Ольга Кучкина
Музыкально-эстетическое воспитание старших дошкольников в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-эстетическое воспитание старших дошкольников в условиях детского сада
Русский и советский философ, педагог и психолог П. П. Болонский считал, что задача эстетического воспитания заключается не столько в воспитании созерцателя, судьи эстетических ценностей, сколько творца.
Публикация «Музыкально-эстетическое воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Одним из важнейших средств воспитания ребенка является музыка. Гармоничность музыкального развития важна для детей всех возрастов. Но особенно нуждаются в ней дети дошкольного возраста. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Впечатления, полученные ими от восприятия музыки, надолго сохраняются в памяти ребенка. Именно поэтому педагогикой уделяется большое внимание музыкальному воспитанию детей с самого раннего возраста.
Работа по эстетическому воспитанию дошкольников посредством музыки тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности.
Существенным условием успешного приобщения дошкольников к эстетическим ценностям является руководство этим процессом со стороны педагога. Основная форма образовательной работы с детьми – музыкальные занятия, включающие слушание музыки, обучение пению, ритмике, элементам музыкальной грамоты, игре на детских инструментах.
При планировании музыкальных занятий педагогу необходимо учитывать нагрузку детей (умственную, физическую и эмоциональную, последовательное в распределении видов деятельности, репертуара, преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара, нормативность и соответствие возрастным возможностям детей.
Музыкально-эстетическое воспитание решает ряд важнейших задач:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
2. Обогащение музыкальных впечатлений.
3. Приобщение к различным видам музыкальной деятельности : слушание (восприятие) музыки, исполнительство (пение, танец, игра-инсценировка, игра на детских на детских музыкальных инструментах, музыкально-образовательные знания, музыкальное творчество.
4. Развитие общей музыкальности, индивидуальных способностей, певческого голоса и выразительности движений.
5. Развитие музыкального вкуса.
6. Развитие творческого отношения к музыке и музыкальной деятельности.
Музыка волнует ребенок, показывает жизненные явления, создает ассоциации. Марш с его ритмичным звучанием вызывает чувство радости, а пьеса о заболевшей кукле – печаль.
Умение слушать, сравнивать и оценивать музыкальные сочинения требует от ребенка слухового опыта. Например, ребята сравнивают элементарные свойства музыкальных звуков (высокие и низкие, тембровые характеристики звучания фагота и клавесина, отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный – припева). Со временем у детей формируется копилка любимых произведений, т. е. закладываются основы музыкального вкуса. Кроме того, одни из них предпочитают петь или танцевать, другие играть на музыкальных инструментах или слушать музыку, что говорит о разнообразии вкусов ребенка.
Слушая музыку, маленький слушатель по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце, тем самым проявляя творческое отношение к музыке. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для гогочущих гусей, тяжело ступающего медведя, вкрадчиво ступающей лисицы и т. д.
С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.
Применяя музыкальные игры с использованием фрагментов музыкальной классики, мы формируем у детей широкий эстетический вкус.
Как подсказывает личный опыт работы, слушать музыку лучше, когда ребенок находится в хорошем настроении и расположен к общению. Это совместное переживание эмоций, связанных с восприятием музыки. Слушать нужно музыкальный фрагмент, пока у ребенка сохраняется внимание. Давать паузы, разговаривать с ним, делиться впечатлениями. Время слушания регулировать, исходя из индивидуальных особенностей ребенка. Начинать нужно с нескольких музыкальных фраз, постепенно увеличивая время слушания. В играх можно использовать такую музыку как : И. Штраус, А. Дворжик, А. К. Лядов, С. В. Рахманинов, П. И. Чайковский «Времена года», «Подснежник».
Таким образом, приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.
Кучкина Ольга Михайловна.
Музыкальный руководитель МДБОУ д/с №3
Курская обл. г. Обоянь.