Папки-передвижки

«Наши руки не для скуки». Конспект занятия из раздела «Обереги казачьего быта»

Ольга Кипко
«Наши руки не для скуки». Конспект занятия из раздела «Обереги казачьего быта»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель- создать условия для развития умения понимать знаково- символическое обозначение казачьего быта

Задачи:

• Познакомить детей с понятием «обереги», их значением в жизни казаков.

• Развивать практические умения в оформлении оберега, творческую активность, мышление.

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство защищенности, доброжелательности

Публикация «„Наши руки не для скуки“, Конспект занятия из раздела „Обереги казачьего быта“» размещена в разделах

Материал: проектор, картинка с изображением города Волгодонска, карточки- символы, предметы- быта (рушник, платок, люлька с младенцем – куклой, обереги (веничек, ложки, домовенок, лавровый лист, птичка, сухоцветы, шкатулка, корзинка, заготовки подков, салфетки, клеенки, клей кисточки, подставки, стразы, природный материал (тыквенный семечки, фасоль,, тарелочки

Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь, и увидев, удивляйтесь.

Между Доном, Волгою

Средь донских степей

Волгодонск красуется

Порт 5 морей

Городок не маленький,

Но не большой

И стоит он с поднятой гордо головой

Солнышком обласканный

Водами омыт и лозой живительной

Сладостно обвит.

Встанем дружно в круг большой,познакомимся с тобой. Вот ладошка правая, вот ладошка левая, скажем всем не тая - здесь со мной мои друзья. Меня зовут Ольга Петровна. Я приложу ладошку к своему сердцу и передам его тепло в твою ладошку,

(обращаюсь к рядом стоящему ребенку). А как тебя зовут? Передай тепло другому. Моё тепло согрело вас и вернулось вновь ко мне, а мы с вами познакомились.

Ребята, когда я шла к вам в детский сад,меня как будто подхватил ветерок и хотел унести в далекое путешествие. А вы любите путешествовать? А на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей)

Сегодня мы с вами совершим необыкновенное путешествие. Мы отправимся в далекое прошлое, но с собой нужно взять самое ценное, что есть у человека- доброту, красоту, теплоту, радость

Есть шкатулка у меня.

Вы за ленточку тяните,

Что достанете –берите.

(Дети достают по одну значку- символу)

Что у тебя? А у тебя?

Солнышко будет согревать нас в путешествии, цветок- радовать красотой, сердечко- дарить добро, а улыбка- хорошее настроение.

Что ж, я вижу, что вы готовы отправиться в путешествие. Повторяйте слова за мной и выполняйте движения:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Топ, топ, топ

Вокруг себя повернись.

Повернись, покружись

По дорожке ты пройдись.

И в избе очутись.

Необычная изба. А что вы здесь видите? Здесь старинные предметы, обереги. Ребята, а вы знаете, что такое оберег? (Ответы детей)

Послушайте, как я произнесу о-б-е-р-е-г- значит оберегать,защищать. Оберег – это предмет оберегающий, защищенность от чего –нибудь. Наши предки всецело зависели от природы, они не могли объяснить происхождение грома, молнии и многих других, и чтобы защитить себя придумали обереги. Посмотрите в избе веник. Как вы думаете, веник оберег чего? Веник- дороже всех денег- оберег мира, лада в семье. Сухоцветы- символ уюта, красоты дома. Лавровый лист- символ славы и успеха.

Наши прабабушки вышивали рушник и вешали его на самом видном месте, который тоже являлся оберегом. А в уголке, в самом теплом месте жил домовенок, которого задабривали вкусненьким да сладеньким, а он охранял дом. А ложки, символ чего? Ложки- символ сытости и достатка.

(Слышится плач ребенка)

Слышите, кто- то плачет. Да это же Ксюшенька, проснулась, во сне сполыхнулась (испугалась значит).

Баю,баиньки, бай,бай

Спи малышка засыпай!

У меня есть оберег для нее – птица счастья. Повешу птичку над кроваткой Ксюши и будет она летать, ее сон оберегать.

Ну, вот и успокоилась, спит, оберег помог малышке. Я сделала его своими руками, вложила в него частичку доброты, красоты, счастья и тепла.

Ребята, я предлагаю вам сделать оберег для себя,своего дома. А может быть кто- то из вас подарит его друзьям или соседям.

Что же это за оберег? Отгадайте-ка загадку.

«Не сапожок и не ботинок.

На ноги лошади надевают

Да гвоздями прикрепляют»

(Подкова)

Мы с вами сделаем оберег на счастье – подкову. Люди издавна украшали подковы, придавая ей образ оберега, посмотрите. (показ иллюстрации). А у вас будет своя подкова и украшение вы придумаете сами.

Я приготовила вам заготовку подковок. Подходите по одной берите и к работе приступите. Пора ваши ручки размять, да работой потешить. Постарайтесь вложить в неё то качество, которое вы взяли с собой- теплоту, доброту, красоту и хорошее настроение.

Посмотрите, какой материал есть у вас на столах? (называют)

А это стразы- имитация драгоценных камней.

(По ходу занятия проводится индивидуальная помощь)

Постарайтесь работать аккуратно, материал, которым вы будете украшать подкову придаст ей обережную силу.

Я вижу, что ваши руки потрудились,

Чтоб все очень удивились.

Наведите порядок у себя на столе и подойдите ко мне, пока подковки подсохнут, мы поиграем в игру «Цапки»

(Во время проведения игры ведущий «цапает» детей и задает вопросы детям- Что такое оберег? Чем ты украшал оберег? Для кого ты сделал его? За что мы можем себя похвалить? Что вы расскажите дома о занятии)

Возьмите свои обереги. Встаньте в большой круг. А знаете ли вы, что круг это оберег. На что похож круг? (Ответы детей)

Представьте себе, что наш круг –это солнышко, а протянутые ладошки- его лучики. Они согревают все вокруг, наделяя ваш оберег защитной силой.

А ещё силу вашему оберегу придает то качество, которое вы захватили в дорогу. Ты что брал? А сердечко символ чего?

Ребята, нам пора возвращаться из нашего путешествия Возьмите свою подкову, подойдите ко мне и скажем дружно:

Топ, топ, топ.

Топ, топ, топ.

Вокруг себя повернись.

Повернись, покружись

По дорожке ты пройдись.

И в группе очутись

Наше путешествие завершилось. А шкатулка приоткрылась, что-то хочет нам сказать, заглянем в неё опять.

Спасибо солнышку за свет,

А вам ребята за старание.

По сердечку вам дарю

До свидание говорю.

Анализ занятия

Считаю проблему «Приобщение детей дошкольного возраста к обычаям и традициям Донского края» важной и актуальной. Шагнуть вперед можно тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Движение от ничего- не возможно. В прошлом мы черпаем духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, обруби их и оно погибнет». Так народ и нация, не знающие своей истории и культуры обречены на вымирание.

Тема занятие «Наши руки не знают скуки» взята из раздела моего перспективно- тематического планирования «Обереги казачьего быта».

Несмотря на то, что традиция украшения оберегами себя и своих домов зародилась в глубокой древности, стремление к добру, красоте, теплу и радости остается вечным.

Цель моего занятия- создать условия для развития умения понимать знаково-символическое обозначение казачьего быта. Исходя из цели были определены задачи:

• Познакомить детей с понятием «обереги», их значением в жизни казаков.

• Развивать практические умения в оформлении оберегов.

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство защищенности, доброжелательности

Благодаря тому, что дети являлись участниками воображаемого путешествия в прошлое- это побудило их к активности, поддерживало интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовались различные методы и приемы. В основу занятия были положены технология ЛИКов Р. М. Чумичевой, способствующую развитию познавательного интереса дошкольников.

Во время проведения диалога задавала вопросы, направленные на выявление уровня знаний дошкольников об оберегах в казачьих семьях и на погружение детей в тему занятия.

Активизировала ценностно- смысловую сферу при использовании иллюстративного материала.

В процессе занятия стимулировала индивидуальную траекторию самовыражения личности ребенка. У каждого ребенка появился своя эксклюзивная подкова. Работы были разными и неповторимыми.

Для вовлечения детей в творческий процесс мною использовались значки- символы (эти значки наделили обережной силой подкову. Она стала не просто поделкой дошкольников, а именно оберегом). Рефлексия занятия была проведена в форме игры «Цапки», что позволило активизировать детей, переключить их внимание с одной части занятия на другую.

Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого, свою личность (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки, на свое знание или на свое собственное состояние.

Считаю, что работа в данном направлении интересна, необходима, так как это часть нашей современной жизни. Полученные навыки помогут детям в дальнейшем при изготовлении других оберегов- подарков.

Сейчас можно увидеть много оберегов в продаже, но тот оберег ценен, который сделан своими руками. Считаю, что моё занятие оставило в душах детей определенный след, который возможно послужит толчком для дальнейшего изучения оберегов,их назначении и в семьях этих детей.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: «История казачьего быта» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Аленушка» Конспект занятия.

Познавательное развитие дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Данная работа направлена на развитие исследовательско- познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Наши руки не для скуки». Конспект занятия из раздела «Обереги казачьего быта»
Опубликовано: 8 марта 2013 в 23:37
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Наши руки не для скуки». Конспект занятия из раздела «Обереги казачьего быта»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кипко (УИ 82139) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД