«На воде и в лесу» учебное занятие по окружающему миру во 2 классе (УМК «ШколаРоссии»)

Надежда Дорофеева
«На воде и в лесу» учебное занятие по окружающему миру во 2 классе (УМК «ШколаРоссии»)

Учитель: Дорофеева Надежда Владимировна

Дата: 17.02.2015 года

Предмет: окружающий мир

УМК «Школа России»

Класс: 2 «А» класс

Раздел: Здоровье и безопасность

Тема: «На воде и в лесу»

Номер урока в разделе: 7

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: путешествие

Цель урока: формирование представлений о многообразии опасностей для человека при нарушении правил поведения в природе.

Задачи:

Образовательные: выявить опасности, подстерегающие человека в лесу и на воде;

Разработать правила поведения в лесу и на воде.

Развивающие: развивать познавательную активность и самостоятельность добывания новых знаний, мыслительную деятельность через приёмы анализа, синтеза и классификации и обобщения, речь, внимание, наблюдательность,

Воспитывающие: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье и сохранении своей жизни.

Планируемые результаты:

Предметные: различать съедобные и несъедобные грибы

Запомнить ядовитые растения леса

Знать какую опасность представляют для здоровья ядовитые растения и несъедобные грибы

Знать об опасностях, подстерегающих на воде

Запомнить правила поведения во время купания

Запомнить правила поведения при встрече с насекомыми в лесу

Познакомиться со способами оказания первой помощи при укусах жалящих насекомых.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение (версию); овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, коллективное решение проблемных вопросов; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; отвечать на итоговые вопросы и адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса; уметь понимать и передавать информацию, представленную в изобразительной форме; способствовать развитию универсальных умений и навыков при исследовательской деятельности: умению наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свою речь в устной речи; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; высказывать и обосновывать свою точку зрения; доносить свою позицию до других; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации, отстаивать свое мнение, уважительно относиться к чужому мнению

Эмоционально откликаться на полученную информацию.

Личностные УУД:

осваивать роль ученика, формировать интерес к учению;

Нести ответственность за свое здоровье

Проявлять интерес к природе

Понимать, что такое бережное отношение к природе

Проявлять заинтересованность в общей работе.

Оборудование: фишки (красного и зеленого цвета, сигнальные карточки «Светофор», карточки для групповой и индивидуальной работы, атлас-определитель, словарь Ожегова, заготовка для книжки-малышки, проектор, компьютер,

Ход урока

1 Организационный момент.

Тихо девочки за парты сели.

Тихо мальчики за парты сели

Сюда все посмотрели.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке. Сегодня урок у вас проведу я. зовут меня Надежда Владимировна.

Чтобы наш урок прошел хорошо, у нас должно быть хорошее настроение. Создать такое настроение поможет улыбка. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.

2. Актуализация знаний.

Окружающий мир красив и интересен, но иногда мы сталкиваемся с различными опасностями, которые могут причинить нам вред.

Где подстерегают опасности?

3. Самоопределение к деятельности.

- Согласны ли вы с такие утверждением?

Лес и вода – враги человека. (проблемная ситуация) (ответы детей, рассуждения)

- Чтобы решить эту проблему, я предлагаю отправиться в экспедицию. Что означает это слово?

- Обратимся к словарю Ожегова. Экспедиция- это поездка группы людей с каким – нибудь специальным заданием. (чтение учителем определения слова в словаре)

- Куда мы отправимся с вами, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Весной одевается.

Осенью раздевается. (лес)

Чуть дрожит на ветерке,

Лента на просторе.

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море. (река)

- Куда мы отправляемся в экспедицию (тема – слайд 2 На воде и в лесу)

Какие же поставим перед собой учебные задачи? (узнать правила безопасного поведения в лесу; узнать правила безопасного поведения на воде; научиться различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды; научиться различать жалящих насекомых) (слайд 2)

4. Открытие нового знания.

Создание эмоционального настроения на посещение леса. Аудиозапись «шум леса, пение птиц и шум дождя)

Закрыли глазки, положили голову на парту и мы отправляемся в экспедицию. (слушают музыку)

- Что вы услышали? что представили?

1 остановка «Лесная поляна»(слайд 3).

- Мы с вами попали на лесную поляну. После дождя всегда появляются грибы.

- Какие могут быть грибы на поляне?

- Зачем мы собираем грибы?

- На какие группы разделяют грибы?

С. 28 учебника. Рассмотрите грибы.

- Какие здесь грибы видете?

Распределите их по группам: съедобные грибы закройте зелеными фишками, а несъедобные грибы – красными фишками. (индивидуальная работа)

(взаимопроверка: ученик называет свои ответы, остальные слушают и оценивают его с помощью сигнальной карточки.)

- Да, действительно ядовитые грибы – это мухомор и бледная поганка. (слайд 4)

- Чем они отличаются от других грибов?

Мухомор – красивый гриб. Он высоко над землей поднимает свою красную шляпку на белой ножке. Отличается он своими белыми точками на шляпке.

Бледна поганка – один из главных признаков - чехольчик на нижней части ножки. Цвет шляпки белый или зеленоватый, желтый или оливковый.

Загадка:

Коренастый, в шляпе новой

Гриб в бору растет сосновом.

Рады бабушка и дед:

– Будет праздничный обед!

Ой, схватили белки вмиг

Этот белый … (гриб)

- Какой это гриб?

У него есть двойник. Это - желчный гриб (слайд 5)

- чем они различаются?

Различаются они вот чем: у боровика шляпка внизу белая или желтоватая. Рисунок в виде белой сеточки, а у желчного гриба шляпка снизу розовая. На ножке черная сеточка, на срезе он розовеет. В нем нет яда, но он очень горький.

Загадка:

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети:

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (опята)

- У них тоже есть двойники. (слайд 6)

- Чем они различаются?

Ложные опята кирпично-красные, а пластинки серые или даже черные. Мякоть желтая с неприятным запахом.

- Чтобы не набрать несъедобных грибов, что нужно знать? (правила сбора грибов)

(работа в парах)

На листах записаны правила сбора грибов. Закончите Я спокойно положу гриб в корзину, если он мне хорошо….

Если я сомневаюсь, съедобный гриб или ядовитый, то я покажу….

Я не буду собирать грибы у ….…. .

Я не буду брать …. и … грибы.

Ядовитые грибы я не буду …. .

Буду осторожно срезать грибы… .

их с соседом.

Вывод: какой вывод из услышанного сделаем? (встречаются несъедобные грибы и нужно знать правила сбора грибов)

(помещаем на страницы проекта листы с ответами)

2 остановка «Лесные растения» (слайд 7)

- Знаете ли вы, какие лесные ягоды можно встретить? Какие лесные ягоды можно есть? А все ли их можно есть?

С. 28 учебника. Рассмотрите иллюстрацию и назовите ягоды. Распределите на съедобные и несъедобные. (самопроверка по учебнику странички для самопроверки)

- Какие ягоды нарисованы? Какие несъедобные?

Оценивание своей работы сигнальными карточками.

Какие ягоды ядовитые и съедобные встретили?

(Слайд 8) волчье лыко- это красивое, но очень опасное растение. Отравиться можно ягодами или корой веток, которые обрывают ради красивых цветов, напоминающих сирень.

вороний глаз – в чем особенность внешнего вида этого растения? (4 широких листа, а между ними черная круглая ягода. Ягода напоминает глаз вороны. Она очень ядовита. Растение неприятно пахнет и вызывает головную боль.

Дополняем: (слайд 9)

Белена – у него ядовитые все части. Это растение не едят даже животные.

Ландыш- все его части, особенно цветки и ягоды ядовиты. Желание попробовать ярко-красные ягоды приводит к сильному отравлению.

Вывод: какой вывод из услышанного сделаем? (не пробовать незнакомые ягоды, не есть никаких ягод, кроме малины. Земляники)

Проект еще одна страница.

Физминутка (музыкальная с видом леса)слайд 10-16

3 остановка «Опасные животные»слайд 17

- А за нами летит целый рой насекомых. Каких насекомых можно увидеть на поляне?

- Некоторых насекомых называют жалящими почему? (у них есть жало, они могут ужалить)

- Обычно такие насекомые не нападают просто так. Они жалят для самозащиты.

С. 29 учебника. Определите этих насекомых. Работа с атласом-определителем)

(работа в парах)

Проверка работ по парам

Чтобы не ужали вас насекомое, нужно соблюдать правила обращения с ними.

- Какие вы знаете правила поведения с жалящими насекомыми?

Чтение текста с. 29 учебника. (коллективная работа)

- Какие правила безопасного поведения можно составить по тексту?

Давайте еще раз прочитаем эти правила и запомним. (слайд 18)

-А если вас все таки укусила оса или пчела, что вы будете делать?

(Вынуть жало, приложить тряпочку, смоченную холодной водой, чтобы уменьшить боль и замедлить всасывание яда, промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода.)

Насекомых в лесу не счесть

Но особенно опасен клещ (Слайд 19)

- Как с ними бороться?

Нужно перед выходом подбирать правильную одежду. Она должна быть светлых тонов из гладко-ворсистой ткани. На тело нужно надеть обтягивающее белье, чтобы клешу было меньше шансов незамеченным проползти к коже. Рукава должны быть застегнутыми. Нижние части брюк заправляются в носки и сапоги, на голову лучше надеть косынку, кепку или другой головной убор. Обязательно запаситесь специальными средствами для отпугивания клещей. Вернувшись домой, тщательно осмотрите одежду, белье, тело.

Вывод: какой сделаем вывод из сказанного? (остерегаться жалящих насекомых, клещей и соблюдать правила поведения с ними)

Проект еще страница – 2 шт.

Какие опасности таит в себе лес?

Вывод: (слайд 20)

4 остановка «Купание в реке»(слайд 21)

Гуляя по лесу, мы вышли к реке. Как хорошо в жаркий летний день искупаться в реке. Это дарит нам радость и здоровье. Как вы думаете, опасна ли вода? Чем?

Но вовремя купания нужно соблюдать правила безопасности.

- Какие вы знаете правила купания?

Чтение в учебнике с. 27

Рассмотрите иллюстрации и дополни правила еще.

(нельзя купаться в запрещенных местах.

Нельзя во время купания толкаться.)

- почему нельзя купаться в грозу?

- почему нельзя подплывать близко к моторным лодкам и катерам?

- можно ли купаться при высоких волнах?

Тетрадь с. 18 № 2 рассмотрите рисунок. Назовите детей.

Рассмотрите рисунок. Какое правила купания нарушили дети? (купаться в чистой воде)

Вывод: какой вывод сделаем из услышанного? (при купании нужно соблюдать правила безопасности) проект еще страница. Слайд 22

5. Первичное закрепление.

Игра «Съедобное-несъедобное»

Карточки со словами. Распределите их на съедобные и несъедобные.

Съедобные грибы и растения несъедобные грибы и растения

Малина, опята, вороний глаз, шиповник, поганка, земляника, лисички, мухомор, волчье лыко, ландыш.

(проверка по эталону.)слайд 23

6. Рефлексия

Вот и подошла к концу наша экспедиция. Вспомним проблему, которую мы решали (чтение предложения) согласны ли вы сейчас с этим утверждением? В каких случаях они становятся врагами человеку? (не соблюдаем правил поведения)

В результате нашей экспедиции и наших исследований у нас получилась книжка. О чем она? Давайте ее назовем (опасности в лесу и на воде) с ней вы можете познакомить первоклассников или своих одноклассников из другого класса.

Нам пора возвращаться в класс. Сейчас вспомните весь наш урок и выберите одно из предложений и закончите его.

Закончите предложения: (слайд 24)

Сегодня на уроке я узнал….

Сегодня на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке мне было интересно….

7. Домашнее задание (слайд 25)

Печ. тет. № 1, 3, 5 с. 17-20

Дополнительные творческие задания:

Создать книжку «ядовитые зеленые красавцы

Нарисовать экологические знаки по правилам купания

Создать брошюру «коварные двойники» или «съедобные и несъедобные грибы»

Подготовить сообщение о жалящих насекомых.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного урока по окружающему миру и экологии во 2 классе «Что такое глобус» Конспект урока по окружающему миру интегрированный с экологией во 2 классе. Тема: «Что такое глобус». Педагогические цели: создать условия.

Открытый урок по окружающему миру в первом классе «Здоровая пища» Открытый урок по окружающему миру "Здоровая пища". 1-й класс Автор материала (ФИО) Байданова Ботагоз Рыспаевна Должность учитель начальных.

Урок по окружающему миру во 2 классе «Как животные защищаются» Тема урока: «Как животные защищаются» УМК «Перспективная начальная школа» Тип урока: урок открытия нового знания Дидактическая цель: - закрепить.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Растения и животные гор» Урок №31 Дата: Тема: Растения и животные гор. Цели и задачи: Познакомить с растительным и животным миром гор 1. Сформировать представление.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Растения и животные леса и тугаев» Урок №29 Дата: Тема: Растения и животные леса и тугаев. Цели и задачи: Познакомить с животным и растительным миром тугаев и лесов 1. Познакомить.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Растения и животные пустынь» Урок №28 Дата: Тема: Растения и животные пустынь. Цели и задачи: Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её растениями: 1.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Растения и животные водоемов» Урок №30 Дата: Тема: Растения и животные водоемов. Цели и задачи: Познакомить с растительным и животным миром водоёмов, закрепить знания.

«Потехе — час». Учебное занятие по окружающему миру (1 класс. УМК «Перспектива») Тема урока: Потехе – час. Цели и задачи урока: Образовательная: Раскрыть вторую часть пословицы «Делу — время, потехе — час», показать.

Урок по окружающему миру во 2 классе «Разнообразие животных» Ход урока: I. Организация начала урока. -Долгожданный дан звонок- Начинается урок. (слайд 2) Тихо девочки за парты сели Тихо мальчики за.

Урок по окружающему миру в 3 классе «Насекомые. Муха. Особенности, внешний вид» Тема: Насекомые. Муха. Особенности, внешний вид. Задачи: - Отработка умения моделировать фразу при описании вредных насекомых; формирование.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Деревья и листья
Автор публикации:
«На воде и в лесу» учебное занятие по окружающему миру во 2 классе (УМК «ШколаРоссии»)
Опубликовано: 16 апреля 2016 в 08:56
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика
Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это интегративное...
Консультация «Традиции и обычаи казаков»
Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются из поколения в...
Фотозарисовка «Музей кукол»
Недавно мы с семьей были на экскурсии во Владимире ( об этом я сделала фоторепортаж. А сегодня не могу удержаться от фото-зарисовки частного музея кукол...
Консультация «Развиваем творчеством»
Природа совершенно бесплатно дарит нам множество природных материалов, пригодных для творчества. Творческий процесс своими руками развивает художественный...
Сценарий развлечения «Спас Медовый, Яблочный, Ореховый»
Развлечение «Спас Медовый, Яблочный, Ореховый» Цель: Познакомить детей с народным праздником августа - Спасом, его обычаями и традициями. Программные...