Лучший педагог года

Практический материал «Музыкально — ритмические упражнения с ритмоформулами»

Анна Кочанова
Практический материал «Музыкально — ритмические упражнения с ритмоформулами»

Практический материал

МБДОУ «Подпорожский детский сад №15 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному развитию детей».

Мастер- класс для педагогов и специалистов МБДОУ

Музыкальный руководитель Кочанова А. Н.

«Музыкально – ритмические упражнения с ритмоформулами»

Практический материал с краткими пояснениями и методическими рекомендациями

Публикация «Практический материал „Музыкально — ритмические упражнения с ритмоформулами“» размещена в разделах

Ритмоформулы - это модели ритма, представляющие совокупность основных элементов музыкальной речи (длительности, темп, динамика, лад, регистр, мелодия, форма, жанр)

В работе с разными моделями ритмоформул учащимся предлагается освоить основные приёмы музыкально-исполнительской деятельности :

I. Ритмическое эхо

II. Ритмизация слов, стихотворных текстов

III. Ритмический канон

I. Ритмическое эхо – приём, позволяющей выработать у ребёнка спонтанную реакцию на ритм звучащей музыки и осознанное восприятие.

Виды ритмического эха :

1. "Эхо с руки" – педагог прохлопывает ритм, ученик повторяет;

2. "Эхо звучащей фразы" – педагог играет мотив, фразу на инструменте, ученик повторяет её, используя звучащие жесты (хлопки, шлепки, щелчки пальцами, притопы);

3. "Эхо с продолжением " – педагог начинает фразу- ученик заканчивает её;

4. "Эхо- эстафета" – один из детей начинает фразу, следующий импровизирует её завершение и далее по кругу от одного к другому;

5. "Эхо с задержкой" – педагог показывает модель ритмоформулы, ученики повторяют её вначале про себя, затем вслух (в различной последовательности)

6. "Эхо – круг" – по кругу разложены различные музыкальные инструменты, и каждый ребёнок должен пройти по кругу, исполнив заданную ритмоформулу.

Методические рекомендации.

Этот приём можно использовать как составную часть других, более сложных приёмов.

II. Ритмизация слов и стихотворных текстов – этот приём позволяет осознанно воспринимать временное соотношение звуков, научиться комбинировать различные длительности. Отправной точкой здесь являются слово и словосочетания.

Упражнения со словами

1. Имена

а) дети называют свои имена двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные – и одновременно с их произнесением хлопают в ладоши.

Са – ша Са – шень – ка А-лек-сан-дра

б) ученики своими именами "сопровождают" музыкальное произведение в размере 2/4, 3/4, 4/4 в начале по одному, затем последовательно друг за другом.

Методические рекомендации.

Музыкальные примеры подбираются с чётким ощущением сильной доли и долевой пульсацией. Вариант "б" можно проводить в игровой форме: "прозевавший" встаёт в конец шеренги.

2. Ритмические считалки

Через текст считалки ученики осознают фразу, её ритмический рисунок.

Считалка "Заяц белый"

Группа: Заяц белый, куда бегал?

I Солист: В лес зелёный

Группа: Что там делал?

II Солист: Лыко драл

Группа: Куда клал?

III Солист: Под колоду

Группа: Кто украл?

Ведущий: Родион, выйди вон!

Методические рекомендации.

Текст вопроса может произносить ведущий, показывая на участников в соответствии с ритмической пульсацией. Ответ произносит солист или вся группа, одновременно прохлопывая ритм.

Аналогично используются и другие считалки.

3. Упражнения с движениями

Упражнения помогают осознавать длительности движений, определять начало и конец фразы, находить движения, адекватные художественному содержанию текста.

1."Баба сеяла горох"

Текст Движение Ритм

Баба сеяла горох Ходьба по кругу простым хороводным шагом, на сильную долю-взмах правой рукой Шаг четвертными длительностями

Прыг-скок!

Прык-скок! Приплясывают, часто притопывая, на заключительное слово-присед Притопывание-восьмыми, присед-четверть

Обвалился потолок Движение на носках Шаг восьмыми

Прык-скок! Шаг с пятки на носок Половинные и четвертные длительности

Баба шла, шла, шла пирожок нашла Простой хороводный шаг

"нашла"-присед Четвертные длительности

Половинная длительности

Села поела, опять пошла Изображают еду ложкой Половинные длительности

Баба встала на носки, а потом на пятки Обхватив голову руками, "огорчённо" покачивают головой Восьмые длительности

Стала русского плясать, а потом вприсядку Прыжки импровизированные восьмые

Методические рекомендации.

Обратить внимание учащихся на смену темпа выполнения движений в соответствии с длительностями. Для данного вида движений подходят детские песенки, потешки на 8 – 12 строф.

2. "Подговорки" – малый фольклорный жанр в стихотворной форме раскрывающий технику танцевального движения.

Ковырялочка

Носок – пятка, перетоп

Носок – пятка, перетоп

Вот какие молодцы

Мы танцоры – удальцы

Шаг с полуприседанием

Шаг – присяду, шаг – присяду,

Этот танец я учу,

Приседать я не устану,

Я – танцорам стать хочу!

Гвоздики

Каблучками я стучу –

Пляску русскую учу,

Пляска русская моя –

Замеча – тельная!

Припадание

Припадаем, припадаем,

Русский танец начинаем.

Как лебёдушки плывём –

Хоровод мы наш ведём.

Гармошка

В нашем доме у Тимошки

Есть красивая гармошка,

Пятки вместе, носки врозь –

Потанцуй, лениться брось!

Топающий шаг

Топотушки, топотушки,

Раз, два, три, четыре, пять.

Дружно, весело, задорно

Начинаем танцевать!

Козлик

Скачет козлик по дорожке

Бьёт он звонко правой ножкой

Когда пляску я учу,

То копытцами стучу!

Методические рекомендации.

Четверостишия необходимо читать в умеренном темпе, чётко проговаривая слова, выделяя долевую пульсацию.

III. Ритмический канон – это исполнение одной ритмоформулы по правилам канона.

а) пословица "Щи да каша – пища наша"

1 группа - исполняет половинными долями

2 группа - исполняет четвертными долями

3 группа - исполняет восьмыми долями

б) Две пословицы:

4___

4

Без тру – да нет доб – ра

4___

4

Для ко – го ра – бо – та для то – го и хлеб

в) Песня "Во поле берёза стояла"

1 группа - поёт, прохлопывая ритм

2 группа - исполняет ритм щелчками

3 группа - тихими притопами

Методические рекомендации.

Выстраивать канон следует тогда, когда дети легко ориентируются в ритме этой песни

Литература

1. М. Медведева "Солнышко – вёдрышко" М. 1984

2. С. Мерзлякова "Гармошечка – говорушечка" М. 1983

3. К. А. Савастру "Заинька, попляши" Киев 1983

4. Э. В. Соболев "Потешки и забавы" М. 1988

4. А. И. Буренина "Ритмическая мозаика" СПБ 2000

Публикации по теме:

Логические игры и упражнения для развития речи дошкольников (практический материал) РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему? 2. Может ли трамвай объехать девочку,.

Музыкально-ритмические движения для детей с ОВЗ Музыкально ритмические движения для детей с ОВЗ. Движения под музыку – это неотъемлемая часть пластической культуры человека, которая начинается.

Музыкально-ритмические движения в дошкольном учреждении Каждое музыкальное занятие в детском саду включает в себя следующие разделы: 1музыкально – ритмические движения, 2слушание музыки, 3пение,.

Музыкально-ритмические подвижные игры «Зайцы и лиса» МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ «ЗАЙЦЫ И ЛИСА» Цель: развивать умение воспроизводить ритмические рисунки, внимание, ловкость..

Музыкально-ритмические комплексы «Буратино» и «Веселые путешественники» Музыкально – ритмический комплекс «Буратино!» Слова Ю. Энтин Музыка А. Рыбников 1. Кто с доброй сказкой входит в дом? (Проигрыш.) Кто.

Музыкально-ритмические упражнения «Наш весёлый, шумовой оркестр»Музыкально-ритмические упражнения «Наш весёлый, шумовой оркестр» Музыкально-ритмические игры и упражнения играют большую роль в развитии детей. Воспитанники ДОУ эмоционально откликаются и с азартом исполняют.

Подготовка к обучению грамоте. Практический материал для занятий Практический материал на занятиях. Определи место звука «З» в словах (в начале, в середине, в конце). Закрась соответствующий квадрат на.

Практический материал для организации НОД по теме «Осень»Практический материал для организации НОД по теме «Осень» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию упражнения, игры, задания, которые можно использовать для организации НОД по теме "Осень".

Практический материал для воспитателей старшего дошкольного возраста, направленный на формирование произвольного поведения ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Исходя из наблюдений.

В помощь логопеду. Речевой практический материал Практический опыт доказывает, что устранять дефекты звукопроизношения у детей желательно в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практический материал «Музыкально — ритмические упражнения с ритмоформулами»
Опубликовано: 9 мая 2018 в 17:09
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД