Музыкотерапия и ее роль в снижении стрессовых ситуаций для ребенка

Наталья Трифонова
Музыкотерапия и ее роль в снижении стрессовых ситуаций для ребенка

Охрана и укрепление здоровья очень важна и заявлена в Законе об образовании, и в Типовом положении, и других нормативно правовых документах. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых не мыслим педагогический процесс современного детского сада. Для оздоровления в дошкольном учреждении должны быть созданы определенные педагогические условия.

Так, в группе должно быть выделено достаточно места для активного движения. Желательно оборудовать специальное помещение для физкультурных и музыкальных занятий с соответственным оборудованием.

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.

В режиме дня для детей необходимо предусмотреть разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья.

Такой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов, создает условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дает возможность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка.

Музыка так же имеет большое значение в процессе воспитания, развития и оздоровления ребенка. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка

Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольника физически.

Воздействие искусством (арттерапия) и лечение музыкой (музыкотерапия) в последние десятилетия находят все больше сторонников. Музыка снижает психологическое напряжение, успокаивает и расслабляет. Вызывает положительные эмоции, она активизирует скрытые возможности подсознания, мобилизует резервы организма.

Музыкотерапия направлена так же:

• Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.

• Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.

• Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения. Улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; развитие ловкости, силы, выносливости.

Музыка воздействует на человека физиологически – успокаивает или возбуждает (в зависимости от ее содержания). Этот фактор доказал своими экспериментальными работами крупнейший физиолог В. Бехтерев. На основании опытов он сделал вывод, что ребенок задолго до развития речи реагирует на звуки музыки. Дети, матери которых слушали музыку во время беременности, опережают в развитии своих сверстников. Недоношенные дети быстрее прибавляют в весе, если в их палате звучит музыка. В. Бехтерев указывает на целесообразность использования произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции: «Малолетние дети вообще живо реагируют на музыкальные произведения, из которых одни вызывают у них плач и раздражение, другие – радостную эмоцию и успокоение. Этими реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных пьес для воспитания ребенка».

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, музыку В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов – бодрую, спокойную, ласковую, шутливую, радостную. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируется начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения и дыхания. В. М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.

П. Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха, стимулировать или успокаивать его.

Психолог Е. И. Рогов рекомендует:

• при переутомлении и нервном истощении прослушать музыкальные произведения: «Утро» Э. Грига, «Полонез» М. Огинского.

• При снижении сосредоточенности и внимания – «Времена года» П. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана.

• Расслабляющее воздействие оказывают – «Баркарола», «Сентиментальный вальс» П. Чайковского, «Пастораль»,«Старинная песенка» Ж. Бизе, «Лебедь» К. Сен-Санса

• Тонизирующее воздействие оказывают – «Чардаш» Ф. Монти, «Аделита»

Г. Персела, «Шербургские зонтики» М. Леграна.

Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают обоснование роли музыки в воспитании и оздоровление ребенка.

Все виды музыкальной деятельности физиологически развивают организм ребенка, воспитывают его эмоциональную сферу, развивают основные движения, что позволяет говорить о процессе воспитания здорового ребенка средствами музыки

Публикации по теме:

Документы, регламентирующие деятельность ДОУ в направлении сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается.

Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс Процессы демократизации в системе образования,.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • ПДД
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Музыкотерапия и ее роль в снижении стрессовых ситуаций для ребенка
Опубликовано: 10 марта 2015 в 19:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 августа. Выставка ежиков на МААМ

Симпатичного ежика запросто можно встретить в лесу, но чаще всего он появляется на страницах сказок или в мультфильмах. Детишкам нравится этот добродушный герой. Хотя обладатель колючей шубки на самом...

26 августа. День сбора и заготовки грибов на МААМ

26 августа в народном календаре Тихонов день – православная церковь вспоминает святого Тихона Задонского. Какие традиции связаны с этим днём? Сбор и заготовка впрок грибного «улова»; подготовка хранилищ,...

Анализ, наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками
Наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками Анализ, наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками в МОУ «Школа №167» г....
Учебно-воспитательная работа учителя начальных классов
Познакомиться с учебно-воспитательной работой учителя начальных классов 1) дата – 18. 02. 2019; класс – 1 «Д»; место урока в расписании учебного дня...
Фотоотчет «Загадки и тайны воздуха. Экспериментирование в первой младшей группе»
Всё началось с того, что к нам в группу прилетел гость - Летунчик. Он появился не один, а со своими друзьями - воздушными шариками. Ну как тут не поиграть: "...