Лучший педагог года

Музыкальное экспериментирование в ДОУ

ольга петрова
Музыкальное экспериментирование в ДОУ

«Музыкальное экспериментирование в ДОУ»

Актуальная проблема современности – это проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Поисковая деятельность, а именно экспериментирование – один из эффективных методов. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее он развивается.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности, в том числе и музыкальной.

Публикация «Музыкальное экспериментирование в ДОУ» размещена в разделах

В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.

Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений.

Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни, при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

В пособии «Неизведанное рядом», авт. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, среди которых для каждой возрастной ступени предложены эксперименты со звуком. Задачи экспериментирования усложняются от возраста к возрасту.

В младшей группе дети учатся определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит», а также различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум).

В средней группе детей подводят к пониманию причин возникновения звуков («Почему все звучит?», «Откуда берется звук?»).

В старшей группе детей подводят к пониманию возникновения эха («Где живет эхо?», а также, зависимость звучащих предметов от их размера («Птицы и птенчики», причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче», и др.).

Задачами подготовительной группы являются выявление особенностей передачи звука, причин происхождения высоких и низких звуков, частоты звука. В построение образовательного процесса по музыкальному экспериментированию, могут включатся такие разделы «Где живут звуки?» ( темы: «Звуки улицы». «Звуки дома», «Звуки природы»); «Звук живет в любом предмете» ( темы: «Деревянные и металлические звуки», «Стеклянные звуки», «Инструментальные звуки», «В звуках наш мир отражен» и т. п.).

Тема раздела проходит через все виды музыкальной деятельности, поэтому подбор педагогом музыкального репертуара и материала весьма разнообразен.

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука:

• Барабаны

• трещетки

• тарелки

• бубен

• треугольник

• кастаньеты и т. д.

В процессе творческой деятельности с детьми можно изготавливать самодельные шумовые музыкальные инструменты из бросового материала –шумелки, сопелки, звенелки, шуршалки, щипалки и т. п. (пластиковые банки с рисом, гречкой, крышки от кастрюль, расчески, целлофан, связки ключей и т. д.)

Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми. Например, озвучивая сказку «Теремок», дети получают представление о тембрах различных музыкальных инструментов, подбирают для каждого персонажа соответствующий инструмент, овладевают способами элементарного музицирования.

При слушании сказки в старшем дошкольном возрасте можно предложить детям отгадать сказочных персонажей по звучанию музыкального инструмента, пропустив слова, обозначающие персонажей. Пусть в это время звучит только озвучивающий его инструмент. Это будет непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.

В процессе экспериментальной деятельности дети могут сами придумывать элементарные графические символы для записи звуков, рисовать свои собственные партии, озвучивать их.

Таким образом, значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо — они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

СКАЗКИ-ШУМЕЛКИ

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания.

Такой совместный игровой досуг для ребёнка можно организовать без специальной методической или музыкальной подготовки.

Сказка используется в качестве динамических пауз, организационных моментов на занятиях.

Сказка с шумовым оформлением является весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у дошкольников.

Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.

А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшую сказку…

Называется она «Заяц-трусишка»

Сначала я расскажу вам эту сказку а потом будем её озвучивать.

Инструменты: пакет, барабан (коробка, кастаньеты ложки, карандаш, платочек, металлофон.

Жил-был заяц трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трех шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (ШУРШИМ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать. (СТУЧИМ ПАЛЬЦАМИ ПО КОРОБКЕ) (быстро)

Бежал, бежал, присел на пенек отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(СТУЧИМ ЛОЖКАМИ)

Бросился заяц бежать. (СТУЧИМ ПАЛЬЦАМИ ПО КОРОБКЕ)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльям как захлопает.

(НАТЯГИВАЕМ ТКАНЬ) и говорим звук УХ УХ

Побежал заяц из леса к речке (СТУЧИМ ПАЛЬЦАМИ ПО КОРОБКЕ) или барабану

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца – и скок в воду. (КАСТАНЬЕТЫ) металлофон

Тут заяц остановился и говорит:

А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(СТУЧИМ ПАЛЬЦАМИ ПО КОРОБКЕ) (медленно)

Публикации по теме:

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

Детское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возрастаДетское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.

Экспериментирование в природе «Путешествие в микромир» Экспериментирование в природе. Отправляясь в поход на любую лужайку, в парк или сквер мы всегда берем с собой емкости для сбора образцов.

Экспериментирование детей 4–5 лет в домашних условияхЭкспериментирование детей 4–5 лет в домашних условиях Опыт дома - Лизун Все дети любят опыты и мой ребёнок не исключение. А после того, как они создали своего собственного Лизуна их любовь.

Экспериментирование «Изучаем свойства снега»Экспериментирование «Изучаем свойства снега» Экспериментирование "Изучаем свойства снега" Цель эксперимента: дать детям представление о состоянии снега при разной температуре (холод,.

Экспериментирование «Круговорот воды»Экспериментирование «Круговорот воды» Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. А в старшем дошкольном возрасте особо возрастает.

Экспериментирование. Мы стали старше.Экспериментирование. Мы стали старше. Здравствуйте, уважаемые коллеги!С новым учебным годом! Пролетело быстро лето. Ребята повзрослели, окрепли, стали более любознательными.

Экспериментирование «Послушная водичка»Экспериментирование «Послушная водичка» Начинать экспериментальную деятельность необходимо с простейших предметов и материалов - это: вода, ткань, бумага, песок, снег и др. До.

Экспериментирование со льдом на прогулке (фотоотчет)Экспериментирование со льдом на прогулке (фотоотчет) Уважаемые коллеги! Какое удивительное время - зима! В старшей группе сегодня на прогулке все дети занимались экспериментированием! И самый.

Экспериментирование в средней группе (фотоотчёт)Экспериментирование в средней группе (фотоотчёт) Опыты, проделанные детьми самостоятельно, развивают у детей мыслительную деятельность, наблюдательность и способствуют формированию познавательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальное экспериментирование в ДОУ
Опубликовано: 22 октября 2020 в 11:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД