Консультация для педагогов «История басни как жанра»

Елена Мартьянова
Консультация для педагогов «История басни как жанра»

«Мораль сей басни такова

«Мораль сей басни такова…» – это выражения нам всем не только хорошо известно, но и понятно.Причина очевидна: знакомство человека с басней происходит с детства. Именно здесь мы впервые начинаем понимать ее глубокий смысл, делать первые выводы из прочитанного и пытаемся поступать правильно, хотя и не всегда это выходит. Сегодня я попытаюсь разобраться с тем, что такое басня.

Басней называют сказку небольших размеров, написанную в нравоучительной манере. Ее действующими лицами являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. Басня может иметь стихотворную форму или быть написанной в прозе. Басня состоит из двух частей – повествования и вывода, коим считается конкретный совет, правило или указание, "прикрепленное" к повествованию. Такой вывод обычно располагается в конце произведения, но может быть подан и в начале сочинения. Некоторые авторы представляют его и в виде заключительного слова одного из персонажей сказки. Но как бы читатель ни старался увидеть вывод в отдельно написанной строке, он этого не сможет сделать, так как он прописан в скрытой форме, как само собой разумеющийся в связи с приведенными событиями и разговорами.

Басня один из самых древнейших литературных жанров, ровесница мифов, пришла к нам еще из времен Древней Греции. Эзоп – наиболее известный древний баснописец, чьи произведения стали классическими и неоднократно переводились на языки мира. Их сюжеты послужили основой для творчества многих литераторов последующих эпох. Эзоп – легендарная личность, о жизни которого ходило много рассказов, в которых смешивались, правда и вымысел. Традиционно его родиной называют Фригию – область в Малой Азии. Считается, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенесшим много злоключений.

Второй по величине баснописец – Федр. Он был автором не только своих собственных сочинений, но и занимался переводами и переделками эзоповских произведений. В Древнем Риме о том, что такое басня, было известно Авиану и Неккаму. В Средневековье написанием сказок с поучительным выводом занимались такие авторы, как Штейнгевель, Ник Пергамен, Б. Папроцкий, Эразм Роттердамский и многие другие авторы. Прославился произведениями в данном жанре и французский поэт Жан Лафонтен.

В России развитие жанра басни относится к середине XVIII началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского.

Ну а самым известным русским баснописцем был и остается Иван Андреевич Крылов. Расцвет его творчества пришелся на рубеж восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Героями произведений чаще всего выступали животные и неодушевленные предметы. Они действуют, словно люди, но своим поведением высмеивают пороки человеческой натуры. Многие животные олицетворяют какую-нибудь черту характера. Например, лисица символизирует хитрость, лев – мужество, гусь – глупость, сова – мудрость, заяц – трусливость, и так далее. Самобытные, гениальные и совершенные басни Крылова переведены на многие европейские и восточные языки. Сам баснописец внес весомую лепту в развитие этого жанра и литературы в целом в России.

Широко известна и признана большая работа С. В. Михалкова в области басни. Поэт продолжил традицию русской классической басни, бичующей отрицательные явления в быту и нравах, подвергающей осмеянию непривлекательные черты в характере и поступках человека.

Перу Сергея Михалкова принадлежит более 200 басен, лаконичность, простота, разговорный язык, юмор основные отличительные черты басенного стиля поэта. Сюжет любой басни, пройдя в творческой лаборатории ее создателя этап обобщения, типизации, превращается в нечто большее в социально и нравственно значимую тему для размышления, ибо основополагающая эстетическая цель сатирического произведения возбуждение представлений об истине, о добре, о прекрасном и, в конечном счете, восстановление справедливости. Но как сложно порой бывает отличить правду от полуправды,говорит сам Михалков в одной из самых коротких и емких своих басен:

"Где наш отец?" — выспрашивал упрямо

Сын-Червячок у Мамы-Червяка.

"Он на рыбалке!" — отвечала мама.

Как Полуправда к Истине близка! ("Полуправда")

Самые известные басни ("Шутка", "Ромашка и Роза", "Собака и Осел", "Медвежий мед", "Клятва Гиппократа", "Ученый Кот", "Орлы и воробьи" и другие)— прочно вошли в репертуар мастеров художественного слова нескольких поколений и с течением времени нисколько не постарели.

Развитие басенного жанра напрямую зависит от исторических особенностей формирования каждой отдельно взятой культуры. Главная задача басни состоит в том, чтобы донести и утвердить в умах мудрость поколений и поучительные уроки, применимые как в повседневности и общности, так и в особенных частных случаях.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Консультация для педагогов «Как разнообразить игровую среду в группе»Консультация для педагогов «Как разнообразить игровую среду в группе» В начале года я заметила, что дети чаще стали приносить в группу мелкие игрушки из «киндеров», машинки, сувенирчики, попрыгунчики, «лизунчики».

Консультация для педагогов «Игра, как ведущая деятельность дошкольников» Игра как ведущая деятельность дошкольников 1. Что такое игра? 2. Детская игра в педагогическом процессе ДОУ. 3. Игра как ведущая деятельность.

Консультация для педагогов и родителей «Как правильно хвалить ребенка» Известный психотерапевт В. Леви сказал: «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» Эти слова, несомненно, для некоторых.

Консультация для педагогов «Как приучить ребёнка к дисциплине» Вот как учёные говорят о дисциплине: «Дисциплина хороша и необходима, без нее вы не вырастите здоровых детей-победителей. Она нужна для.

Консультация для педагогов «Как создать благоприятные условия зимой на прогулке»Консультация для педагогов «Как создать благоприятные условия зимой на прогулке» [/i]Зима- любимое время года для детей и взрослых. Это время и для развлечений и подвижных игр. Зимняя прогулка является надежным средством.

Консультация для педагогов «Как учить стихи играючи» Замечательно, если человек владеет красивой образной речью, при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты.

Консультация для педагогов «Как воспитать двигательную активность у детей» Консультация для педагогов «Как воспитать двигательную активность у детей». Двигательная активность, физическая культура спорт – это эффективные.

Консультация для педагогов «Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми» СЛАЙД №1Консультация для педагогов. Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми. Современные дошкольники легко и с удовольствием.

Консультация для педагогов «Проектная деятельность как метод взаимодействия педагогов и родителей» Консультация для воспитателей Подготовил воспитатель высшей квалификационной категории Шихалева Н. С. «Проектная деятельность, как метод.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Детские писатели
Автор публикации:
Консультация для педагогов «История басни как жанра»
Опубликовано: 6 мая 2018 в 14:31
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 ноября. День сказки «Заюшкина избушка» на МААМ

Как и многие другие народные сказки, «Заюшкина избушка» проста и незамысловата. Зато она богата образными характеристиками персонажей, ритмикой, диалогами и, конечно же, назидательным смыслом. Занятие...

27 ноября. День снежинки на МААМ

Очередной тематический день посвящен главному зимнему символу и обязательному атрибуту новогодних праздников. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать ребенку об этом природном явлении...

Фотоотчёт о подготовке к фото конкурсу «Вместе с мамой»
Фото - конкурс «Вместе с мамой» проводится в рамках окружного конкурса рисунка и прикладного творчества, посвящённого Дню Матери «Мамочка милая, мама...
Мастер-класс поздравительной открытки для любимой мамочки к Дню матери
Мастер-класс поздравительной открытки для любимой мамочки к дню матери. Цель: вызвать у детей желание сделать красивую открытку в форме кружки в...
Праздник русской деревянной ложки. Ансамбль воспитателей в детском саду «Ложкари»
Праздник русской деревянной ложки ( мероприятие для воспитанников старшей и подготовительной гр) Цель: знакомство воспитанников с историей русской...