Рожнева Елена Александровна
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно-патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста»
Введение
Кто любит, ценит и уважает накопленное
и сохранённое предшествующим поколением
может любить родину, узнать её, стать подлинным
патриотом.
С. В. Михалков
Публикация «Консультация „Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важных звеньев системы воспитательной работы с детьми. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. К сожалению, в наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре и дружбе, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Невозможно приказом заставить любить Родину. Любовь эту к людям, родному краю, Отчизне надо сформировывать, воспитывать. Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, (часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю).
Особенность дошкольного возраста заключается в том, что в этот период закладываются основы, стержень личности человека. Поэтому очень важно как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, родному дому и семье, воспитывать любовь и уважение к родному городу, дому, улице, чувство гордости за свою Родину, её достижения развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Ведь все это и составляет истоки патриотизма.
Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – одна из основных задач дошкольного учреждения, которая должна решаться системно и последовательно.
Исходя из выше сказанного цель данной методической рекомендации привлечь внимание к вопросу нравственно – патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с народной культурой, природой родного края и его историей.
Задачи:
1. Актуализировать знания педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе;
2. Познакомить с системой работы по нравственно-патрииотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
3. Формировать чувство причастности к истории, культуре и обычаям родной страны.
Нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников представлена следующим образом:
- семья
- детский сад
- родная улица
- родной город
- страна, её столица, символика
- права и обязанности - конституция
Всю работу педагога в системе нравственно – патриотического воспитания делится на три основных направления:
- экологическое направление
- историко – краеведческое направление
- культурное направление
Работа с детьми по данным направлениям решается в комплексе. Это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания.
Средства педагогического воздействия
Наблюдения окружающей действительности
Экскурсия прогулки
Активная разнообразная деятельность дошкольников Тематические занятия
Интегрированные занятия
Продуктивные виды деятельности
Коллекции
Разнообразные игры
Познавательная литература
Художественная литература
Произведения искусства, музыки
Произведения народного декоративно-прикладного искусства
Мини-музеи
Творческий проект
Выставки
Праздники, развлечения
Встреча с интересными людьми
Оформление фотоальбомов
Технические средства
Коллажи
Проблемные ситуации
Трудовые поручения
Взаимодействия с родителями Беседы родителей с детьми
Участие родителей в сборе и передаче информации детям
Семейные коллекции
Посещения выставок, экспозиций
Демонстрация семейных фильмов
Оформление фотоальбомов
Семейное изучение родословной
Продуктивная деятельность
Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах:
1. Целостности - в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой.
2. Гуманизации - личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.
3. Деятельного подхода - любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.
4. Интеграции - этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.
5. Культуросообразности - основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении.
6. Возрастного и индивидуального подхода - предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данной работы:
1. Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа. 2. Историческое единство русского народа. 3. Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.
В процессе реализации работы внимание акцентируются на решении следующих социально важных проблем:
1. Внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и духовное начало в нем.
2. Достоинство, смысл и величие жизни человека.
3. Человек в общении с другими людьми, значение как основы человеческих взаимоотношений.
4. Деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу.
5. Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни
Условия, которые необходимы для реализации этой работы:
1. Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка. 2. Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем. 3. Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов.
Динамичность работы:
1. Учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка. 2. Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания. 3. Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры. 4. Становление высоконравственных, этических норм поведения.
Средства обучения:
1. Специально подобранный материал. 2. Игрушки, карточки, книги, карты-путешествия, иллюстрации и др. 3. Звукозапись, видеозапись. 4. Работа с игрушкой или картинкой, ролевая игра, коллективно-творческая игра.
5. Разучивание стихов, песен. 6. Инсценировка сказок, стихов, песен. 7. Игры подвижные, дидактические, тематические, творческие.
Этапы построения занятий:
1. Организационный - нацелен на формирование у детей познавательного интереса, связанного с новой областью знаний. Дети учатся выражать свои интересы, свое настроение, понимать желание и потребности других детей.
2. Практический - дети применяют на практике раннее полученные знания и умения, приобретают новые.
3. Заключительный - целью является осмысление детьми полученных знаний и умений, т. е осознание ими возможности использования приобретенных знаний и умений в различных ситуациях.
При проведении каждого занятия деятельность педагога направлена на:
1. Создание положительной познавательной мотивации детей. 2. Организацию внимания. 3. Активизацию речевого опыта и обогащение словарного запаса дошкольников. 4. Формирование способов оценки ребенком собственной деятельности.
Планирование данной работы наиболее целесообразно проводить по следующим блокам, включая занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники.
БЛОК 1.
«Формирование знаний о семье в системе нравственно-патриотического воспитания детей».
Цель: Расширять область социально - нравственных чувств и отношений детей.
Задачи: 1. Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию. 2. Обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях. 3. Побуждать детей совершать положительные поступки, движимых мотивами гуманности и справедливости, воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье.
БЛОК 2.
«Изучение микросоциума в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников».
Цель: Расширять круг общения детей, способствовать осознанию значимости трудовой деятельности взрослых. Задачи: 1. Поддерживая естественное расширение интересов ребенка, помогать свободно ориентироваться в ближайшем окружении. 2. Развивать исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности. 3. Учить действовать в повседневной жизни разумно и самостоятельно, понимать и реализовать в своем поведении нравственное отношение к своему детскому саду.
БЛОК 3.
«Изучение социальной сферы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Цель: Обеспечивать условия для накопления и обобщения знаний об окружающей действительности.
Задачи: 1. Способствовать вхождению ребенка в современный мир, приобщать к его ценностям.
2. Формировать представления о ближайшем окружении, как частицы малой Родины.
3. Способствовать проявлению положительных нравственных качеств к объектам окружающей действительности.
БЛОК 4.
«Изучение родной природы – средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Цель: Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного края.
Задачи: 1. Знакомя с природой родного края, обеспечивать возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать. 2. Развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности, развивать гуманное бережное отношение ко всему живому. 3. Воспитание чувств любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма.
БЛОК 5.
«Страницы истории и культуры Кузбасса в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Цель: Воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой Родины.
Задачи: 1. Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный этап в познании родного края. 2. Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.
3. Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и преумножать богатство своего родного края.
БЛОК 6.
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Цель: Донести до детей значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Задачи: 1. Создать условия для восприятия целостной картины войны. 2. Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе изучения военной истории Отечества. 3. Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и отважным.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции, Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т. д., вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины - Москва»).
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по реке Томь, по морям, в прошлое своего города и т. д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация мини-музея в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в нем расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т. д.).
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе и с детьми, и с их родителями. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
• корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
• семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
• счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, району, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети, или прошлого дома и судеб его жителей, и т. д.
Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т. д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине. Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т. д.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
• «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
• непрерывность и преемственность педагогического процесса;
• дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• деятельностный подход;
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Заключение
Важной проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если всё лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.
Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников - это воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей Родине. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении. Дж. Байрон писал: "Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего.