Елена Мигунова
Консультация «На пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «На пороге школы»
Ваш ребенок пошел в подготовительную группу детского сада, у вас возник вопрос: нужно ли учить ребенка до школы? Проблема готовности детей к обучению в школе относится к числу фундаментальных проблем психологии и имеет долгую предысторию.
Однако на вопрос, чему и как учить до школы, пока нет четкого и однозначного ответа.
Публикация «Консультация „На пороге школы“» размещена в разделах
Исследования показали, что не все дети к концу старшего дошкольного возраста достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению. Выделяют целый ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу : слабое речевое развитие детей; неразвитость тонкой моторики; неправильное формирование способов учебной работы; отсутствие у детей ориентировки на способ действия; слабое владение операциональными навыками; слабое развитие произвольного внимания, памяти; низкий уровень развития самоконтроля.
Таким образом подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, а не только обучение письму, чтению и математике.
Учитывая многообразие и разноплановость проблемы специалисты выделяют разные стороны психологической готовности ребенка в качестве ведущих. В зависимости от понимания сущности и закономерностей психического развития можно выделить несколько подходов к проблеме готовности детей к обучению в школе.
Так Н. В. Нижегородцева выделяет четыре подхода:
Первый подход, автор связывает готовность к школьному обучению непосредственно с морфофункциональным развитием основных систем организма, предлагая в качестве критериев готовности к школьному обучению использовать физиологические показатели: изменение пропорций тела, смену молочных зубов и др. Развитие психических функций требует известной степени биологической зрелости, но при этом психическое развитие не может быть сведено к биологическому.
Второй подход, предполагает наличие у ребенка предпосылок к обучению в виде «вводных навыков». Последние представляют собой необходимые для хорошего освоения школьной программы умения, знания, способности и мотивацию.
Третий подход, объединяет исследования, основанные на методологических принципах разработанных в отечественной психологии Л. С. Выготским. Основная идея о психологических новообразованиях, как показателях возрастного развития. В качестве центрального новообразования, уровень развития которого рассматривается как показатель готовности/ неготовности к обучению в школе, выделяются: произвольность в управлении деятельностью и поведением (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер, Л. И. Цеханская, произвольность отдельных психических и психомоторных процессов (памяти – З. М. Истомина, восприятия и мышления – А. Р. Лурия, движений – А. В. Запорожец, формирование внутренней социальной позиции школьника (Л. И. Божович, развитие мотивов учения (Н. И. Гуткина) и качественно нового уровня общения (Е. О. Смирнова, Е. Е. Кравцова).
Четвертый подход, рассматривает сущность готовности детей к обучению в школе, как систему учебно-важных качеств – сложное, многомерное, многоуровневое динамическое образование.
Хочется отметить, что существуют и другие подходы к изучению психологической готовности детей к обучению в школе, но несмотря, на различия в понимании сущности и признаков психологической готовности детей к обучению в школе, практически все авторы, признают, что эффективным школьное обучение будет в том случае, если будущий первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального обучения качествами, которые в учебном процессе будут развиваться и совершенствоваться.
Так как основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. В начале года в нашем дошкольном учреждении проводится диагностика, которая позволят разработать и дать необходимые рекомендации педагогам и родителям, а также при необходимости разработать индивидуальную программу для каждого конкретного ребенка.
Одной из основных задач ДОУ является подготовка воспитанников к переходу на новую ступень образования, обучение в школе. С этой целью в нашем ДОУ проводится реализация программы «Лесная школа». В основе программы лежат тридцать сказок, раскрывающих, пять основных тем актуальных для будущих первоклассников, это и адаптация в новом коллективе, и отношение к вещам, занятиям и здоровью, и взаимоотношения со сверстниками. Так же в процессе занятий решаются следующие задачи: развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного общения, развитие эмоционально-волевой сферы, необходимой для становления произвольности психических процессов и саморегуляции для успешного обучения в школе, формирование адекватной самооценки, формирование позитивной мотивации к обучению, развитие мелкой моторики рук, а так же развитие внимания, памяти и мышления.
Каждое занятие посвящено одной из тем. Дети знакомятся с персонажами, сопереживают им. После прослушивания сказки совместно обсуждают поступки героев, предлагают свои варианты поведения, делают выводы. При необходимости проигрываются отдельные эпизоды сказки. Так же на занятиях активно используются игры, загадки, логические задачки, проведение мини викторин и обязательно художественное творчество. Ребята с большим удовольствием рисуют полюбившихся персонажей.
Методическая разработка занятия.
Тема: «Обида»
Цели:
1. учить понимать и осознавать свои эмоции;
2. учить конструктивно их выражать;
3. учить контролировать свое эмоциональное поведение;
4. учить понимать чувства другого;
5. учитывать их в своем поведении.
Оборудование: диски с музыкой «Музыка с мамой», «Шум дождя», зеркало, свиток, альбомные листы, цветные карандаши.
1 этап Организационный.
Начало занятия «Музыка с мамой» Е. Железновой.
Ведем хоровод, выполняем движения в соответствии с текстом.
Все на ножки становитесь
И в кружочек соберитесь.
Вместе ручками помашем,
Вместе и споем, и спляшем.
Мы друг дружке очень рады,
Вместе нам похлопать надо!
Мы друг дружке очень рады,
Вместе нам похлопать надо!
(Потопать, попрыгать, кружится, танцевать)
- Я рада видеть тебя Саша! (психолог передает мяч первому ребенку, далее мяч, передают по кругу, со словами)
- Я рад тебя видеть Марина! …
2 этап Мотивационный.
Психолог. После того как дети поприветствовали друг друга обращает внимание на сверток, внутри которого написано послание. Все внимательно рассматривают послание, но понять его не могут. Психолог говорит, что это заколдованное послание и его можно расколдовать при помощи одного предмета. Психолог загадывает загадку: «На него взглянула я и увидела себя».
Дети: «Это зеркало». В послании подносят зеркало к заколдованному слову «АДИБО» и читают «ОБИДА».
Психолог: «Правильно. Это обида и мы отправляемся дальше в «Лесную школу»
3 этап Практический.
- Психолог. Я расскажу, что же произошло дальше в «Лесной школе»
Сказка «Обида» («Лесная школа» М. А. Панфилова)
После того как дети прослушали сказку, они делятся своими впечатлениями. Говорит тот, у кого мяч, другие его не перебивают и ждут свою очередь. (Всегда после сказки, дети с удовольствием ее обсуждают, высказывают свое мнение.)
- Психолог. Теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Изобрази, кто как обижается»
Дети по очереди с помощью мимики и пантомимики изображают обиженную кошечку, собачку, обиженного мальчика, девочку, милиционера, воспитателя и т. д.
- Психолог предлагает поиграть в игру с карточками (Ю. Б. Гиппенрейтер «Вместе переживаем и играем» карточки красивые с картинками и вопросами)
Карточка 1. Когда Вера и Таня обижаются друг на друга, они перестают разговаривать.
А что ты делаешь, когда на кого-то обижаешься?
Дети садятся на «волшебный стул» пожеланию и отвечают.
Ответы детей (кто-то уходит в другую комнату; идет играть на планшете; старается забыть; плачу; раскидываю игрушки; сажусь рисовать)
Карточка 2. Когда папа несправедливо ругает Андрея, мальчик обиженно молчит.
Что ты делаешь, когда тебя несправедливо ругают?
Ответы детей (наиболее частый ответ – молчу; один ребенок – начинаю кричать в ответ)
Карточка 3. Сереже очень обидно, когда родители занимаются с сестрой, а о нем забывают.
Бывает ли, что ты чувствуешь себя так же, как Сережа?
Ответы детей (редко; бывает и я ломаю игрушку сестры; я пытаюсь к ним присоединится; сажусь в угол дивана; никогда, потому что они потом играют со мной)
Карточка 4. Федя обиделся на маму, когда она не разрешила надеть парадный костюм.
Бывает ли, что ты обижаешься на маму?
Ответы детей (бывает; я устроила истерику, когда не разрешили надеть новую куртку; иногда; я на маму никогда не обижаюсь)
Далее идет, обсуждение и делаются совместные выводы.
- Психолог предлагает игру «Дрозд» (игра направлена на развитие эмпатии, сплочение коллектива) – дети очень любят эту игру.
Участники образуют два круга – внутренний и внешний. Игроки внутреннего круга становятся спиной в центр и с игроками внешнего круга образуют пары.
- Я дрозд, ты дрозд – открытой ладонью показывают на себя и на соседа.
- У меня нос и у тебя нос – прикасаются кончиками пальцев к своему носу потом к носу соседа.
- У меня щечки аленькие и у тебя щечки аленькие – легонько теребят свои щеки, потом соседа.
- Мы с тобой два друга – пожимают руки.
- Мы любим друг, друга – обнимаются.
Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается, пока пары не вернутся на исходные позиции.
- Психолог предлагает детям сделать рисунок. (Тоже очень любимая, детьми часть занятия. Рисовали обиженную кошечку; пытались изобразить, как кошечка помирилась с друзьями; так же рисуют своих любимых персонажей). По завершению работы, если дети хотят, обсуждаем рисунки.
4 этап. Рефлексивный.
Психолог предлагает игру «Дождь в лесу» (М. А. Панфилова) (музыкальное сопровождение «Шум дождя»)
Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Выполняют действия в соответствии с текстом. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листик согрелся (дети поднимаются на носочки, высоко поднимают руки, перебирают пальчиками).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (легкими движениями пальцев, касаются спины впереди стоящего товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей).
Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни»
Завершение занятия «Музыка с мамой» Е. Железновой.
Ведем хоровод, выполняем движения в соответствии с текстом.
Мы урок отзанимались
И немножко баловались.
Песенку теперь споем
И на улицу пойдем.
Мы друг другу на прощанье
Громко хлопнем: «До свиданья!»
Вместе хорошо играть
Приходите к нам опять.
( Всем помашем: «До свиданья!»
Скажем дружно: «До свиданья!»
Памятка для родителей: «К семи годам ребенок должен»
Внимание:
- выполнять задания, не отвлекаясь 20 минут;
- находить 10 отличий между предметами.
- удерживать в поле зрения не менее 10 предметов;
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
- копировать в точности узор или движение;
- уметь находить одинаковые предметы.
Мышление:
- объединять предметы в группы по определенным признакам;
- находить закономерность в построении ряда предметов;
- выделять предмет, не подходящий к общим признакам;
- уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам;
- решать логические задачи;
- сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.
Память:
- уметь запоминать не менее 9 – 10 предложенных предметов или названных слов;
- рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы;
- повторять дословно предложения, состоящие из 9 -10 слов;
- подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;
- запоминать расположение предметов (игрушек) (8 – 10, называя по памяти, что где находилось.
Мелкая моторика.
- свободно владеть карандашом и кистью при разных техниках рисования;
- изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
- штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
- ориентироваться в тетради в клетку или линию;
- уметь копировать фразы, простейшие рисунки;
- предавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
Литература:
1. Безруких М. М. Ступеньки к школе : кн. для педагогов и родителей /М. М. Безруких. – 6-е изд., дораб. – М. : Дрофа,2007. – 127с.
2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем /Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2014. – 96с. :ил. – (Мир общения)
3. Девина И. А., Петракова А. В. Развиваем логику (6 – 8). – М. :Издательство «Ось-89»,2006. – 32с.
4. Железнова Е. Музыка с мамой: физкультминутки. Методический комплект для детских клубов и центров игровой поддержки.
5. Истратова О. Н. Большая книга детского психолога /О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. – Изд. 2-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2008. – 568с.
6. Куражева Н. Ю, Вараева Н. В., Тузаева А. С. «Приключения будущих первоклассников». 120 развивающих занятий для дошкольников – СПб. : - Речь; М. : Сфера, 2011. – 96 с.
7. Кириченко В., Простые игры на каждый день. Выпуск – 2. – СПб. : Образовательные проекты, Речь, 2009. – 64 с.
8. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2008. – 32с.
9. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников : Кн. Для воспитателей дет. сад. – 2-е изд., дораб. – М. : просвещение, 1990. – 94с.
10. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей /М. А. Панфилова. – М. : Издательство ГНОМ, 2011. – 160с.
11. Савина О. О., Смирнова О. М. Сборник упражнений для развития внимания и памяти. – М. :УЦ «перспектива», 2014. – 96с.
12. Хромова С. А. Игровые уроки общения для детей. – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Изд. «ДОМ. XXI век», 2007. – 189 с.
13. Холодова О. А. За три месяца до школы : Задания по развитию познавательных способностей (5 – 6 лет) : Рабочая тетрадь /О. А. Холодова. – М. : Издательство РОСТ, 2013. – 80с.