НОД по формированию знаний о мордовской культуре «Моя малая Родина»

Светлана Турлаева
НОД по формированию знаний о мордовской культуре «Моя малая Родина»

Цель:

Развитие ценностного отношения к мордовской культуре, мордовского национального костюма, мордовским сказкам, развитие эмоционально – эстетической сферы ребенка.

Задачи:

Образовательная: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой РФ, Республики Мордовия, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о городе Саранск; знакомство с мордовским национальном костюмом, закрепление мордовских сказок.

Развивающая:развивать связную речь, активизировать словарь по теме.

Воспитательная: воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, её природе, обычаям, традициям.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Социализация» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество»

Материалы и оборудование: иллюстрации столицы России, города Саранска, достопримечательности республики и природы родного края, запись гимна Мордовии и гимна РФ.

Предварительная работа: Разучивание стихотворений о родном крае. Проведение экскурсий в музей детского сада, библиотеку села Ельники, на природу. Знакомство с мордовской народной вышивкой. Знакомство с литературой о Мордовии.

Содержание непосредственно образовательной деятельности детей.

1. Вводная беседа и постановка учебной задачи.

Звучит песня: «С чего начинается Родина

- О чем поется в песне? Родине)

- Сегодня мы с вами поговорим о Родине.

2. Основная часть.

Беседа о Родине

- Скажите, что такое Родина?

(Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наша республика Мордовия. Это наша столица Мордовии — Саранск, наш Ельниковский район, наше село Ельники. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место,где стоит наш детский сад.

Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки) .

- Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.

– А сейчас послушайте стихотворение о Родине:

«Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном!»

- Родина – это страна в которой мы живем.

- Как она называется? (Россия)

- Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)

- Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город нашей страны? (Москва)

- Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.

Россия- ты великая держава!

Твои просторы бесконечно велики,

На все века ты увенчала славой,

И нет другого у тебя пути!

- В России много городов. Ребята, скажите, а какой город столица Мордовии?

(город Саранск)

(показываю карту Мордовии и г. Саранска)

- Посмотрите – это карта Мордовии. Как вы думаете, наша республика большая или маленькая? (ответы детей)

- Наша республика большая и живут в Мордовии разные народы. Какие народы живут у нас в республике? (русские, татары, мордва) Все они живут в мире и согласии.

Ребёнок:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березы у дороги

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

Физминутка:

Здравствуй, мир. (руки наверх)

Это – я! (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит (наверх)

И земля у ног – лежит! (наклон)

Там – леса! (замок вправо)

А там – поля! (замок влево)

Здесь – друзья (поворот головы)

И здесь друзья. (вправо и влево)

Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

Здравствуй, мир!

Встречай меня!

1. Государственные символы России.

- Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн)

- Посмотрите – это герб России.

Что изображено на нем? (ответы детей)

Государственный герб Российской Федерации выполнен в виде красного четырехугольного геральдического щита. Нижние его углы закруглены, а по краям он заострен. На щите изображен золотой двуглавый орел с распущенными и поднятыми вверх крыльями. Он увенчан тремя коронами, соединенными лентами. В левой лапе орел держит скипетр, а в правой — державу. На его груди изображен малый красный щит, в котором на серебряном коне и в синем плаще расположен серебряный всадник. Он поражает копьем из серебра черного дракона, который опрокинут навзничь. Цветовая гамма золотого двуглавого орла на красном фоне присутствует в гербе еще с XV-XVII веков. Что означает герб с изображением орла? Эта птица — самая величественная среди всех остальных. С глубокой древности она являлась царским символом власти. Орлов изображали на памятниках времен Петра Первого. Также три короны, изображенные над головами орла, относятся к этой эпохе. Сейчас они символизируют суверенитет Российской Федерации и всех ее субъектов. Скипетр и держава в его лапах олицетворяют единое государство и его власть. Всадник, поражающий копьем дракона, является древним символом защиты Отечества, борьбы света с тьмой и добра со злом.

- Второй символ РФ – это флаг. Государственный флаг – это лицо страны, символ независимости.

- Какие цвета вы видите? (белый, синий, красный) .

- А, что обозначают эти цвета? (ответы детей)

Белый цвет – символ чистоты, чести и мира;

Синий цвет – небо.

Красный цвет – цвет солнца, энергия, сила, жизнь.

- Третий символ – это гимн.

- Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)

Прослушивание гимна России.

- Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?

Дети: – Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.

2. Государственные символы Республики Мордовия.

-Но вот и у нашей республики Мордовия есть свои герб, флаг и гимн. Давайте прослушаем гимн Мордовии. (слушаем гимн Мордовии)

-Флаг республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного, белого и темно-синего цветов.

Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. Ширина каждой из них составляет 1\4 ширины флага. Отношение ширины флага к его длине – 1: 2.

В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – солярный знак маренового цвета, - символ солнца, тепла, доброты.

Итак, флаг РМ означает: жить в духовной чистоте, добре, открытости, свободно развиваться на своей плодородной земле.

-Автор герба – Чикринев Николай Дмитриевич – избрал французскую форму щита: почти квадрат с сердцевидным заострением внизу. На щите повторяются цвета флага РМ: в центре его на белой полосе помещен щиток с изображением древнего герба города Саранска: в серебряном поле лисица и три стрелы, расположенные вертикально сверху вниз.

Щит обрамляется шейной гривной: старинным украшением древней мордвы золотого цвета, что символизирует:

- древнее происхождение этносов - мокши и эрзи, проживающих на

нашей территории;

- красоту природы, духовную красоту народа;

- достаток, богатство.

На гривне изображены семь орнаментов, означающих семь городов - административных, промышленных, культурных центров республики. Все это обрамляется золотыми колосьями пшеницы, перевитыми лентой цветов флага Мордовии. Колосья в современной геральдике означают экономическую мощь государства, занятия земледелием, национальное единство. Завершается герб солярным знаком в виде восьмиконечной звезды, изображающей солнце. Идея герба: жить мудро, в дружбе и согласии, сохранять и умножать национальные традиции, содействовать экономическому процветанию, стабильно развиваться под ясным мирным солнцем на своей плодородной земле.

- Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина.

Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?

- Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живутблизкие и дорогие нам люди.

Ребенок:

Малая Родина – островок земли,

Под окном смородина, вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья –

Ласковая, малая Родина моя!

3. Игра «Наш город Саранск какой?»

- Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город? Я вам задаю вопрос: наш город какой?

– Наш город… (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный) .

- Вы любите наш город? (ответы детей)

- За что вы любите его? (Я люблю Саранск за то, что в нем есть… (школы, скверы, парки, сады)

Вспомним какие достопримечательности имеет город Саранск.

4. Мордовский национальный костюм.

Мы живем в Мордовии и гордимся тем, что у нас есть свои обычаи, традиции и, конечно, свой национальный костюм. Народный костюм мордвы бывает эрзянский и мокшанский.

Мужской костюм отличается простотой. Он состоит из рубахи и пояса. В старину пояс служил украшением. К нему подвешивали оружие и другие предметы. Чем больше мужчина совершал военных подвигов, тем богаче становился его пояс.

Женский костюм состоял из рубахи, разнообразных деталей и украшений. Женскую рубаху носили с украшением пулай. На голову надевали панго – это женский головной убор. На уши надевали серьги из гусиного пуха с бусиной или монетой. В старину мордва обували лапти, а в праздники сапоги.

5.«Мордовские народные сказки».

«Любите сказки! И будет жизнь тогда полна тепла и сказки». Направо пойдем – мордовские сказки услышим, налево пойдем – татарские, прямо – русские. Так как мы сегодня говорим о культуре мордовского народа, то и отправимся направо. Дети, отгадайте загадку о герое из мордовской сказки:

-Он рожден у бабки с дедом,

Из прекрасного яйца.

Да чего же хорош, малютка!

Знаете, как звать мальца? (Ответ: Куйгорож)

Мы с вами сказку «Куйгорож» читали, смотрели мультфильм. Вспомните, дети, чем закончилась сказка?

Ответы детей.

Воспитатель – Да, ребята, бабушка с дедушкой остались без дома, без крыши над головой. Какую помощь мы можем предложить бабушке и дедушке?

Ответы детей

Рефлексия.

- Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали о Родине много нового. Правда?

- А именно: ваша семья, ваш дом находится в республике Мордовия.

- А Мордовия – в России.

- Молодцы, Девочки и мальчики!

Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого человека есть свой маленький уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге родного дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама.

Ты моя Родина, край наш, Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба.

Мокша и эрзя, русские братья.

Мы, твои дети, славим тебя!

Литература.

Близкий сердцу край, Т. С. Багрова, Саранск: типография «Красный Октябрь», 2002г. ;

Здравствуй, Мордовия!: рассказы о родном крае для маленьких читателей; Н. М. Арсентьев, Т. С. Багрова, К. И. Шапкарин. - Саранск: типография «Красный Октябрь», 2005 г. ;

Мы в Мордовии живем - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.

Фото: флаги, гербы, мордовский костюм. http://www.google.ru/.

Публикации по теме:

Работа с дошкольниками по теме «Малая Родина» У каждого человека она своя, но является той путевой звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать.

Беседа «Моя малая Родина» Цель: обобщить и закрепить знания детей о своей малой родине, о своем городе, его достопримечательностях, познакомить со знаменитыми людьми.

Фотоотчет «Моя малая Родина»Фотоотчет «Моя малая Родина» Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Понятие «Родина».

Проект «Моя малая Родина» ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ «САРАНСК – НАШ ГОРОД».Участники.

Проект «Моя малая Родина» Тема: «Моя малая Родина» Считаю свою тему не только интересной, но и значимой, актуальной, т. к детство – это ответственный этап в становлении.

Проект «Моя малая Родина» Социально-экологический проект «Моя малая Родина». Аннотация Развитие и становление экологической культуры в современном мире – несомненная.

Проект «Моя малая Родина» Аннотация проекта Наименование проекта - «Лекарственные растения» Авторы проекта - Санькова О. Л. воспитатель Основным содержанием экологического.

Проект «Моя малая Родина!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 Проект «Моя малая родина!» Разработчик: воспитатель.

Тема: Моя малая Родина «Моя малая Родина». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Цель: расширить знания детей о родном городе,.

Викторина «Моя малая Родина»Викторина «Моя малая Родина» Воспитатель подготовительной группы № 4 Бородинова Зинаида Григорьевна Цель занятия: закрепление знаний детей подготовительной к школе группы.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
НОД по формированию знаний о мордовской культуре «Моя малая Родина»
Опубликовано: 20 марта 2016 в 12:17
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о участие в конкурсе «Воспитатель 2019 года»
В России конкурс «Воспитатель года» стал пользоваться большой популярностью в педагогической дошкольной среде. Участие в нём требует определённой...
Фотоотчет «22 марта — Сорок сороков, или Жаворонки»
Мероприятие , проведенное совместно с сотрудниками Музея им. Худякова А. А города Балахны. Мастер - класс "Жаворонок" из соленого теста. Игры и музыкальные...
Журнал центра поликультурного образования «Мы разные, но мы вместе»
Поликультурное образование – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной...
Аппликация во второй младшей группе «Яблоневое дерево»
Какой ребёнок не любит творить? Одним из видов творчества является аппликация. Аппликация помогает маленькому человеку познать цвет и форму, познакомит с...
Дидактические игры для детей первой младшей группы
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию дидактические игры , которые я сделала для своих малышей. Игры получились красочные, яркие....