Получи документы

Новые воспитательные технологии и творческий подход к построению воспитательной системы группы

Татьяна Прохорова
Новые воспитательные технологии и творческий подход к построению воспитательной системы группы

Воспитательная технология. (Слайд № 2)

совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющих достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно- исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных воспитательных технологий.

Публикация «Новые воспитательные технологии и творческий подход к построению воспитательной системы группы» размещена в разделах

Среди современных воспитательных технологий для обучающихся начальной школы можно выделить: (Слайд № 3)

- личностно-ориентированные технологии;

- игровые технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологию коллективных творческих дел;

- тьюторство – технология педагогической поддержки;

- технология создания ситуации успеха;

- проектная технология;

- шоу-технология;

- ситуативные технологии;

- технология сотрудничества;

- информационно-коммуникационная технология.

Помимо перечисленных существует еще множество авторских воспитательных технологий. Все эти технологии применяются для организации воспитательной работы в школе, в классе.

В условиях модернизации российского образования меняется и цель деятельности педагога, это - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Воспитателю сегодня необходимо быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах

воспитательной деятельности.

Более подробно расскажу о тех современных технологиях, которые я применяю в своей работе и которые приносят результаты.

Личностно-ориентированная технология. (Слайд № 4)

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умение учиться. Личностный и индивидуальный подходы отвечают на вопрос, что развивать. Следует развивать и формировать не единый, ориентированный на государственные интересы набор качеств, а выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности учащегося.

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий воспитания являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно. Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество. Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного. Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.

Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.

В условиях современной школы каждый ребёнок имеет возможность развивать свои способности в рамках кружков творческой направленности. В нашей школе действует много кружков где дети могут самореализоваться. Наши воспитанники выбирают кружки по интересам. Существует множество конкурсов различного уровня. (школьный, муниципальный, региональный, онлайн, всероссийский, международный) Наши дети принимают активное участие в них и занимают достойные места. Для достижения этих результатов используется личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

(Слайд № 5) Я веду кружок «Разноцветный мир». Нашу поделку «Кусочек лета» отметили дипломом и III местом на областной выставке-конкурсе детского творчества «Родной природы красота-2017» в номинации «Природа и фантазия».

(Слайд № 6) Ребят неоднократно отмечали дипломами и грамотами муниципального уровня в номинации «Декоративно-прикладное искусство». (Слайд № 7) Грамота за I место в конкурсе «Светлая Пасха» в номинации декоративно-прикладное творчество. Благодарность за подготовку участников VI межмуниципального фестиваля творчества молодых людей с ОВЗ «Я люблю тебя, жизнь!» Являемся постоянными и активными участниками онлайн конкурсов.

(Слайд № 8) Как и в любом детском коллективе есть свои лидеры, так в нашей группе есть активный, инициативный ребенок с не стандартным подходом к работе и прекрасной фантазией. Работа именно этого ребёнка заняла достойное место на региональном конкурсе поделок. В нашем коллективе царит творческая атмосфера и позитивный эмоциональный настрой (фон).

Технология коллективных творческих дел. (Слайд № 9)

Другие названия: технология совместного творческого воспитания, педагогика общей заботы, коммунарская методика. Была разработана и внедрена И. П. Ивановым и его сподвижниками. Организация творческого воспитания - это организация определён-ного образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения, общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.

В любом воспитательном мероприятии выполняются необходимые этапы деятельности: целеполагание, планирование, подготовка, реализация цели, анализ и оценка действий, оценка результата.

КТД имеет этапы (стадии).

-Предварительная работа коллектива. Создание Совета дела, задача которого – организовать всё дело, вовлекая в работу всех. В Совет дела можно избирать, назначать, входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного мероприятия.

-Коллективное планирование (сбор – старт).Задача педагога и Совета дела – разбудить фантазию, инициировать творчество; можно использовать метод мозговой атаки.

-Коллективная подготовка КТД. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Рабочая подготовка дела включает организацию, работу микроколлективов, проверку готовности.

-Непосредственное проведение КТД.

-Коллективное подведение итогов. Это может быть общий сбор коллектива, заключительное заседание Совета дела. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей. Награждение.

Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.

Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.

Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было.

«Всё творчески, иначе зачем?»

Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»

(Слайд № 10) Выделяют трудовые, развлекательные, познавательные, праздничные, художественные, патриотические, спортивные, организаторские дела.

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства. Это замечательная технология способная творить чудеса. КТД имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первым коллективом, так и на весь большой детский коллектив школы.

Традиционными в нашей школе стали следующие КТД: (Слайд № 11-12) трудовые (уборка спален, классов и территории, акции: «Подарим книге жизнь», трудовые десанты «Чистый двор», изготовление кормушек «Забота о братьях наших меньших», «Лучший класс», «Лучшая спальня»); (Слайд № 13) развлекательные (к 23 февраля, Осенний балл); (Слайд № 14) спортивные (дни здоровья) ; (Слайд № 15) познавательные (тематические недели-неделя начальных классов, творческие вечера); (Слайд № 16) праздничные (ко Дню Учителя, К 23 февраля, к 8 Марта, День Рождения школы, ко Дню Матери); (Слайд № 17) художественные (конкурс-выставка поделок из природного материала, Мастерская Деда Мороза, конкурс чтецов); патриотические акции (патриотическая неделя, Вахта памяти); организаторские дела (самоуправление школы, работа школьных комиссий).

В рамках КТД в соответствии с темой могут проводиться воспитательские занятия, беседы, экскурсии, выставки детских рисунков, завершается КТД итоговым общешкольным мероприятием в виде праздника, концерта, мероприятия.

Самое важное в коллективном планировании-развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Дети учатся жить с пользой и радостью. С каждым разом дети все активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать её результаты, анализировать сделанное. Такая методика проведения коллективных мероприятий складывается не сразу, она результат становления коллектива.

Технология сотрудничества. (Слайд № 18)

состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Применяю эту технологию в своем классе. Учащиеся приняли участие в творческом конкурсе-«Осень, осень ты красна!» Работу кружка второй год отмечают школьной грамотой и I местом в номинации «Самая творческая группа», грамота и II место в школьном конкурсе «Новогодняя гостиная». Вся работа проходит в команде. При такой деятельности дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своего класса. Такая работа эффективна, т. к. дети чувствуют большую ответственность за результат работы.

Ситуативные технологии воспитания. (Слайд № 19)

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определё нными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры” :

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего по-своему;

2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути разрешения случившегося.

Такая технология позволит создать у учащихся собственный опыт оценки по-ступков товарищей, мотивов их поведения, развенчать зачинщика ссор, обнажить непривлекательность его действий и вызвать желание не ссориться.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

Если мы хотим, чтобы наши дети реально развивались, то мы должны об этом позаботиться. Нам необходимо расширять свои возможности, не останавливаться на достигнутом. Использование интернет-ресурсов стало неотъемлемой частью моей

работы и помогает в поиске интересных разработок, идей и планов для проведения кружковых и воспитательских занятий. Я постоянно нахожусь в поиске разнообразного и современного материала который я смогу использовать в совей работе.

В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.

Прикреплённые файлы:

moja-prezentacija_gslmt.ppt | 15775 Кб
 
Публикации по теме:

Анализ образовательно-воспитательной работы группы раннего возраста Анализ образовательно-воспитательной работы группы раннего возраста №1 МБДОУ «Богатищевский детский сад» Воспитатели:.

Педагогическая августовская конференция «Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность» В рамках темы конференции «Результаты и перспективы развития муниципальной системы образования: новые потребности, новые возможности, новая.

Презентация «Новые технологии оздоровления» «Современные здоровьесберегающие технологии» «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит.

Проектные технологии в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками Проектная деятельность является для дошкольных учреждений инновационной. Она направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных.

Содержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 8 группыСодержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 8 группы Раздел I. Введение – 2 часа. 1 Вводное занятие «Я - человек, патриот, гражданин» Цель: Актуализация имеющихся знаний. 2 Диагностика ЗУН.

Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: «Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей.

Творческий отчет «Инновационные педагогические технологии в обучении воспитанников развитию речи» «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто представиться для этого возможности» JI. Лессинг.

Творческий подход к оформлению предметно — пространственной среде.Творческий подход к оформлению предметно — пространственной среде. .

Участие в научно-практической конференции «ФГОС дошкольного образования: новые проблемы и новые возможности»Участие в научно-практической конференции «ФГОС дошкольного образования: новые проблемы и новые возможности» Замечательные руководители Краснодарского педагогического колледжа организовали и провели прекрасную научно - практическую конференцию "ФГОС.

Воспитательные моменты в режиме дня ДО Воспитательные моменты в режиме дня Д. О. РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ УТРО. Встреча детей. Беседа на тему «Осенние.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Новые воспитательные технологии и творческий подход к построению воспитательной системы группы
Опубликовано: 3 ноября 2017 в 23:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД