Елена Сызранцева
«На ярмарке русских народных инструментов». Конспект музыкальной НОД в старше-подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- отрабатывать умение реагировать на смену частей музыки и в соответствии с ней выполнять движения;
- развивать умение различать на слух тембры музыкальных инструментов (гусли, балалайка, гармонь, трещотки, ложки);
- упражнять детей в отгадывании загадок о музыкальных инструментах;
Публикация «„На ярмарке русских народных инструментов“, Конспект музыкальной НОД в старше-подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- формировать умение исполнять русскую народную мелодию оркестром;
- закреплять умение ритмично играть на трещотках, ложках.
Материал и оборудование. Проектор, экран, подборка слайдов и фонограмм по теме. Стол с русскими народными инструментами.
Ход занятия.
Дети вместе с воспитателем заходят в зал под песню «Золотая ярмарка» (муз. И. Зубкова, сл. С. Осиашвили, встают в круг.
Муз. рук-ль: Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и поздороваемся.
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу!
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся!
Ребята, а знаете ли вы, что такое фольклор? (Ответы детей). Действительно, это пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, хороводы, песни, танцы. Всё то, что придумал не один человек, а целый народ. На музыкальных занятиях мы с вами играем в народные игры, слушаем народную музыку. А какие инструменты подходят для исполнения народной музыки? (Ответы детей)
Я приглашаю вас сегодня на ярмарку музыкальных инструментов.
Ярмарка, ярмарка, шумная и яркая!
Мы на ярмарку пойдём инструменты там найдём!
А попадём мы туда, если красиво пойдём под музыку хороводным и дробным шагом. Постараетесь? Гордо держите голову и тяните носочек.
Под русскую народную мелодию дети выполняют упражнение «Хороводный и дробный шаг», затем садятся на стульчики.
Муз. рук-ль: Вот мы и на ярмарке русских народных инструментов. Какие здесь инструменты, вы узнаете, если загадки отгадаете. А ещё услышите, как звучат эти инструменты.
Рассказ о музыкальных инструментах сопровождается демонстрацией слайдов и видео фрагментов.
Сам Садко на них играл
И душевно напевал,
Даже царь морской – Нептун
Не слыхал звонче струн.
1 слайд – Гусли.
Гусли – это самый старинный русский инструмент. Родился он из натянутой стрелы лука. Потом струны стали натягивать на деревянную доску. Так и появились гусли. А человек, который играет на них называется гусляр. Давайте послушаем, как звучат гусли.
Прослушивание аудиозаписи
У неё есть три струны.
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать.
2 слайд – Балалайка
Балалайки бывают разного размера. Есть такие, которые при игре ставятся на пол! Посмотрите на экран (Слайд 3). Гусли и балалайка – это струнные инструменты. Давайте вспомним, как звучит балалайка. Прослушивание аудиозаписи
Расскажу я вам, друзья, -
В давние века
Дунул тихий ветерок
В трубку тростника.
Человек услышал вдруг
Нежный мелодичный звук.
И родился в тот момент музыкальный инструмент.
Слайд 4 – Жалейка.
Жалейка – это небольшая трубочка из дерева или тростника, в один конец которой вставлена воронка. Жалейка – это духовой инструмент. Чтобы он заиграл, в него нужно подуть. А как вы думаете, почему этот инструмент получил такое название – жалейка? Чтобы ответить на этот вопрос мы должны послушать её звучание. Прослушивание аудиозаписи. После прослушивания дети высказывают своё мнение.
Проводится артикуляционное упражнение «Веселая дудочка» (дети вытягивают вперёд сомкнутые губы и двигают ими по кругу вправо-влево).
В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то – сожмёшь.
А весёлые старушки
Под неё поют частушки.
Слайд 5 – Гармонь
Гармонь – это клавишно-духовой инструмент. Для того, чтобы она заиграла, нужно не только нажать на клавишу-кнопочку, но и раздвинуть меха, чтобы внутрь попал воздух. Давайте вспомним, как звучит гармонь. Прослушивание аудиозаписи
Деревянная подружка
Без неё мы, как без рук.
В русской пляске – веселушка,
А к обеду – лучший друг.
Слайд 6 - Ложки
Ложки делали из липы, дуба, берёзы. Иногда для звонкости к ложкам привязывали колокольчики. Послушайте ансамбль ложкарей. Прослушивание аудиозаписи
Деревянные пластинки,
Как линейки половинки.
Стучат, гремят, плясать велят!
Слайд 7 – Трещотки
Трещотки – это музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Он состоит из сухих дощечек, которые нанизаны на верёвочку. Давайте послушаем их звучание. Прослушивание аудиозаписи
Ребята, все эти инструменты называются народными. Когда они звучат вместе, то говорят, что играет оркестр народных инструментов. Послушайте, какие инструменты вы здесь узнаете?
Слайд 8 – Оркестр народных инструментов, прослушивание аудиозаписи. После прослушивания дети отмечают инструменты, которые узнали.
Молодцы, ребята, узнали инструменты. А хотите стать музыкантами и сами поиграть на инструментах? (Ответы детей) Тогда выбирайте себе инструменты, и приготовимся к исполнению. Дети выбирают себе ложки, трещотки, бубны и исполняют русскую народную мелодию «Из-под дуба» оркестром.
Муз. рук-ль: замечательный оркестр! А теперь предлагаю вам узнать, хорошо ли вы запомнили инструменты и сыграть в музыкальную игру «Угадай инструмент».
Проводится музыкально-дидактическая игра-презентация «Угадай инструмент». Дети слушают музыкальные фрагменты и угадывают инструменты. За каждый правильный ответ игроки получают фишку. В конце игры детям, набравшим наибольшее количество фишек вручается медаль «Знайка-музыкант».
Ярмарка, ярмарка, плясовая, жаркая!
Глянем направо – веселье как в сказке,
Глянем налево – русская пляска.
Предлагаю вам станцевать весёлый русский танец «Кадриль»! Дети исполняют танец.
Мы по ярмарке гуляли,
Много нового узнали.
А теперь, детвора,
Возвращаться в группу нам пора!
Дети под музыку хороводным шагом выходят из группы.