Валентина Мухина
Конспект занятия по знакомству с чувашскими узорами «Мы спешим на помощь Пюрнеске»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы спешим на помощь Пюрнеске»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 172»
Мухина В. Ю.
г. Чебоксары
Программное содержание:
1) Познакомить детей со смысловым значением чувашских узоров : - солнце, - дом, деревня, - огонь. Продолжать знакомить детей с изделиями и узорами вышивки чувашского народа.
Публикация «Конспект занятия по знакомству с чувашскими узорами „Мы спешим на помощь Пюрнеске“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные узоры, костюм
- Темочки
2)Учить детей рисовать узор, создавать композиционный рисунок. Развивать творческую фантазию, чувство ритма, цвета.
3) Воспитывать любовь к родному краю, интерес к чувашской вышивке, умение видеть красоту.
Словарная работа:
«кепе», «писиххи», «сурпан», «масмак»
Ход ЗАНЯТИЯ:
Ведущая.
- Ребята, мы с Вами пришли в музей чувашской культуры. Перед Вами находятся изделия чувашского народа. Наш чувашский край издавна славился художественным промыслом: вышиванием, резьбой по дереву, плетением, ткачеством. Наиболее развитым промыслом является вышивка. Для изготовления одежды чуваши ткали ткань, которая называлась холст. Чтобы одежда выглядела красивой, украшали её вышивкой. У чуваш насчитывалось более 30 видов вышивок. Недаром про Чувашию говорят : «Край ста тысяч песен, слов и вышивок».
- Вот эта женская одежда называется «кепе» (платье). Давным давно люди очень верили в небесные силы, были суеверными, соблюдали такой обычай: украшали рубахи по краям крестообразной вышивкой. Вышивались эти узоры по краям рукава, горловины и низа. Тем самым люди верили в небесные силы, которые оберегают от злых духов, от нечистой силы.
А вот этим поясом повязывали платье, чтобы красиво смотрелось. По- чувашски пояс называется «писиххи».
У чувашских женщин раньше не было платков. Они повязывали голову повязками, которые назывались «сурпан». Он длинный, широкий,а по краям украшен вышивками. А на лоб повязывали другую повязку «масмак». Вся повязка украшена вышивкой. А на ноги обували лапти, которые пленли мужчины.
- Ой, ребята, тише, тише… Послушайте, кажется кто-то плачет.
Входит Пюрнеске.
Ведущая. Девочка, кто ты? Как тебя зовут?
Пюрнеске. Меня зовут Пюрнеске.
Ведущая. Почему ты плачешь? Что случилось?
Пюрнеске. Злая колдунья Вупар утащила моего брата Ванюк в подземное царство. Она сказала, что если я принесу ей платья, то она отпустит моего брата. Я знаю, что вы очень смелые и сильные ребята. Помогите мне, пожалуйста, выручить Ванюк.
Ведущая. Ребята, поможем Пюрнеске?
Дети. Да.
Ведущая. Давайте ребята тогда скорее приступим к работе и приготовим платья для колдуньи, чтобы спасти Ванюк.
Пюрнеске уходит.
Ведущая. Ребята, колдунья просит не простые платья, а с чувашскими узорами. Посмотрите из чего состоит этот узор (показ -солнце, -дом, деревня, - огонь). А теперь приступим к работе.
Физкультминутка. Игра «Музыкальная палочка» (у кого останавливается палочка,то тот танцует чувашский танец)
Ведущая. А теперь давайте поиграем с Вами в игру и немножко отдохнём.
Ведущая. Время нас, ребята, торопит. Нужно скорее заканчивать свои работы и помочь Пюрнеске.
Дети заканчивают свои работы и входят Пюрнеске, Ванюк и Вупар.
Вупар. Мне сказала Пюрнеске, что вы приготовили для меня платья с чувашскими узорами. Ой, какие красивые платья у вас получились. Ребята, а что обозначают эти узоры (ответы детей). Мне ваши платья очень понравились. Я буду эти платья одевать и стану доброй. А сейчас давайте с вами потанцуем.
Хороводная игра «Выйди Ваня»
Пюрнеске и Ванюк. Спасибо Вам, ребята. До свидания, до новых встреч!