Элиза Эдуардовна Сафиуллина
«Музыкальный паровозик». Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (по музыке) в средней группе «Б».
Образовательные задачи :
продолжать знакомить детей с творчеством композитора Д. Б. Кабалевского;
учить различать структуру произведений и передавать характер музыки через движение;
Публикация «„Музыкальный паровозик“, Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию» размещена в разделах
Развивающие задачи :
продолжать учить детей различать средства музыкальной выразительности, создающие музыкальный образ : темп, динамика, регистры, настроение;
отрабатывать более качественное выполнение танцевальных движений: выставление ноги на носочек, мягкая пружинка, поскок с ноги на ногу;
развивать певческие умения в процессе исполнения песен веселого, подвижного характера;
следить за правильной артикуляцией и своевременной сменой дыхания.
Воспитательные задачи:
воспитывать дружеское отношение к музыкальным героям;
развивать творческое воображение, пробуждать эмоциональный отклик на музыкальное произведение; формировать у детей положительные эмоции при слушании музыки.
Материалы и оборудование:
• Презентация с картинками.
• Набор картинок с эмоциями
• Фигуры двух клоунов (веселого и грустного)
• Волшебная коробочка
• носики для игры
Ход занятия:
Дети под музыку «Марш» Ф. Шуберт заходят в зал. Встают в круг.
Исполняют вместе с музыкальным руководителем приветственную ритуальную песенку «Хлоп да Топ» с элементами самомассажа (по мажорному трезвучию)
-Здравствуйте, ладошки – хлоп, хлоп, хлоп (похлопывания правой рукой по левой в направлении от кисти до плеча и наоборот)
-Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ (притопы)
-Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх (гладят ладонями щеки)
-Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх (слегка похлопывают по щечкам)
-Здравствуйте, губки – чмок, чмок, чмок (губами дети причмокивают 3 раза)
-Здравствуйте, зубки - щелк, щелк, щелк
(дети широко открывают рот и на улыбке показывают зубки)
-Здравствуй мой носик - бип, бип, бип
- Здравствуйте, гости! (протягивают руки вперед, ладонями вверх)
-Всем – привет!
Музыкальный руководитель :
-На месте ножки не стоят, поплясать они хотят – дети выполняют мягкую пружинку.
-На носок, на носок, потанцуй со мной, дружок! - выставляют на носок правую, левую ногу.
-Вниз, вверх, вниз, вверх - мы танцуем лучше всех! - дети выполняют мягкую пружинку и кружатся на носочках вокруг себя.
Дети повторяют движения под музыку «Полька»М. Глинка
Музыкальный руководитель : (демонстрируя правильное выполнение поскока)
- Ой, смотрите, на дорожке поскакали наши ножки, раз подскок, два подскок, веселей танцуй, дружок!
Дети выполняют поскоки с ноги на ногу «Скачут по дорожке.» А. Филиппенко
Воспитатель помогает словесно и практически тем детям, у которых не получается выполнение. С окончанием музыки дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель : (выставляется на экране рисунок паровоза)
- У ворот паровоз, он гостей к нам в сад привез. Слышите, ребята - едут к нам зверята.
Дети прослушивают музыкальные пьесы «Слон» Сен-Санс, «Ежик» Д. Б. Кабалевский.
Определяют музыкальный образ, выбирают соответствующую картинку и передают характер музыки в ударах кулачками по коленкам (слон) или уколы пальчиками по ладошке (ежик)
Музыкальный руководитель :
- Вот какая красота, встрече радуются друзья. Мы гостей встречаем - песню запеваем
Дети исполняют песню «Паровоз» муз. Г. Эрнесакс, слова С. Эрнесакс
Используются различные приемы пения:
-шепотом, со сменой динамических оттенков (близко - далеко)
- от лица Слона - тяжело, отчетливо, с четкой артикуляцией.
-от лица Ежика - резко, отрывисто, подвижно, следя за правильным дыханием.
Музыкальный руководитель :
- Улыбнитесь все вокруг, к нам приехал новый друг (показ игрушки клоуна)
Дети, скажите, пожалуйста, а это кто? (Клоун.)
Где выступают клоуны? Кто из вас был в цирке? (Ответы детей.)
Сегодня на занятии вы послушаете музыку, которая так и называется — «Клоуны», а написал ее композитор Дмитрий Борисович Кабалевский.
Внимательно прослушайте ее и скажите, какая по настроению музыка этой пьесы. (Прослушивание пьесы.)
Дети. Веселая, задорная, озорная.
М. Р. Правильно, эта музыка шутливая, бойкая, забавная. Послушайте еще раз и скажите, меняется ли характер музыки? (Вначале музыка веселая, задорная, в середине звучит тихо, неуверенно, а потом опять весело, как в начале.)
Сколько частей вы услышали? (две)
Я думаю, что музыка этой пьесы рассказывает о двух разных клоунах, ведь пьеса так и называется «Клоуны», а не «Клоун». Какие это клоуны? (Веселый и грустный.)
Правильно, музыка 1-й части звучит шутливо, игриво и изображает веселого клоуна, а музыка 2-й части — клоуна, у которого ничего не получается, клоуна-неумеху. Он пытается все делать так, как первый, но каждый раз терпит неудачу. Даже интонация музыки подчеркивает это.
Дидактическая игра «Определи и изобрази» (любой вариант)
1 вариант - При повторном прослушивании дети показывают жестами и мимикой, когда меняется настроение мелодии, как бы изображая образ веселого и печального клоуна.
2 вариант - У детей в руках две карточки с изображением эмоционального состояния. При повторном прослушивании дети поднимают соответствующие карточки, определяя характер музыкальной части.
Музыкальный руководитель :
-Дети, а мы с вами можем помочь нашему печальному клоуну?
Дети предлагают свои варианты помощи (пожалеть, угостить, развеселить и т. д.)
-Для начало давайте мы их назовем по имени!
-Вот теперь развеселим нашего клоуна Бом и споем нашу веселую песню «Если весело тебе, то делай так»
Музыкальный руководитель - А клоун Бим всех благодарит и фокус показать спешит (показывает волшебную коробочку с двойным коробом) Коробочку открываем (а внутри пусто) - ой, ничего и нет?
Музыкальный руководитель :
- Получишь чудо, ты дружок, если побежишь в кружок.
Дети выбегают и встают в круг.
Музыкальный руководитель :
-А клоун Бим просит всех детей на коробочку подуть (чередование короткого и длинного выдоха)
(открываем вторую половину коробочки, а в ней находим колпачки для всех детей)
Волшебная коробочка- выполняется из картонной коробки, внутри вставляется перегородка, которая делит коробочку на две половинки. Одна половинка остается пустой, а во второй- лежит сюрприз. Вверх коробки выполнен по типу спичечного коробка. Коробка обклеивается самоклеющиеся пленкой яркого цвета, отмечая цветом или орнаментом ту половину, в которой спрятан сюрприз. Вначале детям выдвигается та половина коробки. В которой ничего не лежит. После манипуляций детям выдвигается та половина коробки, в которой лежит сюрприз.
Музыкальный руководитель - Вот подарок от гостей, так пляшите веселей!
«Пляска маленьких клоунят» «Шуточка» В. Селиванов
Дети импровизируют любые танцевальные движения в характере веселой озорной музыки по выбору музыкального руководителя.
Музыкальный руководитель подводит итоги: Кто приезжал в гости к детям? Кто подарил колпачки? С каким настроением мы возвращаемся домой? (веселым)
Релаксация.