МААМ-картинки

«Наедине с природой» (из опыта работы)

Зинаида Протасова
«Наедине с природой» (из опыта работы)

Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней, вечно изменчивой и непреходящей, вечно угрожающей и дающей убежище от любой опасности. Человек, не видящий красоты природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты и честности, преданности или мужества. Нужно ли говорить о том, насколько остро стоит вопрос о воспитании в детях бережливого отношения к окружающему миру? Мы должны с малых лет воспитывать в детях чё ткое понимание: природа принадлежит тебе, поскольку ты – человек, но не будет всего этого – зелени, живности, и тебе не жить на Земле. И наоборот: чем богаче мир вокруг, тем лучше будет жить в этом мире.

Публикация «„Наедине с природой“ (из опыта работы)» размещена в разделах

У детей я стараюсь воспитать доброту, бережное отношение ко всему живому. В начальной стадии воспитания я поставила перед собой задачу – приблизить ребёнка (насколько это возможно) к живому миру. Предложила подружиться с маленькими друзьями, например, котятами или щенятами. Родителям предложила при участии детей посадить хотя бы одно дерево. Я считаю, что если ребёнок научиться любить животное, растение, это будет его первым шагом в любви ко всему живому.

Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за домами (то есть всё это называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому что стоит им повзрослеть чуть-чуть, как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки-паучки, птички, кошки, собаки – всё это близко им. А может стоит задуматься ещё и над тем, как разные времена года позволяют затрагивать и разные струнки в их душах? Давайте немного порассуждаем.

Начало осени. Вот где щедрость природы! Всё цветёт и всё уже плодоносит, всё ещё порхает и поёт. Лес кажется беззаботным и - навсегда таким. Так его воспринимают мои дети. И прогулки в парк по осеннему городу превращались на каждом шагу в открытие.

Кустик брусники. Потянула ручонка ягоду, а на конце веточки вместо ягоды – цветок-колокольчик. Крохотный, нежно-розовый, неожиданный. Поздний. Ранним летом, когда брусника цвела, никто бы и не наклонился рассматривать цветок. А теперь так она цветёт! И вот из такого цветка потом ягодка? А из этого уже не получится ягода? Не успеет. Это открытие! И первая задумчивость: не успеет отцвести, вызреть…

Вдруг взгляд натыкается на орех в траве. Орех! А он с дыркой в боку. С этой фигурно выгрызенной, словно умельцем каким. Это белка прогрызла? Одно дело знать, что в лесу живут белки, увидеть иногда мелькнувший хвостик, и совсем другое – столкнуться с тем, что она, действительно, где-то рядом. И вот съела орех, который и тебе захотелось… «Хорошо, что белка съела орех,» - говорю я детям, - значит, теперь она будет сыта». И малыш, увидев следующий орех на ветке, великодушно оставляет его маленькой белке, чтобы и завтра она была сыта. Вот вам маленький урок доброты. Спасибо ореху. И маленький урок вам - из чего можно делать выводы, неназойливые, ненавязчивые. На собственном опыте знаю – нужно терпение и умение ждать, когда ребёнок сам заметит что-то такое и только тогда чуть-чуть подсказать. Чуть-чуть, чтобы ребёнок не заметил подсказки, и открытие осталось его собственным. Знаю – говорить легко, а терпения такого, ох, как нам всем не хватает!

Пора ранней осени – это праздник весны. Но вот поздняя осень. Не знаю, согласитесь ли вы со мной… Хмурое небо, клубятся, наползают друг на друга серые лохматые тучи. Кажется - сейчас рванёт ветер, занудит дождь. И вдруг из-за поворота ли дороги, из окна ли вагона – золотая берёзка. Листва трепещет, отчего дерево похоже на живое пламя свечи. И душа тот час примиряется и с сырым небом, и с холодным ветром. И вспоминаются слова про «нечаянные радости». Услышанные когда-то в детстве, никем необъяснённые, слова эти связались для меня вот с такой берёзкой или с крохотным цветком на суровом камне, там, где его не должно быть.

Никакое другое время не дарит эти радости так неожиданно и так ни на что, не надеясь взамен - ни на пчелу, ни на будущий плод…

Иду с детьми по жухлой траве, в которой всё давно отцвело и уснуло. И вдруг – в канавке прелестная голубая вероника. Как? Ведь её время давно прошло. И удивляюсь, и радуюсь так искренне, что дети получают как бы двойной заряд – собственного удивления и радости, и моих взаправдашних, всерьёз. Ведь родители, воспитатели, мы всегда на всё смотрим - дать ребёнку пример хорошего. А здесь ты сам – весь неприкрытый бронёй своего старшинства и знания.

Пройдёт время и вспомнишь с благодарностью эту помощь тебе Осени. И тут – опять так неожиданно возникает и ещё один нюанс. Та же вероника или сорная ромашка, или даже дикая горчица, то есть цветок неяркий, неброский, мелкий, на который совсем никто не обращает внимания, весной и летом становится цветком. И только сейчас замечаешь его удивительную нежность. Так этот жёлтый цветочек горчицы мал, так прост, так понятен и так сияет тебе навстречу.

Может быть я неправа, но мне кажется, что тишина леса, луга, полупрозрачность деревьев, редкие цветы и редко вспорхнувшая птица, больше западут в душу ребёнка, и даже подготовят его к будущему – к яркой, неудержимо рвущейся в жизнь зелени весны; к пышности, щедрости лета, когда всего – через край. Поймите меня верно. Это мы, взрослые, знаем, как оскуднела и обеднела наша природа, а малыши, вырвавшись в лес, где трава им по плечи, где цветы и бабочки перепутались в глазах, не знают об этом. Слава богу, что они не сразу узнают то, что уже печалит нас.

Пусть сначала поучатся радоваться, чтобы потом оценить потери. Вспомните, ведь каждому из нас точно известно, что раньше, то есть в нашем детстве, и лес был – дебри, и лужи – тёплые.

Но вернёмся к осени и к нашему редкому цветку, прекрасному в своей простоте и в своём одиночестве. Вот об этом надо поговорить с ребёнком и похвалить, если он не протянет руку сорвать его. Лучше собрать с ним букет из опавших листьев. Они так славно шуршат под ногами, так красиво кружатся в воздухе! Их можно набрать целую охапку! Дома каждый лист можно прогладить утюгом и оставить букет до весны. Пусть пламенеет на фоне белой зимы за окном. И всё это - уже поздней осенью, а пока наступила ранняя. Что можем мы увидеть сейчас, что характерно именно для этого времени года, о чём рассказать детям?

Самое заметное в сентябре – начало листопада у берёзы, осины. Вспомним приметы: если берёза желтеет с верхушки – следующая весна будет ранняя.

Все деревья и кустарники тоже начинают меняться: у кого лист расцветает, у кого ягода поспела. И уже вроде и не до цвета листа – так горят и калина, и боярышник, и рябина, и шиповник. И тут есть приметы: много ягод на рябине – осень будет дождливая, мало – сухая, много ягод у рябины (или вообще в лесу) – быть зиме суровой.

У всех листопадных – перемены, у всех, кроме ольхи. По ней, так вроде осень-то ещё за горами, за долами, потому что лист ольховый не желтеет, не краснеет, так зелёным и встречает снег. Только вот то тут, то там сверкнёт, зацепится за зелёную ветку тонкая паутинка. И сразу ясно – осень пришла. Потому что летят весь сентябрь на таких паутинках осенние паучки-лётчики, и сбиваются в стаи и начинают отлетать ласточки. И вот это интересно. Перелётные птицы к осени сбиваются в стайки или большие стаи, кочуют вместе, кормятся, готовятся к отлёту. И большинство из них не улетают сразу, дружно, как прилетали весной, а медлят, перелетают сначала на небольшие расстояния, останавливаются. Наверное, улетать не хочется? И только, когда уже станет совсем холодно, дружно поднимутся на крыло и улетят. А те, которые остаются зимовать, заняты заготовками. Сойки и дятлы прячут жёлуди и орехи в трещины в коре, под пнями, под опавшими листьями, засовывают их в мох. Сойки таскают даже мелкие клубни картофеля, оставшиеся после уборки поля. А уж что говорить про белок, бурундуков, мышей, бурундуков, сонь и других грызунов! Всё это трудно увидеть в лесу, но обо всём можно рассказать детям по косвенным свидетельствам. Например, можно увидеть свежую землю, небольшой кучкой лежащей у входа в нору. Это какой-то хозяин – крот или хомяк, или суслик – углублял подземные жилища. Или вдруг встретишь, словно полосой насыпанный сухой лист. Это барсук таскал в нору сухие листья и насыпал на дороге или свежее мочало, свисающее клочьями с липовой ветки. Это белка работала – драла лыко для тёплой зимней постели.

Октябрь приходит на смену сентябрю также незаметно, как июль на смену июню. Но уже во второй половине октября, заметно редеет лист на деревьях, лес становится почти прозрачным. Приходит пора вспомнить приметы поздней осени: поздний листопад – будет суровая зима; листопад прошёл быстро – жди суровую зиму.

Летит, летит в полном безветрии сверху лист, порой только его шуршание и слышно. Кажется, всё замерло вокруг, как во сне. И вдруг звонкий пересвист синиц. Вот уж когда можно наслушаться и запомнить их затейливые, но такие жизнерадостные песенки. Всё отцветает, облетает, отлетает. Но нет, что-то появляется. Однажды в октябре вы встретите снегирей. В городе они заметнее, чем иные весенние гости. Может быть потому, что держатся дружной стайкой, а может потому, что цветных пятен становится меньше и оттого каждое заметнее. И уже совсем примеряют с осенью, с неизбежностью скорой зимы, даже не просто примиряют, а ободряют - свиристели. Вдруг налетят на ягодную рябину тесной серебристо-розовой стайкой, пропоют, хрустальными колокольчиками и улетят внезапно, будто их тут не было. Останется только голая рябина. Мне налёты эти всегда кажутся первой улыбкой зимы, этаким задорным смешком. И уж потом полетят первые снежинки, и всё наполнится ожиданием большого снега и чистого света. Но зима - это уже другое время года и другие разговоры, другие темы и совсем другие «нечаянные радости».

Публикации по теме:

«Система работы по привлечению родителей в образовательный процесс» Из опыта работы подготовительной группы Образовательный процесс – это социально-организованная деятельность, развивающаяся во времени и рамках определенной педагогической системы.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Из опыта работы по проблеме «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми»Из опыта работы по проблеме «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми» Уважаемые коллеги работая в коррекционном ДОУ (дети с ОНР)пришла к выводу, использования здоровьесберегающих технологий в логопедической.

Из опыта работы «Совместный досуг как одна форм работы с родителями» Семья для ребенка – это маленький мир, в котором он находит примеры для подражания, учится жить в обществе. Но, к сожалению, у родителей.

Наедине с природой Свежий воздух малышам Нужен и полезен! Очень весело гулять нам! И никаких болезней! Прогулки и свежий воздух полезен не только малышам,.

Обобщение опыта работы «Разнообразные формы работы с семьей для создания единого пространства» Условия возникновения опыта Контингент моих воспитанников разнообразен и представлен разными социальными слоями. Итоги наблюдений, анализ.

Из опыта работы «Приобщение дошкольников к словесному творчеству с использованием нетрадиционных форм и методов работы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Многие используют в своей работе с детьми различные методики для развития связной речи. Основная цель –.

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой (отчет из опыта работы) Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Могучим фактором, способствующим интеллектуальной.

Развитие практического опыта взаимодействия с природой детей второй младшей группыРазвитие практического опыта взаимодействия с природой детей второй младшей группы Одной из важнейших задач нравственного воспитания дошкольников является развитие опыта взаимодействия с природой. Именно в дошкольном возрасте.

Эффективность применения инновационных методов работы с дошкольниками (из опыта работы) .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Наедине с природой» (из опыта работы)
Опубликовано: 1 октября 2015 в 10:32
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД