Конспект занятия по ознакомлению с хохломской росписью «Не каша кормит, а ложка»

Зимнухова Татьяна
Конспект занятия по ознакомлению с хохломской росписью «Не каша кормит, а ложка»

Программное содержание:

1. Развивать интерес к народному декоративно – прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.

2. Закрепить знания о особенностях хохломской росписи, её производстве.

3. Вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого и настоящего.

4. Формировать навыки диалогической и монологической речи, активизировать словарь.

5. Развивать голосовой аппарат, формировать речевое дыхание.

6. Учить устанавливать эмоциональный контакт с собеседником, способствовать речевой инициативе.

7. Знакомить со свойствами дерева и металла путём экспериментирования и сравнения.

8. Развивать творчество, фантазию, воображение, память.

Оборудование: хохломская посуда, различные виды ложек, самовар, раздаточный бросовый материал, ТСО.

Предварительная работа: Беседы о хохломе металлической посуде, рассматривание различных видов посуды, чтение художественных произведений о посуде, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Гости».

Ход занятия:

Педагог: Дети, давайте улыбнёмся своим друзьям, всем гостям, подарим всем тепло своих улыбок и сердец, чтобы всем стало радостно, светло, уютно в этом зале.

-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на занятии? Что необычного вы здесь увидели? (Ответы детей о красивой посуде).

Педагог: Люди издавна стремились к красоте, творчеству, украшали свой дом, свой быт. Слава о наших мастерах идёт не только по Руси, но и по всему миру. Прославились города и сёла, где жили талантливые умельцы в песнях и стихах:

Хохломская роспись – алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи, перелески, шёлковые всплески

Солнечно – медовой золотой листвы.

Роспись хохломская словно колдовская

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома.

Педагог: Хохломские узоры украшают наш детский сад, что это за предметы? (стулья, столы, пианино, посуда, ложки).

Почти у всех дома есть хохломская расписная ложка, ну и, конечно, обычная для нас – металлическая.

А для чего нужна человеку ложка? Почему же возникла необходимость в её изготовлении? (Ответы детей)

Педагог: Сколько интересного Андрей и Настя рассказали об истории создания ложки. А откуда мы черпаем знания, откуда берутся знания у человека? (Из книг, от взрослых, из программ телевидения, из школы – предполагаемые ответы детей).

Человек не может всего знать, для пополнения знаний существуют специальные книги – энциклопедии. (Демонстрация книги)

А что мне с ней делать? (Дети называют алгоритм работы с энциклопедией.)

Предлагаю выложить слово «Ложка» из букв на фланелеграфе.

Чтение статьи о ложках из кулинарной энциклопедии.

Педагог: Какие интересные сведения мы узнали о ложках. Оказывается, они бывают разные. А здесь мы можем найти ложку? Можно выбрать кому какая нравится и рассказать о ней. (Дети рассказывают о ложках: деревянной, железной, чайной, серебряной, позолоченной, разливной.)

Педагог: Вы видите, как много ложек бывает на свете. На какие группы их можно разделить? (столовые, чайные.)

А ещё по какому признаку их можно разделить? (Металлические и деревянные.)

Проводится игра «Хорошо – плохо»:

Дети делятся на две команды.

Педагог: Вы – эксперты. Одни «защищают» деревянные ложки, другие – металлические. Затем находят отрицательные стороны предмета.

Итог игры: металлическая ложка практична, долговечна, более удобна для человека, безопасна.

Педагог: Ложки на Руси делали с выдумкой, расписные, вырезные и всегда носили с собой в футляре и за поясом. Не даром про ложку сложено много пословиц, поговорок и загадок. Какие из них вы помните?

Пословицы и поговорки:

Не каша кормит, а ложка.

Дорога ложка к обеду.

Ложка дёгтя в бочке мёда.

Каждый час по чайной ложке.

Загадки:

Сама не ем, а других кормлю.

Сидит на ложке, свесив ножки.

Много ешь или немножко, но нужна к обеду ….

Педагог: Молодцы! А в каких сказках говорится о посуде?

Ответы детей: «Федорино горе», «Горшок каши», «Муха – цокотуха», «Три медведя», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Стойкий оловянный солдатик».

Педагог: Как много вы знаете сказок о посуде! А я вам предлагаю создать проект посуды. Выберете для себя материал и к делу! (Дети под музыку «Русская кадриль» работают с бросовым материалом)

Педагог по схеме предлагает рассказать о своём проект посуды.

Рассказ о посуде:

Что это?

Из каких частей состоит?

Из какого материала сделано?

Для чего нужна человеку?

Педагог: Когда вы станете взрослыми, может быть, кто – то из вас будет талантливым мастером и сделает необыкновенный предмет, котрый прославит нашу Россию!

Пока мы с вами посуду проектировали – у нас закипел самовар. Из какого материала он сделан? А почему не из дерева? Почему в деревянной посуде нельзя кипятить воду? (Дерево боится огня – оно сгорит.)

Психогимнастика «Самовар»:

Из положения на корточках дети постепенно встают, на выдохе руки разводят в стороны и произносят звук ф-ф-ф-ф-ф-ф.

Педагог: А к чаю есть вкусные конфеты.

Упражнения для развития речевых и мимических движений «Конфета»:

-Хотите попробовать? (Педагог предлагает воображаемую конфетницу детям. Дети «берут» конфету и «кладут» её в рот. По их лицам видно, что она им нравится (или нет). Потом дети пробуют чай, он горячий, затем они «отпивают» его.

Педагог: Ну вот, поели, попили, теперь нужно посуду не забыть убрать и помыть, чтобы не получилось как у Федоры.

Вы помогаете своим мамам? Молодцы!

Делу время, а потехе – час!

Сделал дело – гуляй смело!

В России ложка ещё и ударный музыкальный инструмент.

Споём весёлую песню о ложках «Ложки деревенские».

Звонкие, резные

Ложки расписные.

Ложки играть начнут –

Ноги сами в пляс пойдут!

Педагог: Какую красивую песню вы спели! А занятие вам наше понравилось? Оцените его. Положите расписные ложки в плошку хохломскую, если наше занятие понравилось, а рядом, кому не понравилось. Объясните – почему.

Сегодня мы вспомнили и узнали много интересного о посуде, о назначении ложки в жизни человека. Играли, пели и все были молодцы! Спасибо!

Публикации по теме:

«Каша — здоровье наше!»«Каша — здоровье наше!» Большинство детей не знают о пользе злаковых культур. Поэтому в группе «Птенчики» был проведен день посвященный кашам. Была проведена беседа.

Конспект НОД «Вкусная каша» Конспект непосредственно образовательной деятельности по «художественно-эстетическому развитию» в старшей группе. Тема: «Вкусная каша».

Конспект образовательной ситуации во 2 младшей группе по ФГОС «Предметы помощники. Ложка»Конспект образовательной ситуации во 2 младшей группе по ФГОС «Предметы помощники. Ложка» "Предметы помощники. Ложка" Задачи:Учить детей делать выбор,а также планировать собственную деятельность. Создать эмоциональный настрой на.

Конспект занятия «Ложка точеная-ручка золоченая» Цели : - расширять. представления детей о предметах ближайшего окружения -приобщать к миру декоративно-прикладного искусства,знакомить.

Конспект НОД во второй младшей группе «Молоко да каша — полезная пища наша» .

Конспект НОД «Не печь кормит, а руки» на материале сказки «Колосок» Цель: обогащать социальные представления о правильных взаимоотношениях между персонажами сказки. Задачи: - способствовать развитию у детей.

Конспект НОД «Наша каша хороша» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г. Хвалынск Конспект совместной деятельности педагога с детьми По.

Познавательное занятие «Весенний день год кормит!» Цель занятия: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны; Обогащать словарный запас, развивать связную.

Викторина «Каша — пища наша» Викторина «Каша – пища наша» Программное содержание: Закрепить представление детей о необходимости и важности регулярного питания, о наиболее.

«Заколка для красавицы, ложка для хозяюшки» — как мы готовили подарки для мам«Заколка для красавицы, ложка для хозяюшки» — как мы готовили подарки для мам Готовить подарки мамам к 8 марта мы стали заранее. Первым делом были закуплены деревянные ложки - заготовки. Именно они стали основой для.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с хохломской росписью «Не каша кормит, а ложка»
Опубликовано: 28 октября 2015 в 19:50
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра «Физкультурная ромашка»
«Физкультурная ромашка» Цель: способствовать формированию у детей навыка узнавать движения по схеме, называть их, выполнять их; собирать ромашку по видам...
Нетрадиционная техника художественного творчества — пластилинография (средняя группа)
Использование нетрадиционной техники художественного творчества- пластилинографией , с детьми среднего дошкольного возраста, даёт возможность...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Солнце, растения и мы с вами»
Цель урока: сформировать у детей представление о связи солнца, растений и человека. Задачи: - обучающие: показ связи солнца, растений и людей, и их роль в...
Фотоотчет о встрече с поэтессой Л. П. Сухоставец
Фотоотчет о встрече с писательницей Л. П. Сухоставец. В нашем д/с есть добрая традиция – встречи с интересными людьми в стенах библиотеки им. А....
План-конспект урока математики в 1 классе «Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Числа 1, 2, 3, 4, 5. Цифра 5. 1. ФИО ( полностью) : Пименова Вера Александровна 2. Место работы: ГБОУ СОШ с. Мусорка ( Кирилловский...