МААМ-картинки

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Екатерина Бессчастнова
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Игра является основным, ведущим видом деятельности детей. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба». А дидактическая игра позволяет осуществить весь комплекс развивающих, обучающих, воспитывающих задач в понятной для детей доступной игровой форме. С помощью дидактической игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка, те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Публикация «Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

«Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.

В музыкально-дидактических играх дети наиболее полно реализуют потребность в игровом применении полученных музыкальных знаний, умений, навыков. В процессе игры формируется фантазия, творческое воображение, наглядно-образное мышление, а педагог получает возможность ненавязчиво осуществлять развитие музыкальных способностей, проводить экспериментальную, диагностическую работу.

Музыкально-дидактические игры способствуют развитию самостоятельной музыкальной - игровой деятельности детей, важнейшей особенностью которой является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку.

В содержание самостоятельной музыкально - игровой деятельности, прежде всего, входит то, чему дети научились с помощью взрослых. А необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенной предметной среды : «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. В таком «уголке», уже в средней группе должен быть набор следующих технических средств : проигрыватель, пластинки, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и не озвученные, т. е. макеты, изготовленные воспитателями, кроме того, различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради», дирижерская палочка.

Кроме того, музыкально-дидактические игры решают задачи развития музыкальной сенсорики. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие, однако нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки. Нельзя недооценивать значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально-сенсорными навыками и умениями, для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха.

Музыкально-дидактическая игра, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала - учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

• обучающей задачи;

• содержания;

• правил;

• игровых действий;

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая по своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером.

Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств : внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

Большинство музыкально-дидактических игр первоначально разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Для успешного усвоения игры детьми, необходимо предварительное разучивание игры с воспитателем. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры. Взрослые на первых этапах тоже являются участниками игры. Еще А. С. Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».

Поэтому деятельность воспитателя направлена на организацию и координацию игровых действий: он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей.

Применение музыкально-дидактических игр, пособий и упражнений на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. С их помощью дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, музыкально - ритмических движений, в области слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах.

В основе дидактического материала пособий лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, сенсорного опыта, а игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки

В процессе слушания музыки навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки или используют музыкально-дидактическое пособие для определения характера, жанра музыки, музыкального образа, средств выразительности, приобщаются к умению узнавать и различать музыкальные инструменты.

Укреплению навыков восприятия помогают также дидактические игры, задание которых всегда связаны с различением и воспроизведением средства музыкальной выразительности : высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Их положительное действие в том, что от качества детского исполнения зависит успех игры. Действия направлены на то, чтобы дети самостоятельно осваивали характерные выразительные средства, в частности звуковысотные, ритмические отношения, динамические оттенки, тембровую окраску. Каждая игра имеет свою доминирующую задачу.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения.

В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка : эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Этот процесс требует от дошкольника большой активности и умственного напряжения. С помощью музыкально-дидактических пособий и игр дошкольники определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности. Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми. Дидактические игры и упражнения, используемые в пении, способствуют также развитию навыка чистого интонирования, закреплению знакомых песен, развитию творческой импровизации Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки и попевки. Их также можно проводить в качестве музыкально-дидактических игр. Они представляют собой несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен.

Использование музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма и музыкально- ритмических движений

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми и выполнением творческих заданий. Например, в инсценировании сюжета песни «Тень - тень» дети действуют как сказочные герои, в движениях передают музыкально-игровые образы животных, находящиеся в определенных взаимоотношениях. Развитию чувства ритма способствуют музыкально-дидактические игры «Прогулка», «Научи матрешек танцевать» используемые в практической части работы.

Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.

Использование музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах

Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у ребенка большой интерес. Кроме того, некоторые игрушки - инструменты используются как наглядные - дидактические пособия. Они помогают развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников, знакомя их с отдельными элементами музыкальной грамоты.

С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь уметь четко воспроизводить ритм. Благодаря играм у детей развивается чувство ритма, закрепляются знания о длительностях нот. С их помощью дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах, развивается интерес к познанию.

Музыкально-дидактическое пособие «Музыкальный теремок» благотворно влияет на развитие тембрового восприятия, совершенствование знаний о музыкальных инструментах.

Благодаря музыкально-дидактическим пособиям и играм дети с интересом обучаются простейшим приемам игры на разных инструментах, учатся пользоваться динамическими оттенками, подбирать по слуху, инструментовать пьесы, играть в ансамбле. Помогают обучению различные песенки-попевки включенные в репертуар. Все это делает игру не только интересной, но и ценной для их музыкально-сенсорного развития.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития познавательной мобильности детей старшего дошкольного возраста Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблеме интеллектуального развития на современном этапе модернизации дошкольного образования.

Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность.

Дидактическая игра как эффективное средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка-это получение ребёнком знаний о свойствах предметов: форме, величине, размере, запахе, вкусе и т. д. Виды сенсорных.

Игра на детских музыкальных инструментах, как средство развития музыкальных способностей ребёнка Обобщение и распространение собственного педагогического опыта музыкального руководителя МБДОУ д/с-о/в № 25 станицы Кавказской муниципального.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с нарушением речи ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧи Жизнь каждого нормального человека буквально.

Доклад на диссеминацию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 7 города Свободного (МДОАУ д/с № 7 г. Свободного) Диссеминация.

Презентация «Музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 7 города Свободного (МДОАУ д/с № 7 г. Свободного) Отчет по.

План самообразования воспитателя группы раннего возраста «Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей». Цель: развитие сенсорных способностей детей в группе раннего возраста. Задачи: • Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. • Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 октября 2018 в 13:55
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД