Ольга Абрамова
Музыкальное воспитание дошкольников в процессе организации взаимодействия семьи и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкальное воспитание дошкольников в процессе организации
взаимодействия семьи и ДОУ»
Музыкальный руководитель Абрамова О. А.
В условиях системы образования перед педагогами всегда стоит задача использования наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Публикация «Музыкальное воспитание дошкольников в процессе организации взаимодействия семьи и ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Основная цель музыкального воспитания дошкольника - подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.
Музыкальное воспитание способствует не только развитию природной музыкальности, но и формированию у детей общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, развитию их личностных качеств (физических, интеллектуальных, а также сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции недостатков в физическом и психическом развитии.
Не секрет, что во многих семьях родители совсем не уделяют внимание музыкальному развитию детей, считая, что это необязательно. Гораздо важнее, по их мнению, научить ребёнка читать, считать, писать. Это ошибочная позиция, и это хорошо понимаем мы – педагоги. Ведь музыкальное развитие тесно связано с развитием эмоционального мира ребёнка, с его интеллектуальным развитием, с формированием важных нравственных понятий. Очень благотворно занятия музыкой влияют на физическое развитие ребёнка. А самое главное – без приобщения к этой области искусства невозможно полноценное становление личности ребёнка.
Для успешного решения вопросов музыкального воспитания детей важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.
Развитие музыкальности воспитанников во многом зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли продолжение музыкальное развитие ребёнка дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении непростых задач, связанных с формированием у детей того базового объема знаний, умений, навыков в области музыкальной деятельности.
Участие родителей в жизни детей не только дома, но и в детском саду, обеспечит целостность педагогического процесса. Это участие мам и пап в праздниках, развлечениях и т. д. Совместные действия вселяют уверенность родителей и детей в свои силы, способствуют совместному сопереживанию событий, предшествующих празднику и самого праздника.
Поиск форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей, является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Совместное сотрудничество так же ориентировано на повышение педагогической культуры родителей, их включение как полноправных партнеров в воспитательно - образовательный процесс детского сада.
Для полного взаимодействия с семьями воспитанников, очень важно педагогическое сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя. Такое взаимодействие способствует продуктивности работы с родителями по вопросам музыкального воспитания дошкольников. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем проводят мастер-классы для родителей воспитанников, что значительно повышает активность родителей в вопросах музыкального воспитания. Создание информационных стендов в сотрудничестве с воспитателями, позволяет раскрыть актуальные вопросы музыкального развития воспитанников.
Так же в нашем дошкольном образовательном учреждении используются следующие формы работы с родителями:
Открытые музыкальные занятия проводятся с целью повышения компетентности родителей в музыкальной области.
- Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитания детей проводятся с целью просвещения родителей по темам: «О воспитании дошкольника в семье» «Как слушать музыку с ребёнком?» и др.
- Совместные праздники и развлечения проводятся с целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми, и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «8 Марта» и др.) - одна из самых эффективных форм работы с родителями. Главная задача – привлечение родителей к подготовке и проведении мероприятия (разучивание сценок для утренников, исполнение роли сказочных героев и других персонажей).
- Семинар – практикум. Он обычно посвящен какой-нибудь теме. Например, «Кукольный театр своими руками», «Домашний оркестр своими руками» и т. д.
- Музыкальная гостиная. Данная форма работы направлена формирование культуры общения родителя со своим ребёнком. Для более полного восприятия произведений используется подходящий по смысловой структуре литературный материал и произведения изобразительного искусства.
- Оформление информационно-аналитического стенда для родителей, где собрана информация по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников. Тематика таких стендов разнообразна: «Музыкальный словарь», «Рисуем музыку», и др.
Педагоги детского сада должны работать в тесном единстве с семьей. Только в том случае, если родители станут помощниками, союзниками детского сада в их очень непростой работе, осознав ее важность, возможен хороший результат. Участие родителей в жизни детей не только дома, но и в детском саду, обеспечит целостность педагогического процесса, поможет детям лучше усваивать музыкальный материал, а взрослым поможет осознать важность всей этой работы.
Таким образом, взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах музыкального воспитания дошкольников, проявляющееся в активном участии родителей в образовательном процессе, способствует созданию оптимальных условий для обогащения духовного мира ребёнка музыкальными впечатлениями, формирования нравственно-эстетического отношения к миру музыки.
Литература:
Взаимодействие семьи и ДОУ/ сост. Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А.
Прохорова Г. А. Взаимодействие с родителями в детском саду, – М. : Айрис-пресс, 2009.
Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, – СПб: Детство-пресс, 2013.
Социальное партнё рство детского сада с родителями: сборник материалов/ сост. Т. В. Цветкова, – М. : ТЦ «Сфера», 2013.