МААМ-картинки

Рабочая программа кружка «Народное творчество»

Евгения Кузнецова
Рабочая программа кружка «Народное творчество»

«Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры»

Рабочая программа кружка «Народное творчество»

Содержание

1. Введение. Обоснование выбора темы.

2. Цели и задачи работы

3. Проведение опроса

4. Краткая история лоскутного шитья

5. Изучение русского народного костюма

6. Изготовление изделия.

7. Выводы

8. Литература

Публикация «Рабочая программа кружка „Народное творчество“» размещена в разделах

Тема: Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры.

1. Введение. Обоснование выбора темы.

В наше время высоких технологий. Мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство молодежи с народным творчеством, народными традициями. И передачу их из поколения в поколение. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Ответить на эти и подобные вопросы- значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Развивать в подростках любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору,способность к общению, уважение к родному очагу- вот ведущая педагогическая идея. Необходимость воспитать в подрастающем поколении гордость за свой народ, поддерживать его интерес к русской истории и культуре, уважать и гордиться своим прошлым, помнить свои истоки, историю, культуру и создан этот проект.

Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление с народным промыслом России, знакомство с обычаями, традициями, народным творчеством.

Для того чтоб привлечь кого-либо к изучению русской народной культуры, необходимо сначала заинтересовать его. Возможно, это будут наиболее понятные и вызывающие интерес вещи, или изделия, имеющие практическую ценность.

В процессе проекта были применены следующие методы:

1. Методы опроса — анкетирование.

2. Теоретический анализ — определена проблема, сформулирована гипотеза. Была проанализирована и изучена специальная и методическая литература. Проведен обзор литературы. Проанализированы ответы в анкетах.

3. Математические и статистические методы - обработка данных, полученных методом опроса, подсчет голосов, составление диаграммы.

4. Были рассмотрены и освоены технологические приемы художественной обработки гофрированной бумаги (как наиболее легкий материал) Темы: а) Изготовление цветов из гофрированной бумаги, б)художественные поделки из цветов, в) букеты для ваз, г)обрядный головной убор – венок и объёмный обрядный венок.

5. Был изучен русский народный костюм, различные техники лоскутного шитья. Изготовление различных предметов лоскутной пластикой из различных текстильных материалов.

В рамках проекта было изготовлено настенное панно, выполненное в современной технике лоскутной аппликации.

В выполненных изделиях сохранен русский стиль и народный костюм.

Достигнута главная цель проекта, молодежь заинтересовались этой работой и проявляют интерес к деятельности по изучению русской культуры.

2. Цели и задачи работы.

Уважение к минувшему — вот черта,

отличающая образованность от дикости.

А. С. Пушкин

Мы живем в России - великом государстве, где люди разных национальностей и разной веры живут в дружбе и согласии. Культура и традиции наших народов самобытны и интересны. Первые следы искусства уходят вглубь истории: «Один из древних продуктов деятельности человека является одежда (костюм… Русский народный костюм неповторим и уникален…он отразил исторически сложившиеся представления людей о красоте, добре, целесообразности, он является свидетелем неиссякаемой фантазии русского народа, его утонченного художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства»[3]. Возрождение народных традиций является важной задачей для всего человечества.

Цель. Приобщить молодежь к истокам отечественной народной культуры, формирование духовных и нравственных качеств у подрастающего поколения. Развитие интереса к русскому народному костюму и его изучение.

Объект исследования: выборка молодых людей, для проведения опроса, и, непосредственно, русский народный костюм.

Обзор литературы и интернет источников:

Русское народное творчество всегда вызывало интерес в обществе, как в России, так и за рубежом. В коллекциях знаменитых французских фирм – Нины Риччи, Ив Сен Лорана и других присутствуют модели в ярко выраженном «русском» стиле. Он существует в мировой моде как нечто экзотическое, но все же в нем отражается интерес к русской культуре. [2] (Илл. I, рис. 1).

В 1925 году в Париже на всемирной выставке под названием «Только новое, только простое и удобное» Россия завоевывает высшую награду – «Гран-при» за национальную самобытность в сочетании с модным направлением [3] (Илл. I, рис. 2).

В 60-е годы начинает исследовать русский народный костюм Ф. М. Пармон – заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор. Результатом его исследований явилось издание в 1994 году монография «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества». [3] (Илл. VI, рис. 13,14) Вячеслав Зайцев в 1965 году разработал коллекцию одежды в русском стиле. В моделях одежды были использованы Павлопосадские платки, формы русского костюма, традиционная отделка. Основная черта всех моделей Зайцева это принадлежность к русской традиции. (Илл. 2, рис. 3,4,5). Советский и российский художник-модельер неоднократно обращался к истокам русского костюма, его показ мод «Тысячелетие Крещения Руси» в 1987 году, был триумфальным на показе мод в Нью-Йорке и Париже.

Изучение народного костюма на занятиях в студии «Народная мастерская»

На занятиях студии ведется изучение русского народного костюма. Студентами коллективно были изготовлены традиционные народные головные уборы костюма обрядный тонкий венок и обрядный объёмный венок для выступления студенческого коллектива в фольклорном фестивале «Мы вместе». Так же ребята на занятиях занимаются изготовлением традиционной русской куклы.

Но, при этом, студенты, не очень интересуется народными традициями и культурой. Проект нацелен на исследование способов, которые помогут развить у молодежи интерес к русскому народному творчеству.

Задачи:

1. Обзор различных видов русского народного творчества, а также современных стилизованных изделий.

2. Разработка вопросов для проведения опроса.

3. Определение выборки для опроса.

4. Проведение опроса в форме теста.

5. Обработка результатов теста.

6. Изучение русского народного костюма.

7. Выбор проектируемого изделия.

8. Изготовление изделия.

Гипотеза. Для того чтоб привлечь кого-либо к изучению русской народной культуры, необходимо сначала заинтересовать его. Возможно, это будут наиболее понятные и вызывающие интерес вещи, или изделия, имеющие практическую ценность.

2. Методы и приемы, применяемые в исследовании

1. Метод опроса — анкетирование.

2. Теоретический анализ — определена проблема, сформулирована гипотеза. Была проанализирована и изучена специальная литература.

3. Математические методы - обработка данных, полученных методом опроса, подсчет голосов, составление диаграммы.

4. Были рассмотрены и освоены технологические приемы лоскутной пластики из различных текстильных материалов.

3. Проведение опроса

Определение выборки для опроса – студенты проживающие в общежитии архитектурно – строительного колледжа – всего 30 человек. Составу выборки были предложены иллюстрированные вопросы теста (Приложение 1,2):

1. Вопрос: Какой костюм изображен на рисунке? Ответ: Русский народный. (Илл. III, рис. 6).

2. Интересовались ли Вы когда-либо народными традициями и творчеством: Варианты ответов: Да. Нет. Немного.

3. Какой из перечисленных видов творчества вам ближе и понятнее?

а) традиционное лоскутное шитье (Илл. III, рис7)

б) современная лоск аппликация (Илл. IV, рис. 8,9,10)

в) русская народная кукла (Илл. V, рис. 11,12,13,14)

г) стилизованная кукла (Илл. VI, рис. 15)

д) традиционная русская-народная одежда (Илл. VII, рис. 16,17)

е) современная одежда в русском народном стиле (Илл. VIII, рис. 18,19,20,21)

4. Обработка результатов теста (Приложение 2)

• Большинство опрашиваемых (75%) узнали русский народный костюм на представленном рисунке (Илл. III, рис. 6).

• Многие учащиеся не интересовались народным творчеством (70%, небольшое количество респондентов интересовались «немного» (20%, и лишь 10% опрошенных проявляют интерес к культуре и народным традициям, причем это ребята, которые занимаются в танцевальных и вокальных фольклорных коллективах.

• Опрос показал, что наибольший интерес у студентов, не занимающихся изучением русской народной культуры, вызывают изделия, выполненные в современных техниках, стилизованных под русский народный стиль.

Поэтому для того, чтобы заинтересовать как можно больше студентов и привлечь их к изучению русской культуры, для проекта я выбрала работы, выполненные в современной технике – лоскутная аппликация.

4. Краткая история лоскутного шитья

Лоскутное шитье издавна известно многим народам. Существует и другое направление лоскутного шитья - аппликация.

Самая древняя аппликация, датируемая 980 годом до н. э., была найдена в Египте. Фрагменты стеганых изделий обнаружили при раскопках скифских курганов.

Принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.

В России шить из лоскутков стали во второй половине XIX века, когда появился в продаже дорогой заморский ситец. Расцвет лоскутного шитья пришелся на конец XIX века и был связан с развитием машинного производства ситца, а также с широким распространением в народе разнообразных дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. Из остатков ситца при крое одежды, из кусочков отслуживших свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились собирать одеяла, коврики, занавески, подушки и другие вещи. Традиционные "деревенские" узоры отечественной лоскутной техники - несложная мозаика из полосок, квадратов и треугольников ярких контрастных цветов. В 1970-е годы в одежде и в украшении интерьеров стал модным фольклорный стиль, и тогда появился новый всплеск интереса к лоскутной технике. Музеи России начали собирать и изучать лоскутные изделия.

В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.

5. Изучение русского народного костюма

Русский народный костюм отличает конструктивность и рациональность: основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные.

Самые ранние сведения о древнерусской одежде восходят к эпохе Киевской Руси.

Со времени принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Декоративный акцент в эту простую по покрою одежду вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками или вышивкой.

Рубахи шили длинными, почти до середины бедер, а иногда и до колен. Разрез ворота на левой стороне. Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным кушаком. В месте соединения рукава с боковыми клиньями вшивалась прямоугольная вставка (ластовица, дающая возможность свободно поднимать руки. Наиболее распространённым будничным цветом рубах был синий. У праздничных рубах (красного, позднее белого цвета) подол и грудь покрывались вышивкой черными и красными нитками по вороту, подолу, рукавам. Порты шились из полосатого холста с преобладанием синих, серых и белых цветов. Их шили узкими, плотно облегающими ноги, без карманов, завязывали их на поясе шнурком или верёвкой ("гашником"). Бытовали и широкие штаны (шаровары). Пояса, или как их чаще называли "поясья", у парней обычно были длиннее и шире, чем у женатых мужчин. Молодые мужчины обычно опоясывались по талии, а пожилые, чтобы подчеркнуть дородность и солидность - под животом. Пояс играл существенную роль при совершении различных обрядов, например, на свадьбах ими соединяли руки молодых.

Как известно, женский русский костюм не был одинаковым на всей территории России. На Севере носили рубаху, сарафан и кокошник, на Юге - рубаху, юбку-поневу и кичку. В южнорусском костюме прослеживается пристрастие русского народа к красному цвету. „Красное" сливалось в понятии народа с „прекрасным". Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан (на юге, понева (на севере, нагрудник, шушпан.

Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. В южнорусском костюме вместо сарафана более широко применялась понева — поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Ткань, используемая для поневы, — чаще всего темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым (с поперечным расположением полос) узором. Будничные поневы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, По конструкции понева представляет собой три — пять полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вздержки шнурка (гашника, укрепляемого на талии.

Завершением костюма был головной убор, его разнообразие удивляет. Для пожилых женщин это, чаще всего платок

6. Изготовление изделия.

Идея. Настенное панно в русском народном стиле с изображением «бабки и дедки» - как популярных персонажей русских народных сказок.

Чтоб изделие было интересным и привлекало внимание, необходимо сделать его:

1. Ярким;

2. Вызывающим положительные эмоции, т. е. забавным, веселым.

Следуя традициям русского костюма, необходимо:

1 - сохранить исторический русский народный костюм;

2. Использовать натуральные ткани – лен, хлопок, шерсть.

Выбор костюмов для персонажей:

Баба – южный комплекс – рубаха (белая с орнаментом, понева (синяя в белую клетку, передник (белый), платок (красный, но не алый, лапти, онучи.

Дед – рубаха-косоворотка (белая с орнаментом, порты (синие в белую полоску, лапти, онучи.

Выполнение:

1. Создание эскиза – наброска, выбор формата работы.

2. Прорисовка четких замкнутых контуров. (Илл. IX, рис. 22)

3. Перенос рисунка на ткань.

4. Выполнение аппликации (самый большой объем работы).

5. Оформление работы (натягивание аппликации на жесткую основу, изготовление рамки).

Оценка себестоимости изделия

1. Флизелин – 30см. х120руб. =120 руб.

2. Бязь для внутренней основы – 30 см. х 100 руб. = 90 руб.

3. Лен для лицевой основы – 30см. х 200руб. = 160 руб.

4. Остальные материалы – остатки ткани (лоскут) от различных изделий, которые выполняют обучающиеся в студии. Использование отходов производства.

5. Рамка – обрезки фанеры, обтянутые старым льняным мешком.

Итого, стоимость изделия – 370 рублей.

7. Выводы

Выполняя работу, мы постарались сохранить русский стиль и народный костюм, также в композицию были введены стилизованные русские орнаменты (цветы). Название созвучно вступлению в русских народных сказках «Жили-были дед да баба…». (Илл. 10, рис. 23). На мой взгляд, настенное панно соответствует задуманному. Работа получилась яркой, в ней незримо присутствует веселый русский нрав, сохранен традиционный русский народный костюм.

Процесс работы над изделием доставлял удовольствие, а результат – удовлетворение и радость. Искусство лоскутного шитья можно сравнить с живописью. Только краски нам заменяет ткань, а кисть – иголка с ниткой. Своеобразные лоскутные вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта. Эти вещи сделаны своими руками, в них частичка души мастерицы. Они уникальны и других таких нет во всем мире. Включение в повседневную жизнь людей декоративного искусства, эстетически ее обогащает.

Студенты дали высокую оценку нашему изделию. Достигнута главная цель проекта - некоторые из ребят проявляют интерес к нашей деятельности. Эти изделия будут представлены на выставке, проводимой в рамках съезда молодежи,где их увидят студенты других образовательных учреждений, на отчетной выставке ЦДТ, и, возможно, на других выставках и конкурсах.

Я надеюсь, что этот проект будет способствовать развитию интереса молодежи к русской народной культуре и традициям.

8. Литература

1. Нерсесов Я. Н. Путешествие в мир моды. Когда модельеры стали богами. М. «Олма-пресс Гранд», 2002

2. Орлова Л. Азбука моды. М. «Просвещение»,1989

3. Рондели Л. Д. Народное декоративное прикладное искусство. М., Просвещение, 1984г

4. www.historyfashion/ru (русская коллекция Ив Сен Лорана)

5. www.image-virtually.livejourna.com (творчество Н. П. Ламановой)

6. www.ria.ru/weekend_styie (В. М. Зайцев)

7. www.vneshnii-oblik.ru (Ф. М. Пармон. «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества»).

8. http://www.ljplus.ru/img4/e/r/eriun/ (Ф. М. Пармон).

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка «Народное творчество»Фотоотчет о работе кружка «Народное творчество» Три года назад, когда мы с детьми перешли в среднюю группу, я начала проводить с ними кружок "Народное творчество" Основная цель кружка.

Рабочая программа кружка «Говорушки» Рабочая программа кружка «Говорушки» для детей среднего дошкольного возраста ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Одним из немаловажных аспектов развития.

Рабочая программа кружка «Я начинаю читать» Пояснительная записка Парциальная образовательная программа «Отзвука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки.

Рабочая программа кружка «Красочный мир» План. Пояснительная записка. 1. Тематический план. 2. Учебно-тематический план. 3. Содержание изучаемого курса. 4. Методическое обеспечение.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» Содержание 1. Пояснительна записка 2. Актуальность. Цель. Задачи. 3. Формы работы. Сроки реализации. Режим проведения. Ожидаемые результаты.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 41 «Ласточка» г. Улан-Удэ Рабочая программа кружка «Умелые ручки».

Рабочая программа кружка «Умные ладошки» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ КРУЖКА «УМНЫЕ ЛАДОШКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые.

Рабочая программа кружка «Весёлая мастерская» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Весёлая мастерская» Художественно-эстетической направленности Руководитель: Домарева С. А. 2017-2018.

Рабочая программа кружка по ФЭМП «Развивай-ка» 1. Пояснительная записка. Рабочая программа кружкапо формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной.

Рабочая программа спортивного кружка «Здоровячок» ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Народное творчество»
Опубликовано: 9 ноября 2018 в 10:54
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД