Наталья Шибаева
«Наблюдение за птицами». Конспект осенней прогулки в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект направлен на познавательное развитие детей, в процессе которого дети знакомятся с некоторыми видами птиц, их строением, характерными особенностями.
Цель: закрепить знания о птицах.
Задачи: познакомить с особенностями поведения птиц осенью; развивать наблюдательность; закреплять умение действовать по сигналу, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве; воспитывать бережное отношение к природе; развивать звуковую культуру речи; развитие диалогической речи и умение детей отвечать на вопросы.
Публикация «„Наблюдение за птицами“, Конспект осенней прогулки в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Прогулка. Наблюдения за птицами
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: кормушка, зёрна, маска кота для подвижной игры; карточки для дидактической игры «Угадай и назови»; выносной материал.
Ход прогулки:
Выйдя на прогулку, воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение «Воробей» :
Воробьишка - воробей,
Чик-чирик! - между ветвей,
Словно серенький комок,
С дерева на ветку - скок!
Тут взлетит, туда вспорхнёт.
С мостовой зерно клюёт,
У скамеек ищет крошки,
И боится очень кошки.
Е. Панкратова
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на этих птичек. Кто из вас знает, как они называются?
Дети: Воробьи.
Воспитатель: Правильно. Это воробьи. Про воробья еще говорят: «Мал, да удал». Как думаете, почему? (ответы детей)
Давайте понаблюдаем за ними.
Воробушки всегда летают стайками. Давайте посмотрим, что у воробушка есть? Посмотрите: клювик, две лапки, маленькие крылышки. А знаете ли вы, что под коричневыми пёрышками есть теплый пушок, который их согревает в холодную погоду. Чтобы воробью не умереть от голода им приходится много летать, для того чтобы находить себе корм. А давайте-ка мы с вами послушаем и представим, о чем разговаривают воробушки между собой (воспитатель вместе с детьми прислушивается к голосам воробьёв). Ну, ребята, вы услышали, как разговаривают воробьи?
А о чем они чирикают? (ответы детей). А теперь мы с вами попробуем говорить по воробьиному.
Дети: Чик-чирик, чики-рики, чики-чик.
Воспитатель: Молодцы! А вы умеете летать как воробьи?
Дети: Да (имитируют движенья полета птиц).
Воспитатель: Ну, раз вы умеете летать и «говорить» как воробьи, то мы с вами поиграем в увлекательную игру, которая называется «Воробушки и кошка»
Цель: физическое развитие детей.
Задачи: способствовать развитию координации; упражнять в мягком спрыгивании на землю, приземлении на полусогнутые ноги; в умении приступать к игре по сигналу; в соблюдении правил игры.
Ход: несколько детей (3-4) изображают воробьев, остальные – маленькие птенчики, один ребенок - кошка. Игра начинается с того, что птицы и птенчики располагаются на деревьях - возвышенностях. Кошка размещается на заданном расстоянии от птичек в круге, нарисованном на земле.
Птицы слетают с деревьев (спрыгивают, чирикают, летят на площадку и спустя некоторое время зовут своих птенцов полакомиться зёрнышками. Птенцы подлетают к воробьям, присаживаются на корточки (клюют корм, летают. По сигналу «кошка» птицы должны успеть улететь на деревья. Задача кошки - поймать птиц. Того кого поймали, сам становится кошкой.
Правила: птенцы вылетают только по зову взрослых птиц; дети бегают только в пределах заранее оговоренной территории; кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении.
Воспитатель:
На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
«Кар – кар – кар!» Кто же это, ребята?
Дети: Ворона
Воспитатель обращает внимание детей на большую птицу, сидящую на дереве
Воспитатель: Ребята, ворона хитрая, ловкая птица. Живет рядом с человеком, пищу находит на свалках, в мусорных контейнерах, она всеядная.
Воспитатель: А давайте сравним, чем похожи и отличаются две птицы (воробей и ворона).
Дети отмечают, что у обеих птиц есть клюв, крылья, хвостик и лапки. Одна птица – большая, чёрная; вторая – меленькая серая. Воробьи летают стайками, а вороны чаще всего по одной.
Воспитатель: Давайте еще раз повторим, как «разговаривают» эти птицы.
Дети имитируют звуки, которые издает ворона.
Воспитатель: А теперь полетаем как вороны (уточняет, что вороны летают не так быстро как воробьи и реже машут крыльями).
Дети бегают на площадке, имитируя движения и голос ворон.
Далее воспитатель показывает детям кормушку и интересуется у них, знают ли они что это и для чего. Предлагает детям насыпать зёрна в кормушку и, отойдя от нее, понаблюдать за поведением птиц (уточняет, что птицы очень пугливы и нужно вести себя тихо).
После наблюдения организовывает экспериментирование «Рассматривание следов»
Цель: Развивать наблюдательность, любознательность, двигательную активность.
В руках у воспитателя лупа.
- Ребята, а кто знает, кто такой следопыт? (Если дети не отвечают, рассказывает сам). Кто хочет со мной изучать следы? (раздаёт лупы). Ходят по участку, рассматривая разнообразные следы.
Вопросы:
Кому принадлежат следы? О чём они говорят? (рассматривая следы, дети предполагают, чьи они).
Правильно.
Вопросы:
А как вы думаете, на какой поверхности виден след лучше? Давайте попробуем узнать (дети, пробуя на разных участках, приходят к выводу, что след виден лучше на мягкой поверхности).
Идут дальше по участку, рассматривая следы.
Исследование: «Определи след».
Воспитатель (показывая на след) : Я думаю, что эти следы принадлежат мальчику, который ходит в сапогах. Посмотрите, какая подошва: гладкая, не рифленая. А кто прошёл здесь? Здесь прошли два человека – взрослый и ребёнок. Давайте сравним их следы (дети, сравнивая, приходят к выводу, что след взрослого человека больше, чем у ребёнка).
Дидактическая игра «Угадай и назови»
Цель: закреплять знания детей о птицах, их строении;
Задачи: развивать воображение, наблюдательность; формировать первичные представления об объектах окружающего мира; обогащать активный словарный запас; прививать любовь к природе; развивать быстроту реакции.
Материал: карточки с изображением частей тела различных птиц (ворона, воробей, голубь, лебедь, утка, павлин); поощрительные призы.
Ход: Дети выстраиваются в одну линию, воспитатель показывает картинку с изображением той или иной части тела птицы (клюв, крыло, голова, лапки, хвост и т. п.). Задача детей дать правильный ответ: «Какой птице принадлежит та или иная часть». Тот, кто сделает это быстрее, делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитателя.
Затем дети играют в самостоятельные игры с выносным материалом на участке (предложить сюжетно- ролевую игру «Птица с птенчиками). Параллельно проводится индивидуальная работа (Диана, Матвей, Кирилл, Тима А., Ева) по основным видам движений (бег на короткую дистанцию, прыжки с малой высоты).
По завершению прогулки трудовые поручения детям – собрать на участке природный материал (листочки, пёрышки, веточки) для изготовления поделок в группе.