Папки-передвижки

Музыкальная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Елена Малкина
Музыкальная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме.

Важной частью нравственно-патриотического воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.

Публикация «Музыкальная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Цель нравственного, патриотического и культурного воспитания у детей дошкольного возраста — формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи нравственного, патриотического и культурного воспитания :

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

В детском саду необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «. воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях :

Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина — это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его как личности. Музыкальное искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны человека — не только воображение и чувство, но и мысль, и волю.

Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма дошкольников на музыкальных занятиях, которое на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т. д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Изучение календарных праздников, обрядов, которые передавались в каждой семье из поколения в поколение, связанных с ними песен - это основа воспитания патриотизма у старших дошкольников.

Наряду с музыкальным фольклором, нужно включать в занятия произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, считалки, народные промыслы). Это способствует наиболее яркому и полному восприятию музыкальных образов.

В детском саду со стороны педагогов отводится не мало времени на нравственное, патриотическое и культурное воспитание детей : это и беседы о родной стране, и наблюдения за природой родного города, и чтение сказок и разучивание пословиц и поговорок русского народа, и привлечение детей к общественно-полезному труду. Но главный выход и показательный момент привлечения ребенка к патриотизму - является праздник. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый в пляске, кто-то знает много частушек и с удовольствием исполняет их, а у кого-то замечательные актерские способности, и он исполняет роли главных героев.

В детском саду проводится множество праздников, но хочется выделить именно те, которые относятся к патриотическому воспитанию. Это 9 Мая - День Победы, 23 февраля - День защитников Отечества, 8 марта, День защиты детей. Особое значение в рамках нравственно - патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Активные участники таких праздников – папы, дедушки. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставить без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах. Такие праздники, как «День народного единства», «Мы – вместе!» и приглашение на праздник «День Победы», «Спасибо доблестным солдатам» ветеранов, надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, используются народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства.

На музыкальных занятиях проходит знакомство детей с народными музыкальными инструментами. Рассказывается о том, что в старину народные инструменты люди изготавливали своими руками. Детям очень нравится устраивать народный оркестр, особенно под русские народные наигрыши, где первоначально присутствует медленный темп музыки, а потом он постепенно нарастает и детям необходимо не сбиться с него. Также рассказывается о том, что песни, потешки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так они передавались из поколения в поколение, кто их сложил - неизвестно. Говорят- народ сложил, поэтому их и называют народными.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников, не оставляет без внимания такой раздел музыкальной деятельности, как знакомство детей с великими классиками русской музыки. Дети знакомятся с произведениями

П. И. Чайковского из его «Детского альбома», из альбома «Времена года», слушают произведения таких композиторов, как С. Прокофьев, А. Гречанинов, Свиридов, Д. Кабалевский. Частично знакомятся с их биографией. Русская музыкальная классика — это богатейшая сокровищница, достояние России. Например, это композиторы и такие произведения как «Жаворонок», «Баба Яга» П. И. Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, «Клоуны», «Ёжик» Д. Кабалевского, «Полька» М. И. Глинка, «Полёт шмеля» Н. А. Римского-Корсакого, и другие произведения иллюстративного характера. Большого внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов, как Струве, Соснин, Филиппенко, Е. Зарицкая и другие. Это песни о родном крае, о родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества, о маме и т. д.

Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми, музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.

Музыкальные занятия в детском саду влияют на общую культуру поведения дошкольника.

Дети слушают произведения великих русских композиторов, русскую народную музыку.

На музыкальных занятиях нужно приучать детей слушать, чувствовать и любить мелодию своего народа, гордиться своей принадлежностью к нашей родине России. Углубляет чувство любви к Родине и предоставляемая детям на музыкальных занятиях возможность петь песни о Родине, об армии, о праздниках, о труде людей, о природе нашей страны. С этими песнями, с плясками дети старших и подготовительных групп участвуют в тематических праздниках для малышей, для родителей.

Список использованной литературы:

• Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Управление ДОУ. 2006 № 8. • Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л. А. Кондрыкинской. – Москва: Сфера, 2006 • Ковалёва Г. А. Воспитывая маленького гражданина. – М. :АРКТИ, 2004. • Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Управление ДОУ. 2005 № 1. • Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005 • Новицкая М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/ М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003

Публикации по теме:

Региональный компонент как один из видов нравственно-патриотического воспитания у дошкольников ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Региональный компонент, как один из видов нравственно – патриотического воспитания у дошкольников» Выполнила:.

Комната славы в дошкольном образовательном учреждении, как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольников .

Консультация для воспитателей «Развитие нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей на тему: "Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ, направленные на развитие нравственно.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников» Наш Крым славится своей историей, известными архитектурными памятниками культуры, красивыми уголками природы. Я люблю свой Крым, свой город,.

Традиционный русский фольклор в праздниках и развлечениях как средство патриотического воспитания дошкольников Методическая разработка по теме: «Традиционный русский фольклор в праздниках и развлечениях, как средство патриотического воспитания дошкольников».

Ознакомление с родным городом как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Консультация для воспитателейОзнакомление с родным городом как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Консультация для воспитателей «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Продуктивная деятельность как средство патриотического воспитания детей (Слайд №1). Воспитывать маленького патриота необходимо начинать с самого близкого для него: родного дома, улицы, где он живёт, детского.

Проектно-исследовательская деятельность, как средство патриотического воспитания .

Социально-познавательный проект в ДОУ как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников Аннотация:Целью социально-познавательного проекта является формирование и развитие у детей, родителей и педагогов духовно-нравственных ценностей,.

Тематическое планирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников в подготовительной группе ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Нравственно – патриотического воспитания дошкольников (подготовительная группа) Время проведения Тема Виды деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 8 февраля 2019 в 11:40
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД