Папки-передвижки

Музыкальные игры для развития навыков пространственной ориентировки

Людмила Безвершенко
Музыкальные игры для развития навыков пространственной ориентировки

Музыкальные игры

Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем не царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Публикация «Музыкальные игры для развития навыков пространственной ориентировки» размещена в разделах

Игра, по утверждению психолога Г. С. Тарасова, - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Интерес к процессу действования, "условность" действия, ситуаций, "языка" вводят детей в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым - задача взрослых.

Наиболее полезны для ребенка старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляются в игре. Ребенок сам придумывает сюжет игры, используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей-сверстников. Малоактивность здорового ребенка в отдельных видах игровой деятельности может привести к нарушениям в общем развитии.

Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка

Игра - оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных.

По мнению О. С. Газмана, в игре у детей возникает 3 цели:

1 цель - удовольствие от игры - "Хочу".

2 цель - выполнять правила игры - "Надо".

3 цель - творческое выполнение игровой задачи - "Могу".

Таким образом, складывается основной механизм игры : "Хочу! Надо! Могу!", влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в 3 аспектах.

1 аспект - физиологический, связан с исследователями В. М. Бехтева, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова и других, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмичных движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

2 аспект - психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

3 аспект - педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В музыкальной игре, как в пении и ритмичных движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи - ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно, воздействовать на детей с разным темпом развития.

Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.

Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре.

Цели и задачи музыкальной игры

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.

В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.

Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

1. Коррекционные:

- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений;

- формирование выразительных средств через движения.

2. Оздоровительные:

- укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

- развитие быстроты двигательной реакции;

- развитие "мышечного чувства" (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

3. Образовательные:

- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

- формирование умственных умений и действий.

4. Воспитательные:

- воспитание общей музыкальной, двигательной культуры;

- эстетическое отношение к окружающему;

- развитие чувств и эмоций.

5. Развивающие :

- познавательную активность;

- устойчивый интерес к действию;

- саморегуляцию и самоконтроль;

- внимание, память, мышление;

- ориентировку в пространстве.

Музыкальные игры на развитие ориентировки в пространстве.

"Ножками затопали"

Цель. Развивать ориентировку в пространстве

Развивать длительность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал.

Ход игры. Под песню "Ножками затопали" (сл. А. Барто, муз. М. Раухвергера) дети шагают по кругу лицом друг к другу с флажками в руках. Ребенок, чье имя пропевается в песне, на окончание музыки поднимает флажок. Игра повторяется с другими детьми. "Ножками затопали, зашагали по полу,, не зевай, руки поднимай!".

"За подснежниками"

Цель. Развивать ориентировку в пространстве.

Развивать сосредоточенность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал.

Ход игры. Перед игрой дети повторяют слова и запоминают установку на выполнение действий. "За подснежниками в лес мы сейчас пойдем. Как кукушечку услышим - подснежник мы сорвем". Под спокойную музыку напевного характера русской народной песни "Я пойду ли, молоденька" дети гуляют свободно по залу. Услышав сигнал "Ку-ку!" - наклоняются, чтоб сорвать подснежник. Сигнал может быть неожиданным для активизации слухового восприятия и ритмичным для развития ощущения фразировки, метроритма. В дальнейшей работе речевой сигнал может заменяться звуковым - ударом в бубен, треугольник.

"Небо, воздух, земля"

Цель. Развивать ориентировку в пространстве.

Научить переключать слуховое внимание и быстроту двигательной реакции.

Ход игры. Дети двигаются под марш по кругу. На слово "Земля" дети приседают, касаясь руками пола; на слово "Небо" - поднимают руки вверх; "Воздух" - руки в стороны. Движения выполняются без остановок. Шаг равен доле четкого марша. После усвоения задания в ритме размеренной ходьбы лучше проводить его в чередовании с легким бегом.

"Ветерок"

Цель. Развивать ориентировку в пространстве.

Развивать сосредоточенность слухового внимания, активизировать слуховые, зрительные, тактильные ощущения.

Ход игры. Дети, стоя в кругу, проговаривают текст. "Ветерок к нам прилетел, поиграть здесь захотел. До кого он долетит, тот быстрее побежит". Под музыку Ф. Шуберта "Контраданс" ребенок-ветерок бежит по внешнему кругу. На окончание музыки он останавливается и гладит по плечу близко стоящего к нему ребенка. Одновременно остальные дети должны назвать его имя. Этот ребенок становится ветерком и продолжает игру. Музыка повторяется неоднократно, чтобы все дети участвовали в игре.

"Поймай снежинку"

Вариант первый.

Цель. Развивать ориентировку в пространстве.

Развивать длительность внимания, ладовый слух, умение выделять музыкальное предложение.

Ход игры. Под музыку Г. Пахульского "Мечты" дети легко двигаются по залу и на окончание музыкальных предложений "ловят снежинки ладошками".

Вариант второй.

Цель. Научить точно выполнять движения то правой, то левой рукой.

Ход игры. Свободно двигаясь, дети ловят снежинки, поднимая руку вверх, перед собой.

Вариант третий.

Цель. Формировать долгий плавный выдох.

Ход игры. Дети изображают, как поймали снежинку, а затем на окончание музыкального предложения, сдувают ее с ладошек.

"Сорви яблоко"

Цель. Развивать ориентировку в пространстве.

Развивать слуховое внимание, различать плавное и отрывистое звучание музыки.

Ход игры. Детям предлагается пойти в сад за яблоками. "В сад фруктовый мы пойдем и корзиночки возьмем, будем яблоки срывать и в корзинку убирать". Звучить русская народная мелодия, которая в первой части исполняется плавно, во второй - отрывисто. На плавное звучание дети с воображаемыми корзинками гуляют по саду. На отрывистое звучание - ставят корзинку на землю и ритмично срывают яблоки, кладут в корзинку. Движения руки выполняются на сильную долю такта, наклоны вниз - на слабую долю.

"Сделай наоборот"

Цель. Развивать наблюдательность, быстроту движений рук.

Ход игры. Дети строятся в две колонны. Педагог показывает движения, а дети выполняют противоположные действия. Каждый двигательный элемент соответствует четырехдольному такту ритмичного сопровождения песни А. Журбина "Смешной человечек". Педагог приглашает ребят на игру со словами: "Кто со мной начнет играть, чтобы ловкость показать, и сноровку и уменье, и вниманье, и терпенье?"

Движения педагога.

1т. - поднять руки вверх.

2т. - руки вытянуть вперед.

3т. - руки вдоль тела.

4т. - руки отвести назад.

5т. - развести руки в стороны с поворотом направо.

6т. - развести руки в стороны с поворотом налево.

7т. - отвести обе руки вправо.

Движения детей:

Руки опущены вдоль туловища.

Руки отвести назад, за спину.

Руки поднять вверх.

Руки вытянуть вперед.

Развести руки в стороны с поворотом налево.

Развести руки в стороны с поворотом направо.

Отвести обе руки влево.

"Змейка"

Цель. Развивать наблюдательность и ориентировку в пространстве.

Ход игры. Ведущий ребенок под плясовую музыку "Чешской народной мелодии" бежит на носках по залу между свободно стоящими детьми. На сильный акцент он берет за руку того, кто стоит к нему ближе всех, и игроки уже бегут вместе. Затем второй бегущий на следующий акцент берет третьего, третий - четвертого и так далее. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не будут двигаться змейкой, взявшись за руки.

"По водицу"

Цель. Развивать ориентировку в пространстве.

Развивать слуховое внимание и ощущение соотношений четвертных и половинных длительностей.

Ход игры. Под русскую народную песню "Соловьем залетным" дети двигаются по кругу шагом, неся на коромыслах воображаемые ведра с водой. Перед движениями проговаривают текст: "Воду в ведрах мы несем и ни капли не прольем. По дорожке мы шагаем, как устанем - отдыхаем". На четверти дети шагают, на половинные длительности в конце фраз приседают.

"Кто быстрее?"

Цель. Развивать ориентировку в пространстве.

Активизировать слуховое внимание, развивать быстроту и последовательность действий.

Ход игры. Дети должны запомнить последовательность неожиданных звуковых сигналов и в соответствии с ними выполнить различные построения. Звуковые сигналы могут быть шумовые, музыкальные и речевые. "Чтобы быстрым, ловким стать, порядок действий надо знать. Сигналы будут помогать, прошу вас их запоминать". Под маршевую музыку дети двигаются бодрым шагом в свободном направлении. Сигналы могут раздаваться в начале, середине, конце фразы, предложения или части музыкального произведения на любую ритмическую долю. На первый сигнал, удар в бубен дети стоятся в колонну и маршируют в ней до второго сигнала. На второй сигнал, речевой, слово "Ух!", дети перестраиваются в шеренгу. На третий, шумовой, шелест бумаги, - перестроение в круг лицом друг к другу. На четвертый, музыкальный, звук дудочки, - дети шагают в кругу спиной друг к другу.

Раз - два!"

Цель. Развивать ориентировку в пространстве.

Развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков.

Ход игры. Ритмическая игра проводится под музыку танцевального характера. На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух "Раз - два!". На четные такты - действия по тексту.

1т. - раз - два!

2т. - хлоп - хлоп - хлоп.

3т. - раз - два!

4т. - топ - топ - топ.

5т. - раз - два!

6т. - шлеп - шлеп - шлеп

7т. - раз - два!

8т. - по-во-рот!

Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении - разворачиваются спиной в круг.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Буклет «Игры на развития пространственной ориентировки» "Разноцветное путешествие". Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение. Оборудование:.

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков общения Игра «Подарки» Цель: развитие эмпатии и творчества в общении, способности предвидеть желания другого. Дети делятся на два круга и двигаются.

Игры на развитие пространственной ориентировки для детей третьего года жизни «Прогулка по парку» Чему учится ребенок: продолжает формировать способность ориентироваться в реальном пространстве (сквере или парке);.

Образовательная деятельность по развитию навыков ориентировки в средней группе с детьми с нарушением зрения Тип: РНОП Тема: «В гости к животным» Цель: Развивать умение ориентироваться на плоскости листа, в реальном пространстве. Демонстрационный.

Подвижные игры на развитие пространственной ориентировки детей Составила: Абдуллаева Елена Анатольевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №43» города Белово Кемеровской области Подвижные игры на развитие.

Презентация цикла игр по формированию навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста В окружающей среде ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. Но, по своему содержанию, пространственные.

Проект «Формирование навыков культурного поведения учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки» Воспитание культурного человека – это воспитание человека не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного,.

Психологические игры для развития навыков общения у детей дошкольного возраста «Клубочек» (для детей с 4 лет) Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает.

Семинар-практикум для воспитателей «Игры для развития ориентировки в пространстве» Важным показателем развития интеллекта ребёнка является осознание себя во времени и пространстве. Ориентировка в пространстве имеет большое.

Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения Дети с нарушениями зрения часто испытывают трудности при ориентировке в пространстве. Семья, для ребенка является первичным социальным окружением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальные игры для развития навыков пространственной ориентировки
Опубликовано: 19 февраля 2019 в 10:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД