Получи документы

Мордовский фольклор-детям

Мария Талабаева
Мордовский фольклор-детям

Я хочу представить вам творческий проект «Мордовский фольклор - детям», который был разработан воспитателями: Талабаевой М. П. ,Алькановой О. И.

Вид проекта: долгосрочный. Проект рассчитан на два года (2015/16 уч. год; 2016/2017 уч. год)

Тип проекта: творческий.

В реализации проекта принимают участие дети младшей и средней группы, педагоги групп, педагоги дополнительного образования ( кружки: фольклорно-танцевальный, музыкальный руководитель, родители.

Публикация «Мордовский фольклор-детям» размещена в разделах

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно, в том числе и мордовский национальный фольклор.

Знакомство с фольклором нужно начинать в дошкольном возрасте, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.

Поэтому эту проблему вынесли на обсуждение с детьми и родителями. Провели опрос детей. Любят ли они сказки, потешки, легенды, загадки, народные игры и др.? Все ответы детей фиксировались. После обсуждения ответов, дети высказали своё мнение, какие сказки и другие виды фольклорных форм они хотели бы услышать.

Сбор информации детей, родителей, позволили прийти к выводу, что:

Актуальность данной проблемы состоит в том, что:

- фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством патриотического воспитания детей дошкольного возраста;

- мордовский народный фольклор – универсальное средство введения детей в традицию мордовской национальной культуры;

- фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в фольклоре (играх, музыке, сказках и т. д, транслирует вечные нравственные ценности, задаёт ребёнку надёжные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы.

- фольклор, как неиссякаемый источник устного народного творчества дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения дошкольников, помогает решить задачи поликультурного, нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения;

- фольклор одно из средств познания родного языка. А родной язык, являясь одновременно и методом и источником умственного и социально-нравственного воспитания, формирует ребенка как личность.

Произведения устного народного творчества сопровождают ребенка с первых дней жизни: перед ним раскрываются незабываемые образы фольклорных произведений, поэтические картины природы, выразительность и меткость языка, красота художественного слова.

Любовь к родному слову, воспитанная в дошкольном детстве, постепенно перерастает в любовь к литературе и искусству, которая сопровождает человека всю жизнь.

Ознакомление с мордовскимфольклором преподносятся в доступной форме, учитываются возрастные особенности детей. Поэтому в проекте предусмотрены игры, сказки, потешки, дразнилки и другие малые фольклорные жанры.

Интерес к этой теме объединяет – сотрудников, детей и их родителей, всех кто бережёт прошлое, ценит настоящее и смотрит в будущее. Вот так наш проект станет поистине народным делом. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

Реализация проекта вытекает из специфики приобщения детей дошкольного возраста к мордовскому народному фольклору в доступных для этого возраста формах, видах, жанрах, основанных на подлинном народном материале и направленный на овладение детьми устным творчеством народа через фольклор.

Цель проекта: познакомить дошкольников с мордовским фольклором, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения и уважения к мордовскому устному национальному творчеству, развитие творческих способностей.

Задачи:

образовательные:

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

- обеспечить знание традиционного мордовского поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

развивающие:

- развивать творческие способности у детей дошкольного возраста;

-развивать самостоятельность, инициативу, побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.

- развивать интерес и эмоциональную отзывчивость к содержанию художественных произведений.

- развивать речевые и исполнительские способности.

-формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания устно-народного творчества мордовского народа.

воспитательные:

- заложить нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

- воспитывать национальное самосознание у дошкольников, уважение к своему народу.

Инновационный проект «Мордовский фольклор - детям» ориентирован на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Во - первых, фольклор это – всегда праздник, он дарует несравнимое чувство радости, веселья, общения.

Во - вторых, потребность в ознакомлении дошкольников с фольклором связана с тем, что в нем, как не в одном виде народного творчества, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью, отражена жизнь народа.

В - третьих, мордовское устно-поэтическое творчество обладает мощной педагогической силой, так как сохраняет для будущих поколений историю, философию, этику мордовского народа и его жизненную мудрость. Не случайно "фольклор" в переводе с английского означает -"народная мудрость".

Новизна проекта заключается в осуществлении воспитания и образования детей средствами мордовского народного фольклора через проектную деятельность. Прослеживается интеграция образовательных областей. Этопозволяет дополнить традиционную систему работы с детьми.

Наша задача:

- познакомить детей с народным мордовским фольклором, помочь полюбить его так, чтобы он стал частью их культурной жизни в будущем;

- развивать личностные качества ребенка, направленные на воспитание любви к родному краю, мордовскому народу.

