробьи, совы, куропатки, тетерева, глухари, синицы, сороки, вороны.

• Грибы: белый, подберезовик, подосиновик, масленок, белая поганка, мухомор.

• Ягоды: земляника, клубника, брусника, черника, костяника.

• 6-7 насекомых.

• Названия измерительных приборов: градусник, ветряк.

• Имена основателей города братьев Демидовых

• Имя святого, в честь которого назван город.

• Изображение герба, цвета и эмблему флага города

Подготовительный к школе возраст:

• 2-3 названия рек: Ай, Громотуха, Тесьма.

• 2-3 названия гор: Таганай, Косотур, Круглица, Откликной гребень; хребта: Уреньгинский, сопки: Александровская; скалы Чёрная.

• 2-3 названия достопримечательностей Национального парка «Таганай»: Каменная река,

• 5 названий пород камней, встречающихся на территории местности: гранит, кварц, слюда, графит, известняк, мрамор.

• Лекарственные травы: душица, мята, иван-чай, зверобой, девясил, заячья капуста, кислица.

• Ядовитые растения: белена, «вороний глаз», «волчьи ягоды».

• Предметы искусства мастеров оружейников: гравюра, кленки, пушки, кубки, латы, Дарохранительница.

• 2-3 памятника скульптуры: Иоанну Златоусту, Ивану Бушуеву, П. П. Аносову.

• 2-3 символа города: Златоустовская гравюра, булатная сталь, заповедные леса.

• 2-3 предприятия города и где работают родители.

• 2-3 имени знаменитостей города: Анатолий Карпов, Лидия Скобликова, Павел Аносов, художник Юрий Азеев, скульптор Владимир Жариков.

• Праздники: День города, День машиностроителя, День металлурга, День учителя.

Литература

1. Нормативные документы:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция, ст. 12, 28.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)

2. Методическая литература:

Князева О. Л., Маханёва М. А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб, и доп. – СПб:Детство-Пресс, 2000. - 304 с. : ил.

Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Не хата, а царская палата: Методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ,2000.- 47 с.

Евстифеева Н. А. Кое-что о птицах Южного Урала. Информационное пособие по естествознанию для учителей начальных классов. - Челябинск: «Взгляд», 2002. – 84 с. : ил.

Горенка: Программа приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре. – Магнитогорск: МаГУ,2009.-120 с.

Ковинько Л. Секреты природы - это так интересно!- М:Линка-Пресс,2004. – 72 с. :ил.

3. Научно популярная литература для воспитателей:

А. В. Козлов «Златоуст – город крылатого коня».

А. В. Козлов Златоустовская энциклопедия.

«Искусство мастеров Златоуста». Комплект из 16 цветных фотооткрыток. // «Планета».М. : 1987 г.

Уральский месяцеслов, 1992: Календарь – справ. – Челябинск: Юж. - Урал кН. изд-во,1991. -384 с.

Златоуст: Краткий очерк. Путеводитель-справочник/Н. Верзаков, В. Понуров, В. Черноземцев. Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 1979.-144 с.

Е. Ленковская Сокровища Рифейских гор: о традиционных уральских художествах – детям и взрослым. – Екатеринбург: Генри Пушель, 2014. – 256 с.

4. Детская литература:

Бажов П. П. Сказы/ Илл. Митрофанова. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 184 с., илл. (Серия «Лучшие сказочники мира»).

Н. Берсенёв Сказы и рассказы. / г. Златоуст, 2004г.

Н. Берсенёв Демидовские россказни.

О. Л. Князева Как жили люди на Руси. Рабочая тетрадь. – СПб:Детство-Пресс,1998.-23 с. : ил.

Южноуральские писатели – детям: хрестоматия для детей дошкольного возраста/[сост. т. Н. Крохолева]. – Челябинск: Взгляд, 2007.-175 с.

Подкорытов Ю. Сказки о ремесле/ Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 1976. -28 с. :ил.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная-дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста Представляю презентацию дополнительной образовательной – дополнительной общеразвивающей программы по робототехнике для детей дошкольного.

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Юные художники» для детей 4–5 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 97 «Незабудка» Городского округа «город.

Дополнительная образовательная программа «Я — магнитогорец» для детей 5–7 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №112 присмотра и оздоровления» города Магнитогорска Принята на педагогическом.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 4–5 лет «Театр» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр» для детей 4 – 5 лет муниципального автономного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Весёлая математика» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Весёлая математика» для детей 4.

Дополнительная общеобразовательная программа исследовательно-технической направленности «Эрудит» для детей 5–6 лет Дополнительная общеобразовательная программа исследовательно-технической направленности "Эрудит" для детей 5-6 лет. Цель программы: способствовать.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Гениальный малыш» Паспорт дополнительной общеразвивающей программы Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение №40 «Снегурочка» Название программы «Гениальный.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Готовимся в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области Принято.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательная математика» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей 4–7 лет «Мой Златоуст»
Опубликовано: 25 августа 2019 в 00:08
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД