Ольга Кипко
«Наши руки не для скуки». Конспект занятия из раздела «Обереги казачьего быта»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель- создать условия для развития умения понимать знаково- символическое обозначение казачьего быта
Задачи:
• Познакомить детей с понятием «обереги», их значением в жизни казаков.
• Развивать практические умения в оформлении оберега, творческую активность, мышление.
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство защищенности, доброжелательности
Публикация «„Наши руки не для скуки“, Конспект занятия из раздела „Обереги казачьего быта“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
Материал: проектор, картинка с изображением города Волгодонска, карточки- символы, предметы- быта (рушник, платок, люлька с младенцем – куклой, обереги (веничек, ложки, домовенок, лавровый лист, птичка, сухоцветы, шкатулка, корзинка, заготовки подков, салфетки, клеенки, клей кисточки, подставки, стразы, природный материал (тыквенный семечки, фасоль,, тарелочки
Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь, и увидев, удивляйтесь.
Между Доном, Волгою
Средь донских степей
Волгодонск красуется
Порт 5 морей
Городок не маленький,
Но не большой
И стоит он с поднятой гордо головой
Солнышком обласканный
Водами омыт и лозой живительной
Сладостно обвит.
Встанем дружно в круг большой,познакомимся с тобой. Вот ладошка правая, вот ладошка левая, скажем всем не тая - здесь со мной мои друзья. Меня зовут Ольга Петровна. Я приложу ладошку к своему сердцу и передам его тепло в твою ладошку,
(обращаюсь к рядом стоящему ребенку). А как тебя зовут? Передай тепло другому. Моё тепло согрело вас и вернулось вновь ко мне, а мы с вами познакомились.
Ребята, когда я шла к вам в детский сад,меня как будто подхватил ветерок и хотел унести в далекое путешествие. А вы любите путешествовать? А на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей)
Сегодня мы с вами совершим необыкновенное путешествие. Мы отправимся в далекое прошлое, но с собой нужно взять самое ценное, что есть у человека- доброту, красоту, теплоту, радость
Есть шкатулка у меня.
Вы за ленточку тяните,
Что достанете –берите.
(Дети достают по одну значку- символу)
Что у тебя? А у тебя?
Солнышко будет согревать нас в путешествии, цветок- радовать красотой, сердечко- дарить добро, а улыбка- хорошее настроение.
Что ж, я вижу, что вы готовы отправиться в путешествие. Повторяйте слова за мной и выполняйте движения:
Хлоп, хлоп, хлоп.
Топ, топ, топ
Вокруг себя повернись.
Повернись, покружись
По дорожке ты пройдись.
И в избе очутись.
Необычная изба. А что вы здесь видите? Здесь старинные предметы, обереги. Ребята, а вы знаете, что такое оберег? (Ответы детей)
Послушайте, как я произнесу о-б-е-р-е-г- значит оберегать,защищать. Оберег – это предмет оберегающий, защищенность от чего –нибудь. Наши предки всецело зависели от природы, они не могли объяснить происхождение грома, молнии и многих других, и чтобы защитить себя придумали обереги. Посмотрите в избе веник. Как вы думаете, веник оберег чего? Веник- дороже всех денег- оберег мира, лада в семье. Сухоцветы- символ уюта, красоты дома. Лавровый лист- символ славы и успеха.
Наши прабабушки вышивали рушник и вешали его на самом видном месте, который тоже являлся оберегом. А в уголке, в самом теплом месте жил домовенок, которого задабривали вкусненьким да сладеньким, а он охранял дом. А ложки, символ чего? Ложки- символ сытости и достатка.
(Слышится плач ребенка)
Слышите, кто- то плачет. Да это же Ксюшенька, проснулась, во сне сполыхнулась (испугалась значит).
Баю,баиньки, бай,бай
Спи малышка засыпай!
У меня есть оберег для нее – птица счастья. Повешу птичку над кроваткой Ксюши и будет она летать, ее сон оберегать.
Ну, вот и успокоилась, спит, оберег помог малышке. Я сделала его своими руками, вложила в него частичку доброты, красоты, счастья и тепла.
Ребята, я предлагаю вам сделать оберег для себя,своего дома. А может быть кто- то из вас подарит его друзьям или соседям.
Что же это за оберег? Отгадайте-ка загадку.
«Не сапожок и не ботинок.
На ноги лошади надевают
Да гвоздями прикрепляют»
(Подкова)
Мы с вами сделаем оберег на счастье – подкову. Люди издавна украшали подковы, придавая ей образ оберега, посмотрите. (показ иллюстрации). А у вас будет своя подкова и украшение вы придумаете сами.
Я приготовила вам заготовку подковок. Подходите по одной берите и к работе приступите. Пора ваши ручки размять, да работой потешить. Постарайтесь вложить в неё то качество, которое вы взяли с собой- теплоту, доброту, красоту и хорошее настроение.
Посмотрите, какой материал есть у вас на столах? (называют)
А это стразы- имитация драгоценных камней.
(По ходу занятия проводится индивидуальная помощь)
Постарайтесь работать аккуратно, материал, которым вы будете украшать подкову придаст ей обережную силу.
Я вижу, что ваши руки потрудились,
Чтоб все очень удивились.
Наведите порядок у себя на столе и подойдите ко мне, пока подковки подсохнут, мы поиграем в игру «Цапки»
(Во время проведения игры ведущий «цапает» детей и задает вопросы детям- Что такое оберег? Чем ты украшал оберег? Для кого ты сделал его? За что мы можем себя похвалить? Что вы расскажите дома о занятии)
Возьмите свои обереги. Встаньте в большой круг. А знаете ли вы, что круг это оберег. На что похож круг? (Ответы детей)
Представьте себе, что наш круг –это солнышко, а протянутые ладошки- его лучики. Они согревают все вокруг, наделяя ваш оберег защитной силой.
А ещё силу вашему оберегу придает то качество, которое вы захватили в дорогу. Ты что брал? А сердечко символ чего?
Ребята, нам пора возвращаться из нашего путешествия Возьмите свою подкову, подойдите ко мне и скажем дружно:
Топ, топ, топ.
Топ, топ, топ.
Вокруг себя повернись.
Повернись, покружись
По дорожке ты пройдись.
И в группе очутись
Наше путешествие завершилось. А шкатулка приоткрылась, что-то хочет нам сказать, заглянем в неё опять.
Спасибо солнышку за свет,
А вам ребята за старание.
По сердечку вам дарю
До свидание говорю.
Анализ занятия
Считаю проблему «Приобщение детей дошкольного возраста к обычаям и традициям Донского края» важной и актуальной. Шагнуть вперед можно тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Движение от ничего- не возможно. В прошлом мы черпаем духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, обруби их и оно погибнет». Так народ и нация, не знающие своей истории и культуры обречены на вымирание.
Тема занятие «Наши руки не знают скуки» взята из раздела моего перспективно- тематического планирования «Обереги казачьего быта».
Несмотря на то, что традиция украшения оберегами себя и своих домов зародилась в глубокой древности, стремление к добру, красоте, теплу и радости остается вечным.
Цель моего занятия- создать условия для развития умения понимать знаково-символическое обозначение казачьего быта. Исходя из цели были определены задачи:
• Познакомить детей с понятием «обереги», их значением в жизни казаков.
• Развивать практические умения в оформлении оберегов.
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство защищенности, доброжелательности
Благодаря тому, что дети являлись участниками воображаемого путешествия в прошлое- это побудило их к активности, поддерживало интерес на протяжении всего занятия.
В ходе занятия использовались различные методы и приемы. В основу занятия были положены технология ЛИКов Р. М. Чумичевой, способствующую развитию познавательного интереса дошкольников.
Во время проведения диалога задавала вопросы, направленные на выявление уровня знаний дошкольников об оберегах в казачьих семьях и на погружение детей в тему занятия.
Активизировала ценностно- смысловую сферу при использовании иллюстративного материала.
В процессе занятия стимулировала индивидуальную траекторию самовыражения личности ребенка. У каждого ребенка появился своя эксклюзивная подкова. Работы были разными и неповторимыми.
Для вовлечения детей в творческий процесс мною использовались значки- символы (эти значки наделили обережной силой подкову. Она стала не просто поделкой дошкольников, а именно оберегом). Рефлексия занятия была проведена в форме игры «Цапки», что позволило активизировать детей, переключить их внимание с одной части занятия на другую.
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого, свою личность (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки, на свое знание или на свое собственное состояние.
Считаю, что работа в данном направлении интересна, необходима, так как это часть нашей современной жизни. Полученные навыки помогут детям в дальнейшем при изготовлении других оберегов- подарков.
Сейчас можно увидеть много оберегов в продаже, но тот оберег ценен, который сделан своими руками. Считаю, что моё занятие оставило в душах детей определенный след, который возможно послужит толчком для дальнейшего изучения оберегов,их назначении и в семьях этих детей.