В работе с дошкольниками использовались следующие методы и приемы:

- словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ,обсуждение, заучивание наизусть.

- наглядные:рассматривание произведений живописи и скульптуры, иллюстраций, картин, открыток, национальных костюмов, орнаментов по мотивам народного творчества.

- практические: игры, игровые ситуации, фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, тренинги, имитация движений, постановка спектаклей, драматизация, составление альбомов, книжек-малышек, слушание аудио-видео записи, продуктивная деятельность, выставки, конкурсы.

Для успешной реализации проекта создана:

1. Специально организованная предметно-развивающая среда:

- специально оборудованные помещения (мини-музей, изба, музыкальный зал и физкультурный залы);

- игровые уголки (народного творчества, «Библиотека», «Детский сад и семья» и др.);

- окружающий социум (театры, краеведческий музей, музей национальной культуры, библиотека, школа)

- музыкальные инструменты: бубен, трещетка, валек, люлямо и т. д. ;

- атрибуты для театрализованной деятельности (костюмы, маски, разнообразные виды театра, ширма).

- технические средства обучения: видео и аудиоаппаратура, наборы СD- и DVD дисков.

- национальные костюмы;

- игрушки (кукла в национальном костюме, деревянные игрушки народных мастеров, игрушки-забавы);

- народное творчество (вышивки, росписи, резьба по дереву);

- художественная литература мордовских писателей и поэтов, мордовский национальный фольклор;

2. Методическое обеспечение проекта:

- демонстрационный и дидактический и материал;

- методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».

- методическая литература;

- конспекты непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям.

- конспекты сценариев праздников, развлечений.

3. Разработан план мероприятий по реализации проекта по следующим образовательным областям:

- социально-коммуникативному развитию (использование фольклора в режимных моментах, игры – сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, игровые ситуации, знакомство с праздниками народного календаря);

- познавательному развитию (знакомство с народным календарем,знакомство с календарными праздниками, обрядами, обычаями, посещение театров, музей, непосредственно образовательная деятельность);

- речевому развитию (беседы, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, мультфильмов, инсценировка и драматизация произведений, составление творческих рассказов, упражнения на интонирование,скороговорки на развитие дикции, составление рассказов по иллюстрированным пословицам, сказкам, загадкам, подушкам, обсуждение пословиц, приговорок, сказок, знакомство со сложными жанрами мордовского фольклора : легенды, баллады);

- художественно-эстетическому развитию (игры с пением, рассматривание произведений живописи и скульптуры для углубленного понимания содержания некоторых сказок, баллад, легенд и произведений малых фольклорных жанров, рисование, лепка, аппликация по произведениям малого фольклора мордовского народа, выставки и конкуры рисунков, поделок,музыкальный фольклор : игры, шуточные гадания, колядки, заклички; развлечения и народные праздники - Сексень ши»–праздник урожая, «Покрав» - «Покров», «Святки», «Од киза» (Новый год», «Роштованькудо», «Масленица», «Пасха»);

- физическому развитию (мордовские народные подвижные игры, хороводные игры, тренинги - «Улыбка», «Маска», «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Замороженный»., имитационные игры).

При реализации проекта были использованы следующие формы работы:

- мордовские народные игры, хороводы;

- песенное творчество (колыбельные, частушки, припевки и т. д);

- знакомство с предметами быта, одеждой;

- знакомство с мордовским народным орнаментом;

- художественное творчество (аппликация, рисование);

- знакомство с мордовскими словами;

- танцевальное творчество;

- устный фольклор (потешки, загадки, пословицы, приговорки, прибаутки, небылицы и др;

- праздники народного календаря («Масленица», «Пасха», «Троица»).

Работа по реализации проекта проходит в тесном сотрудничестве с семьей. Для родителей организованы:

- беседы, консультации о важности данной проблемы;

- родители принимают участие в конкурсах, выставках;

- совместные фольклорные праздники.

Результаты реализации проекта

1. Создание условий для ознакомления дошкольников с мордовским народным фольклором.

2. Внедрение новых форм работы с детьми.

3. Положительная динамика развития восприятия и усвоение устного творчества мордовского народа.

Дети знают:

- детские жанры народно – песенного творчества (считалки, потешки,песни - игры, игры – загадки) ;

- виды хороводов (круг, ручеёк) ;

- основные праздники народного календаря;

- песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, заклички, частушки, скоморошины.

Дети умеют:

- обыгрывать образы героев в песнях и играх;

- исполнять песни, потешки, дразнилки, выполнять игровые, хороводные движения;

- выразительно декламировать;

-выполнять элементарные плясовые движения (ходить по кругу, притопывая);

-рассказывать о народных праздниках и календарных приметах;

-использовать элементы народной культуры в повседневной жизни.

4. Совершенствуются коммуникативно-речевые навыки детей.

5. Повышается познавательная активность и творческие интересы детей.

6. Разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с мордовским народным фольклором.

Планируем презентацию проекта с использованием следующих форм работы:

1. Мастер – класс:

- «Удивительный мир сказок» (Для воспитателей МДОУ).

2. Презентация проекта «Мордовский фольклор - детям»

3. Драматизация сказок «Пестрая курочка», «Как собака друга искала».

4. Показ кукольных спектаклей с использованием разнообразных видов театра.

5. Создание видеофильмов, фотоматериалов по ознакомлению дошкольников с мордовским народным фольклором.

6. Фольклорный праздник «На завалинке»

7. Оформление папки-передвижки для родителей «Фольклор в режимных моментах»

8. Создание фольклорного ансамбля

9. Выступления на родительских собраниях, семинарах, педсоветах.

10. Создание картотек:

- малые формы мордовского народного фольклора;

- мордовские народные сказки;

- мордовские народные фольклорные игры.

11. Публикация наработок в СМИ.

12. Создание методический пособий.

Что мы ждем от внедрения проекта. В результате реализации проекта будет:

1. Пополнена детская литература по ознакомлению детей с мордовским народным фольклором.

2. Пополнена методическая литература по ознакомлению дошкольников с мордовским народным фольклором.

3. В группе будут созданы условия для ознакомления детей с мордовским народным фольклором.

4. Пополнена методическая копилка по оказанию профессиональной помощи воспитателям, родителям по вопросам ознакомления детей дошкольного возраста с устным творчеством мордовского народа.

5. Раскрыты незабываемые образы фольклорных произведений, выразительность и меткость языка, красота художественного слова.

6. Положительная динамика развития восприятия и усвоение устного творчества мордовского народа, с последующим применением его в практической жизни.

Практическую значимость проекта видим не только повышении компетенции воспитателей, но и повышении знаний у родителей по воспитанию у детей любви к родному краю и своему народу через устное народное творчество. А дети в свою очередь, научатся ценить творчество мордовского народа, относится с уважением к ценностям, созданным этим народом. Все вышеперечисленное должно внести значительные изменения в воспитательно-образовательный процесс и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

Проект вызовет интерес к родной истории, к наследию и традициям своего народа.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Мордовский костюм»Дидактическая игра «Мордовский костюм» Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и.

Фольклор для самых маленькихФольклор для самых маленьких Фольклор для самых маленьких. Первые художественные произведения, которые слышит ребёнок – это малые формы фольклора. С самого раннего.

Фольклор Карелии Фольклор Карелии. Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание». Выполнила воспитатель МКДОУ.

Фольклор в жизни детей.Фольклор в жизни детей. Фольклорный кружок «Скворушки» существует в детском саду «Теремок» уже 20 лет. Главная цель - это приобщение дошкольников к народному, песенно.

Фото-отчет «У нас в гостях мордовский народный ансамбль Келу»Фото-отчет «У нас в гостях мордовский народный ансамбль Келу» Фото-отчет "У нас в гостях мордовский народный ансамбль Келу"[/i] 27 марта[/b] отмечается Всемирный день театра. К этому дню мы с детьми.

Люби и знай мордовский край! Итоговое интегрированное занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Цель: уточнение и закрепление представлений детей о Республике Мордовия; развитие ценностного отношения к мордовской культуре. Задачи:.

НОД детей подготовительной группы «Мой любимый мордовский край» Задачи: Обучающая: учить называть крупные реки Мордовии; учить составлять описательный рассказ на предложенную тему; учить называть животных,.

Проект «Мордовский фольклор» Актуальность проекта Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем.

Сценарий праздника для детей средний группы «Приходи весна в наш Мордовский край» Сценарий праздника для детей средний группы «Приходи весна в наш Мордовский край». Цель: дать детям представление об особенностях культуры.

Выставка рисунков «Мой любимый мордовский край»Выставка рисунков «Мой любимый мордовский край» Мордовский край… Он не велик, но очень живописен. Луга с ромашками, васильками, колокольчиками, реки и озера, леса, которые сказочны и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мордовский фольклор-детям
Опубликовано: 18 мая 2017 в 20:44
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД