Методические рекомендации по использованию игр и упражнений по развитию речи на тему «Народные промыслы, народная игрушка»

Ирина Алимина
Методические рекомендации по использованию игр и упражнений по развитию речи на тему «Народные промыслы, народная игрушка»

Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности на тему: «Народные промыслы, народная игрушка»

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: игрушка, Матрешка, Ванька-Встанька, Неваляшка, Дымка, Хохлома, Филимоново, Гжель, Барыня, Конёк, Петушок, Лошадка (названия игрушек, туловище, руки, ноги, голова, лицо, (названия частей тела у куклы);

Прилагательные: народная, деревянная, круглая, большой, маленький, красивый, легкий, гладкий, яркая, нарядная;

Глаголы: бросать, вставать, катать, ловить, строить, стоять, спать, бежать, лежать, идти, разбирать, собирать, прыгать, скакать, убирать, ехать, сидеть, плавать, мыть и т. д.

Мимические упражнения. Психогимнастика.

Игра «Матрёшки»

Куклы пузатые, розовые щёчки,

В гости к нам пришли Матрёшки. (радуемся приходу матрешек –улыбнуться)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все сидят они друг в дружке,

А всего одна игрушка. (удивляемся)

Игра «Ванька-Встанька»

Ах-ах-ах-ах-ах-ах!

Среди игрушек — паника!

Все куколки в слезах —

Свалился Ванька-Встанька! (куклы плачут)

Матрёшки тащат йод,

Бинты, пакеты с ватой,

А Ванька вдруг встаёт

С улыбкой плутоватой (улыбнуться)

— Поверьте, я живой!

И не нуждаюсь в няньке!

Нам падать не впервой —

На то мы Ваньки-Встаньки! (радостно)

«Весёлые Матрёшки» - упражнение «Улыбка»

«Неваляшка» - упражнение «Качели» - так качается Неваляшка и не падает

«Конёк» - упражнение «Лошадка» - цокать язычком

Дыхательная гимнастика:

«Любуемся игрушками»

Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох через рот. Затем медленный вдох через нос и медленный выдох через рот со словами

«а-а-ах!»

«Дуем, дуем, задуваем»

В правую руку ребенок берет какое-нибудь пособие (игрушка, на счет 1-2-3 делают — вдох, на 1-2-3 –выдох, дуть на игрушку спокойно, долго и плавно.

«Уточка»

Глубокий вдох через нос – задержать дыхание. Быстрый выдох ртом со словом «кря».

Быстрый вдох через нос – задержать дыхание. Медленный выдох ртом

«кря-а-а»

Положить ладони на низ живота и сделать энергичный выдох на слова «кря-кря-кря», втягивая живот.

Дидактическая игра «Здравствуйте, матрёшки!»

Цель: учить соотносить предметы по величине; понимать и использовать в речи слова большая, меньше, самая маленькая матрёшка; раскладывать картинки слева направо от большей к меньшей; развивать зрительную память, внимание, умение выполнять задание по подражанию, по словесному указанию; воспитывать вежливость, аккуратность в обращении с картинками.

Материал: пять картинок с изображением матрёшек (от боль-

шой до самой маленькой, «дорожка» (полоска бумаги).

Усложнение — 4-5 матрёшек.

Ход игры

Взрослый. К нам в гости пришли сестрички-матрёшки. Здравствуйте, матрёшки! Вот самая старшая, самая большая сестричка-матрёшка (взрослый кладёт картинку, вот сестричка-матрёшка поменьше, а вот самая маленькая сестричка-матрёшка (картинки выкладывает по очереди, по мере рассказа, на «дорожку»).

— Кто пришёл к нам в гости? (Матрёшки)

— Где самая большая (поменьше, самая маленькая) матрёшка?

— Какая это матрёшка? (Самая большая)

— А эта? (Поменьше)

— А эта? (Самая маленькая)

Затем взрослый перемешивает картинки.

— Хочешь поздороваться с матрёшками?Поставь их на дорожку: сначала самую большую (ребёнок выполняет, поменьше (ребёнок выполняет, самую маленькую.

Поздороваемся с матрёшками: «Здравствуйте, матрёшки!».

Дидактическая игра «Угостим матрёшек»

Цель: учить соотносить два предмета по величине (находить большую кружку для большой матрёшки, маленькую кружку — для маленькой

матрёшки); развивать зрительное внимание; воспитывать аккуратность в обращении с картинками, желание заботиться об окружающих.

Материал: картинки с изображением матрёшек.

Ход игры

Взрослый предлагает картинки с изображением матрёшек:

«К нам в гости пришли сестрички-матрёшки.Поставь их по росту:

сначала самую старшую, самую большую матрёшку, потом поменьше и самую маленькую».

Ребёнок выполняет задание.

— А теперь угостим матрёшек чаем. Вот кружки. Самой большой матрёшке поставим самую большую кружку. (Ребёнок выполняет.) Матрёшке поменьше поставим и кружку поменьше. (Ребёнок ставит.) А самой маленькой матрёшке поставим самую маленькую кружку.

Усложнение: дать четыре матрёшки и кружки, затем пять.

Подвижная игра «Карусель»

Цель: учить детей бегать по кругу в разном темпе.

Ход игры

Воспитатель приглашает детей «покататься на каруселях».

Дети, держась за руки, идут по кругу,а потом бегут и говорят или поют:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите!

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Дети переходят с бега на ходьбу и затем останавливаются.

Игру можно повторить 2-3 раза.

Подвижная игра «Матрёшки пляшут»

Цель: учить повторять движения за воспитателем, развивать двигательную активность детей.

Ход игры

Воспитатель показывает детям большую красивую матрёшку

(игрушку или картинку).

Воспитатель. Дети, посмотрите, какая красивая матрёшка пришла

к нам в гости! Она вам нравится? А сейчас я вас превращу в матрёшек!

Повертелись, покружились

И в матрёшек превратились!

Воспитатель напевает плясовую мелодию (или включает музыку, кру-

жится вокруг своей оси, показывает детям простые танцевальные движе-

ния, дети стараются повторить, танцуют, кто как может.

Воспитатель. Посмотрели зайчики, как дети танцуют. Понравился им танец. Они тоже хотят танцевать. Поможем им?Тогда я вас превращу в зайчиков: повертелись, покружились и в зайчаток превратились!

Дети кружатся вокруг своей оси, затем прыгают, как зайчики.

Воспитатель. Увидели мишки, как зайчики танцуют, захотелось

и им потанцевать! Поможем им?Тогда я превращу вас в мишек: по-вертелись, покружились и в медведей превратились!

Дети кружатся вокруг своей оси, затем ходят, переваливаясь с ноги на ногу.

Воспитатель. Молодцы, мишки! Хорошо танцевали!

Повертелись, покружились и в ребяток превратились!

Дети кружатся вокруг своей оси и опять танцуют как в начале игры.

Стихи (художественная литература)

Матрёшки

У сестричек, у матрёшек

Сарафанчики в горошек,

Разноцветные платочки,

Нарумяненные щёчки.

Веселушки, хохотушки,

Деревянные подружки.

Любят в прятки поиграть,

И попеть, и поплясать.

Не нарадуется взгляд,

Если выстроятся в ряд,

А попрячутся друг в дружку —

Видишь старшую подружку. Дымковская барышня

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса:

Щёки алые горят,

Удивительный наряд.

Веселит, ласкает взор

Яркий праздничный узор:

Клетки, кольца, завиточки,

Змейки, ленточки и точки!

Просто загляденье —

Всем на удивленье!

Таких барышень лепили

Всех из глины, не забыли

Белой краскою покрасить

И узорами раскрасить.

Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я С. Я. М а р ш а к а

«Ванька-Встанька»

Уснули телята, уснули цыплята,

Не слышно весёлых скворчат из гнезда.

Один только мальчик по имени Ванька,

По прозвищу Встанька не спит никогда.

У Ваньки,у Встаньки несчастные няньки:

Начнут они Ваньку укладывать спать,

А Ванька не хочет — приляжет и вскочит,

Уляжется снова и встанет опять.

Укроют его одеялом на вате —

Во сне одеяло отбросит он прочь.

И снова, как прежде, стоит на кровати,

Стоит на кровати ребёнок всю ночь.

Лечил его доктор из детской больницы.

Больному сказал он такие слова:

— Тебе, дорогой потому не лежится,

Что слишком легка у тебя голова!

«Неваляшка»

Я милашка, кукла-неваляшка.

У меня, у меня яркая рубашка.

Низко наклоняюсь,

Звоном наливаюсь.

Вам поклон, мне поклон —

Дили-дон, дили-дон!

Публикации по теме:

Фотоотчет о реализации проекта «Народные промыслы. Дымковская игрушка». 2 частьФотоотчет о реализации проекта «Народные промыслы. Дымковская игрушка». 2 часть Фотоотчет к проекту «Народные промыслы. Дымковская игрушка». 2 частьПедагог: Цареградская Анна Сергеевна. Продолжаю реализацию проекта.

Фотоотчет об открытом занятии в старшей группе для педагогов ДОУ «Народные промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка» с ИКТФотоотчет об открытом занятии в старшей группе для педагогов ДОУ «Народные промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка» с ИКТ Уважаемые коллеги! В среду я проводила открытый показ непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе "Народные.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Методические рекомендации по использованию игр и упражнений по развитию речи на тему «Народные промыслы, народная игрушка»
Опубликовано: 18 февраля 2020 в 06:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 апреля. Всемирный день вечеринки

«Вечеринка» – слово, от которого так и веет молодостью, задором, весельем. Это мероприятие противоположно любому официозу и обязательно проводится в неформальной дружеской обстановке. Тематика, характер и...

3 апреля. День книжки-малышки на МААМ

Книги открывают детям большой и интересный мир. Путешествуя по нему, малыши не только приятно проводят время, но и учатся чему-то важному и полезному. Листая страницы хороших книжек, юные читатели...

Фотоотчет о занятии кружка «Песочная мозайка» в первой младшей группе «Дорожка для...
Цель: Развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности. Задачи: Образовательные задачи: - формировать представления...
Опыты с песком в младшей группе
Цель: Через опыты научить детей определять физические свойства песка. Задачи: 1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы; 2. Создать...
Сценарий развлечения «Дорожная азбука»
Развлечение «Дорожная азбука» Воспитатели: Балпеисова А. А. Петрунина К. А. Дети по музыку з кинофильма «Светофоровы», заходят в зал и останавливаются у...