Получи документы

«О чем рассказывают камни». Конспект игровой образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста

Татьяна Горобец
«О чем рассказывают камни». Конспект игровой образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста

Цель. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о природных объектах – полезных ископаемых, их свойствах, знакомство с профессией геолога.

Предварительная работа. Чтение детской художественной и познавательной литературы: Кривин Феликс «Сказки, добытые из – под земли»/ М., «Малыш», 1981 г. ; рассматривание большой детской энциклопедии «Геология»; просмотр мультфильма «Горный мастер»; сбор коллекции камней, минералов.

Публикация «„О чем рассказывают камни“, Конспект игровой образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Материалы и оборудование.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, минусовка песни «Вместе весело шагать по просторам» М. Матусовский, В. Шаинский, коврики, бинокль, «бревнышки для костра, картошка печеная, влажные и сухие салфетки, мел, каменный уголь, керамзит, галька, коллекция камней, в том числе и с кристаллическим строением, набор минералов «Богатства недр земных», лимонный сок, аквариум с водой, по числу детей - рюкзаки, мисочки, пипетки, небольшие куски пластилина (2х2 см, лупы; разноцветные камешки – самоцветы от старых бус для подарка детям.

Последовательность работы

Воспитатель приветствует детей, предлагает послушать стихотворение

В. Кудрявцевой «Алмазная гора» :

Намокли брюки и носки,

Заела мошка,

Но не уйду я от реки,

Наверно, до утра.

Я просто так сюда пришел,

Как прихожу 7 лет.

И вдруг я камешки нашел,

Что излучают свет

Один - как мамины глаза,

Прозрачно - голубой;

Как виноградная лоза,

Зелененький другой.

А третий солнышка светлей

А вдруг это алмаз?

Я отнесу его в музей,

Учительнице в класс.

Намокли брюки и носки,

Заела мошкара.

Растет над берегом реки

Алмазная гора.

Воспитатель:

Ребята, а кто из вас, как герой стихотворения, искал камешки? Где это было? Много ли камешков удалось найти?

/Педагог выслушивает ответы детей/

Воспитатель:

Как вы думаете, ребята, откуда берутся камни? Да, правильно, из земли, можно сказать, что камни – это дети Земли, нашей планеты. Камни, большие и маленькие, красивые и простые, но обладающие особыми свойствами, всегда вызывали интерес у людей, существует даже такая профессия – геолог. Геолог - это специалист, который изучает разные полезные ископаемые, в том числе и камни. Что означает слово ископаемые? А значит оно то, что много нужно земли ископать, чтобы найти очень нужные и полезные для человека минералы (камни, или нефть, или газ. Посмотрите на иллюстрацию – что на ней изображено? (Слайд 1) Правильно, это геолог. С помощью своих инструментов – специального геологического молотка и лопаты геолог добыл из земли минералы (камни).

Слайд 1.

Часто геологам для поиска полезных ископаемых приходится забираться в самые отдаленные уголки земли, подниматься на высокие горы, уходить в тайгу, поэтому геологом может стать только человек сильный физически, смелый и сильный духом (слайд 2).

Слайд 2.

Например, геологу нужно выдолбить из середины скалы вручную, кувалдой глыбу (большой камень) килограммов 20-30 (по тяжести это все равно, что кого –нибудь из вас поднять, дети). Потом донести эту глыбу до лагеря или машины (если есть возможность на ней проехать). Иногда приходится преодолевать с грузом не один километр. Геолог доставит груз в лабораторию, где ученые минералоги исследуют их специальными методами: например, рассмотрят под увеличительным стеклом, микроскопом (слайд 3).

Слайд 3.

А вы, дети, хотите сейчас отправиться на поиск чудесной горы с интересными камнями? Тогда нам нужно стать геологами. Давайте возьмем снаряжение, которое сложено у нас в рюкзаках и пойдем в экспедицию. Дорога нелегкая, много придется нам пройти испытаний. Ну, что, вы готовы? Тогда пошли ( дети идут под музыку через полосу препятствий: ходьба змейкой между пеньков, переход через речку по мостику, ходьба по камням, подлезание под дуги, перешагивание через барьеры, ходьба по кочкам, прыжки на двух ногах).

Фото 1.

Воспитатель смотрит в бинокль: «Я вижу гору, и думаю, что там мы найдем что-нибудь интересное».

Дети и воспитатель подходят к «горе» начинают рассматривать камни. По указанию воспитателя находят гальку, уголь, мел, керамзит, набирают песок.

Воспитатель: Ребята, мы проделали трудный путь, славно потрудились, пора отдохнуть. Сейчас мы разложим костер, напечем картошки, покушаем, отдохнем - и в обратный путь.

Фото 2

Дети и воспитатель «раскладывают» костер (складывают из бревнышек, и кидают туда картошку. Расстилают вокруг костра коврики, рассаживаются.

Воспитатель: Пока картошка печется, мы с вами споем песню («Вместе весело шагать по просторам» М. Матусовский, В. Шаинский, под минусовку)

Картошка готова, остудим ее и покушаем. Ну, что, подкрепились? Пора нам обратно в детский сад. Идут змейкой по залу, походят к столу.

Воспитатель: А теперь представьте себе, что мы пришли в минералогическую лабораторию, где исследуют камни. Чтобы в ходе экспериментов не испачкать одежду, наденем клеенчатые фартуки, у кого рукава одежды длинные, подкатим рукава (дети выполняют действия).

Воспитатель:

Итак, все готовы, давайте посмотрим, что же мы с вами нашли. Вот первая наша находка – морская галька.

- Возьмите по одному камню и сравните у кого самый большой камень, у кого – маленький (дети выкладывают гальку на столе, выполняют операцию сравнения).

- Возьмите камень в ладошку, подержите – тяжелые камешки или легкие? Легкие.

-Посмотрите на форму ваших камешков, какие они? Да, все они имеют круглую или овальную форму.

- У кого самый светлый камень, сравните. А самый темный?

- Потрогайте камень пальчиками, проведите ладонью по его поверхности. Какая поверхность у гальки? Ровная, гладкая. Как вы думаете, почему? Правильно, волны морской воды долгое время перекатывали камешки, все неровности стерлись от трения камней друг об друга.

- Сожмите камень сильно-сильно. Какой он? Да, твердый.

- Возьмите еще по одному камню и постучите ими друг о друга. Что вы слышите? Какие звуки вы слышите? Звонкие или глухие, громкие или тихие?

- А теперь положите один камешек и возьмите пластилин. Сожмите теперь камень и пластилин. Что происходит? (пластилин меняет форму от сжатия, а камень не меняет формы).

- Попробуйте постучать камнем о кусочек пластилина. Есть звук? Звука почти нет, пластилин прилипает к камню.

- А что будет, если положить камни в воду? Давайте проверим.

Фото 3

(Дети подходят к аквариуму и опускают по очереди камешки в воду).

Воспитатель:

- Что произошло? Все наши камешки утонули. А вы заметили, что образовалось на поверхности воды (всплеск, круги). А как вы думаете, все ли камни тонут?

Посмотрите, вот эти камешки называются керамзит, давайте исследуем его.

- Возьмите в руку камешек керамзит, скажите, это тяжелый камень? Тоже легкий. Сравните его по весу с галькой такого же размера – что тяжелее? Да, галька тяжелее.

- Опустите керамзит в воду. Что произошло? Как вы думаете, почему керамзит не утонул? В керамзите много воздуха, поэтому он легкий и не тонет. Вот какие интересные камни мы принесли - гальку и керамзит. А сейчас присядьте за стол.

Воспитатель.

Продолжим рассматривание наших находок. Вот мы нашли такой черный камень, называется он каменный уголь, а этот камешек, наоборот - белый и называется… кто знает как? Правильно, мел. Давайте сравним их.

- То, что один камень белый, другой черный, мы выяснили. Теперь сожмите крепко камни, какие они? Да, твердые, не меняют своей формы от сжатия.

- А теперь попробуйте разломать мел и уголь. Что получилось? Мел сломался, раскрошился, а уголь остался прежним, его не удалось разломить. Значит мел хрупкий, а уголь - твердый.

- А по весу какие они? Да, мел легче угля.

фото 4

- А знаете, как получились мел и уголь? Мел состоит из останков мелких животных, которые жили давно-давно на земле. Животные умерли, но остались их скелеты, панцири. Со временем они превратились в камень, который называется мел.

- А этот черный камень образовался из растений. Когда старое дерево падало в болото и долго-долго там лежало, оно превращалось в каменный уголь.

- Камни эти очень разные, но у них есть одно общее свойство. Может быть кто-нибудь из ребят знает, какое это свойство? (выслушивает предположения детей)

Скажите, для чего используется мел? Правильно, например, чтобы писать в школе на доске, или рисовать на асфальте.

А уголь? Уголь – это топливо, его используют на заводах для получения нефти, из которой делают, например, бензин – топливо для автомобилей. Но, оказывается углем можно тоже писать или рисовать, он оставляет след на бумаге – попробуйте сами, возьмите небольшой уголек и проведите по листу бумаги. (дети выполняют задание).

Воспитатель:

- А как вы думаете, ребята, могут ли камни сердиться? Возьмите пипетки, наберите в них лимонный сок и капните на мел. Что произошло? Мел зашипел и появилась пена. Не нравиться мелу лимонный сок.

- Еще мы с вами принесли с берега горной реки песок. Посмотрите, сухой песок легко пересыпать из одной емкости в другую (воспитатель сопровождает слова демонстрацией). Рассмотрите песок с помощью лупы. Из чего он состоит? Да, из песчинок. Какие песчинки по размеру? Маленькие. Их называют еще кристаллы. Из кристаллов состоят многие камни. Вот я приготовила для вас кусочки камней, рассмотрите их под лупой и найдите те, которые состоят их кристаллов. (Дети рассматривают различные камни через лупу, отбирают камни с кристаллическим строением – мрамор греческий, уральский, турецкий, гранит уральский и т. д.).

Фото 5

Воспитатель

Ну вот мы и завершили нашу исследовательскую работу. Сегодня вы узнали много новой информации о камнях. Какие камни вам запомнились и почему? (выслушивает ответы детей)

Воспитатель Вы, дети, сегодня были все молодцы, помогали мне в путешествии и почувствовали себя настоящими геологами - ученными, когда проводили опыты с камнями. За это я вам на память о нашей экспедиции подарю красивые камешки, которые я нашла у горы и незаметно для вас спрятала в рюкзак.

Воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар

«Центр – детский сад №232»

Горобец Татьяна Николаевна

Публикации по теме:

«Мы — россияне». Конспект игровой образовательной ситуации по социально-коммуникативному направлению Конспект игровой образовательной ситуации по социально – коммуникативному направлению с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Конспект игровой образовательной ситуации с использованием ИКТ в старшей группе по рисованию. Конспект игровой образовательной ситуации с использованием ИКТ в старшей группе по рисованию. Тема: «Тайна подводного царства» Цель: познакомить.

Конспект игровой образовательной ситуации «Шарик воздушный ветерку послушный» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 «Малышок» посёлка Псебай муниципального.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Храм» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Музыка». Виды детской деятельности: продуктивная,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Корзиночки для пасхальных яиц» Цель деятельности: сформировать у детей умения планировать предстоящую совместно-последовательную деятельность. Задачи деятельности:.

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР «Экскурсия по городу Ульяновску» Цель: приобщение дошкольников к истории малой Родины. Задачи: Расширить представления детей о городе Ульяновске, его достопримечательностях.

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим» Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим». Цели: 1. Продолжать.

Конспект проблемно-игровой ситуации по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста «В гости к белке» Задачи: упражнять в количественном счете в пределах 4 и познакомить с образованием чисел. Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность,.

Конспект — сценарий совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 45» муниципального образования города.

Конспект совместной игровой деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «В гостях у сказки» Цель: Продолжать формировать умение детей передавать образы героев сказки; закреплять знания о пальчиковом театре, развивать у детей память,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«О чем рассказывают камни». Конспект игровой образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 июня 2015 в 16:29
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД