Опыт работы «Новые воспитательные технологии в условиях ФГОС начального образования»

Татьяна Ходжаева
Опыт работы «Новые воспитательные технологии в условиях ФГОС начального образования»

В современных условиях воспитательная работа должна стать организованным процессом, вторым домом детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку.

Коллектив педагогов продолжает поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности, знакомится с новыми педагогическими технологиями.

Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно – ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание учителя.

В своем выступлении я освещу несколько современных технологий, которые наиболее активно использую в своей работе.

Технология сотрудничества - состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

Применяю эту технологию в своем классе. Учащиеся приняли участие в творческом конкурсе-«Осень, осень ты красна!»Работу кружка второй год отмечают школьной грамотой и I местом в номинации «Самая творческая группа», грамота и I место в школьном конкурсе «Новогодняя гостиная». Вся работа проходит в команде. При такой деятельности дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своего класса. Такая работа эффективна, т. к. дети чувствуют большую ответственность за результат работы.

Личностно-ориентированная технология

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нового образца, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умение учиться. Личностный и индивидуальный подходы отвечают на вопрос, что развивать. Следует развивать и формировать не единый, ориентированный на государственные интересы набор качеств, а выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности учащегося. Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий воспитания являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Личность– общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно. Развитие– направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество. Индивидуальность– неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного. Творчество– это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.

Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания,соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.

В условиях современной школы каждый ребёнок имеет возможность развивать свои способности в рамках кружков творческой направленности. В нашей школе действует много кружков где дети могутсамореализоваться. Наши воспитанники выбирают кружки по интересам. Существует множество конкурсов различного уровня. (школьный, муниципальный, региональный, онлайн, всероссийский, международный) Наши дети принимают активное участие в них и занимают достойные места. Для достижения этих результатов используется личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Я веду кружок «Разноцветный мир». Нашу поделку «Кусочек лета» отметили дипломом и III местом на областной выставке-конкурсе детского творчества «Родной природы красота-2017» в номинации «Природа и фантазия». Ребят неоднократно отмечали дипломами и грамотами муниципального уровня в номинации «Декоративно-прикладное искусство». Грамота за I место в конкурсе «Светлая Пасха» в номинации декоративно-прикладное творчество. Благодарность за подготовку участников VI межмуниципального фестиваля творчества молодых людей с ОВЗ «Я люблю тебя, жизнь!»Являемся постоянными и активными участниками онлайн конкурсов. Как и в любом детском коллективе есть свои лидеры, так в нашей группе есть активный, инициативный ребенок с не стандартным подходом к работе и прекрасной фантазией. Работа именно этого ребёнка заняла достойное место на региональном конкурсе поделок. В нашем коллективе царит творческая атмосфера и позитивный эмоциональный настрой (фон).

Технология КТД

Другие названия: технология совместного творческого воспитания, педагогика общей заботы, коммунарская методика. Была разработана и внедрена И. П. Ивановым и его сподвижниками. Организация творческого воспитания - это организация определён-ного образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения, общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.

В любом воспитательноммероприятии выполняются необходимые этапы деятельности: целеполагание, планирование, подготовка, реализация цели, анализ и оценка действий, оценка результата.

КТД имеет этапы (стадии)

-Предварительная работа коллектива. Создание Совета дела, задача которого – организовать всё дело, вовлекая в работу всех. В Совет дела можно избирать, назначать, входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного мероприятия.

-Коллективное планирование (сбор – старт).Задача педагога и Совета дела – разбудить фантазию, инициировать творчество; можно использовать метод мозговой атаки.

-Коллективная подготовка КТД. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Рабочая подготовка дела включает организацию, работу микроколлективов, проверку готовности.

-Непосредственное проведение КТД.

-Коллективное подведение итогов. Это может быть общий сбор коллектива, заключительное заседание Совета дела. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей. Награждение.

Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.

Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.

Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было.

«Всё творчески, иначе зачем?»

Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»

Выделяют трудовые, развлекательные, познавательные, праздничные, художественные, патриотические, спортивные, организаторские дела.

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства. Это замечательная технология способная творить чудеса. КТД имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первым коллективом, так и на весь большой детский коллектив школы.

Традиционными в нашей школе стали следующие КТД: трудовые (уборка спален, классов и территории,акции: «Подарим книге жизнь»,трудовые десанты «Чистый двор», изготовление кормушек «Забота о братьях наших меньших», «Лучший класс», «Лучшая спальня»); развлекательные (к 23 февраля, Осенний балл); спортивные (дни здоровья) ; познавательные (тематические недели-неделя начальных классов, творческие вечера); раздничные (ко Дню Учителя, К 23 февраля, к 8 Марта, День Рождения школы, ко Дню Матери); художественные (конкурс-выставка поделок из природного материала, Мастерская Деда Мороза, конкурс чтецов);патриотические акции (патриотическая неделя, Вахта памяти); организаторские дела (самоуправление школы, работа школьных комиссий).

В рамках КТД в соответствии с темой могут проводиться воспитательские занятия, беседы, экскурсии, выставки детских рисунков, завершается КТД итоговым общешкольным мероприятием в виде праздника, концерта, мероприятия.

Самое важное в коллективном планировании-развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Дети учатся жить с пользой и радостью. С каждым разом дети все активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать её результаты, анализировать сделанное. Такая методика проведения коллективных мероприятий складывается не сразу, она результат становления коллектива.

Технологию КТД используют все педагоги нашей школы. Они умело организуют учащихся и создают с ними незабываемые мероприятия.

Ситуативные технологии воспитания.

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего по-своему;

2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути разрешения случившегося.

Такая технология позволит создать у учащихся собственный опыт оценки поступков товарищей, мотивов их поведения, развенчать зачинщика ссор, обнажить непривлекательность его действий и вызвать желание не ссориться.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опытаобщения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – не планируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

Если мы хотим, чтобы наши дети реально развивались, то мы должны об этом позаботиться. Нам необходимо расширять свои возможности, не останавливаться на достигнутом. Использование интернет-ресурсов стало неотъемлемой частью моей

работы и помогает в поиске интересных разработок, идей и планов для проведения кружковых и воспитательских занятий. Я постоянно нахожусь в поиске разнообразного и современного материала который я смогу использовать в совей работе.

В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.

Публикации по теме:

Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС: теория и практика «Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС теория и практика» В нашем мире постоянно.

Социализация воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования Воспитатель является одним из главных инструментов воспитания, условием воспитания и элементом развивающей среды детей. Соответственно и.

Достижение качества дошкольного образования в условиях ФГОС Достижение качества дошкольного образования в условиях ФГОС ДО автор: воспитатель Погорелова Галина Александровн Когда думаешь о детском.

Игровые технологии ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «Мои полезные привычки» Возраст: дети 3-4 лет. Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Способствовать знаниям детей.

Из опыта работы ДОУ и СОШ в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования Из опыта работы по организации преемственности детского сада №96 и школы №40 г. Владикавказа в условиях реализации ФГОС ДО. "Школа не должна.

Новые технологии в популяризации литературы среди школьников: опыт и проблемы Сегодня новые технологии формируют новое информационное пространство, которое, несомненно, влияет на все сферы жизни человека. В том числе.

Опыт работы по методическому сопровождению педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС  1. Пояснительная записка. «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в то же время усердно не учатся сами» Али Апшерони Федеральный.

Презентация «Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС» «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком»..

Опыт работы «Организация работы с родителями в условиях ФГОС» Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей.

Современные технологии дошкольного образования в условиях реализации ФГОС «Современные технологии дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» (реферат) Исполнитель: Серых Ольга Леонидовна, воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Опыт работы «Новые воспитательные технологии в условиях ФГОС начального образования»
Опубликовано: 8 октября 2018 в 20:52
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 апреля. День вербочки на МААМ

«У нее цветочки – пушистые комочки. По весне она цветёт, праздник Пасхи к нам зовёт». Это загадка про вербу — первое деревце, которое оживает после зимы. Вербу называют символом весны. Она раньше всех...

10 апреля. День гречки

Когда был объявлен карантин (и даже ещё накануне его объявления), многие люди запаслись продуктами впрок. Почему-то в «хит-параде стратегических продуктов» бесспорным лидером стала гречневая крупа. Именно...

Продуктивная самоизоляция. Дистанционное обучение
Так уж вышло, что каронавирус задел весь мир, и жизнь как будто остановилась, но мы не унываем. Самоизоляция у наших воспитанников проходит очень...
Фотоотчёт: «Этот таинственный космос»
Всем добрый вечер! Скоро приближается 12 апреля. В этот день в 1961 году Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль-спутник «Восток». На его...
Фотоотчет «Event-фотозона «Карлсон и малыши»
Цели: экологическое просвещение подрастающего поколения по вопросам охраны и защиты окружающей среды через творческую деятельность, воспитания бережного...