Тхамокова Мадина
Обеспечение доступности дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Обеспечение доступности дошкольного образования – задача, которую решают сегодня большинство регионов России. Пристальное внимание государства и общества к современной системе дошкольного образования обусловлено новой социально-экономической и демографической ситуацией, острой нехваткой мест в детских садах и дефицитом качественных услуг предлагаемых дошкольными образовательными учреждениями.
Публикация «Обеспечение доступности дошкольного образования» размещена в разделах
Вместе с тем следует отметить, что родители дошкольников сегодня гораздо более требовательны к организации педагогического процесса в дошкольном учреждении, многих из них уже не устраивает ни традиционный режим пребывания ребенка в детском саду, ни существующие организационные формы дошкольного образования.
Удовлетворить меняющиеся потребности населения можно за счет создания альтернативных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режима пребывания детей в детском саду.
Альтернативные дошкольные учреждения, являясь абсолютно новыми образовательными практиками, в настоящее время переживают период организационного становления.
Федеральным законом «Об образовании» предусмотрены основные типы образовательных учреждений, к ним относятся государственные, муниципальные и негосударственные (частные учреждения). «Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией… или субъектом Российской Федерации… Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием [2].
Негосударственным является образовательное учреждение, созданное… собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами, за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Цель работы – рассмотреть альтернативные системы и программы дошкольного образования.
Задачи работы:
• Выделить особенности альтернативных систем дошкольного образования.
• Охарактеризовать альтернативные программы дошкольного образования.
•
• Альтернативные системы дошкольного образования
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется Типовым положением. Для негосударственных образовательных учреждений Типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
В свою очередь, типы образовательных учреждений для детей дошкольного возраста делятся на виды, которые и определены Типовыми положениями. На сегодняшний день установлен закрытый перечень возможных видов дошкольных образовательных учреждений, которые классифицируются в зависимости от реализуемых направлений деятельности, связанных с потребностями детей в разных услугах (оздоровительных, интеллектуальных, художественно-эстетических, коррекционных и т. д.).
Последние годы в России характеризуются нехваткой дошкольных образовательных учреждений и невозможностью принять в них всех детей соответствующего возраста. В связи с этим система дошкольного образования вынуждена преобразовываться и расширяться в зависимости от социальных запросов общества. Классические и традиционные формы дошкольных учреждений не являются сегодня единственными. С 2000 г. активно развиваются новые приоритетные формы дошкольных учреждений, которые зарекомендовали себя наиболее доступными по сравнению с традиционными с точки зрения возможности их посещения «без ожидания своей очереди» и получения воспитательных и образовательных услуг. Этими формами являются вариативные и альтернативные дошкольные учреждения.
Вариативные формы дошкольных учреждений – это вариации государственных и муниципальных образовательных дошкольных учреждений, которые создаются как их структурные подразделения [1]
Вариативные формы дошкольных учреждений имеют право на ведение образовательной деятельности и также реализуют общеобразовательные про граммы дошкольного образования. Они могут быть созданы в виде: групп кратковременного пребывания, центра игровой поддержки ребенка, консультативного пункта, лекотеки, групп ранней помощи и семейного детского сада (семейной воспитательной группы). Вариативные формы дошкольных учреждений предусматривают разный режим пребывания детей с нормой развития и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
В целях оптимизации системы дошкольного образования, помимо вариативных форм, развиваются альтернативные формы дошкольных учреждений.
Альтернативные формы дошкольных учреждений – это принципиально новые, нетрадиционные формы получения дошкольных воспитательных и образовательных услуг. Под альтернативными формами понимаются негосударственные (частные) дошкольные учреждения, которые предлагают родителям, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения, свои услуги. Родители самостоятельно могут выбрать любое из понравившихся им и их детям частное дошкольное учреждение. Все зависит от предлагаемых учреждением услуг, от интересов ребенка и требований родителей [3].
Таким образом, частные дошкольные учреждения разнообразны и предлагают множество воспитательно-образовательных услуг, оставляя право выбора за родителями. На сегодняшний день получает свое развитие такая альтернативная форма дошкольного учреждения, как негосударственное дошкольное образовательное учреждение (НДОУ).
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение – это негосударственная образовательная организация, которая оформляется юридическим лицом (лицами). НДОУ имеет право осуществлять образовательную деятельность, которая, в свою очередь, подлежит обязательному лицензированию. К деятельности негосударственных дошкольных образовательных учреждений предъявляются требования, аналогичные требованиям муниципальных дошкольных учреждений, и, соответственно, деятельность НДОУ подлежит контролю и надзору, что является гарантией качества и безопасности данной формы предоставления дошкольных образовательных услуг [3].
Также негосударственное дошкольное образовательное учреждение подчинено Министерству образования и своевременно в обязательном порядке должно про ходить государственную аккредитацию, которая «включает в себя экспертизу реализуемых им образовательных программ соответствующего уровня и направленности». НДОУ имеют право на организацию работы двух типов групп для детей дошкольного возраста : – группы, связанные с оказанием образовательных услуг (с реализацией образовательных программ, которые подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством; – группы, не связанные с оказанием образовательных услуг (присмотр, уход, оздоровление, адаптация и т. д., не требующих прохождения процедуры лицензирования образовательной деятельности [8].
Развитие негосударственного сектора дошкольного образования зависит от платежеспособности населения, с одной стороны, и бремени издержек, которые несут частные поставщики услуги, – с другой. Существенными сложностями при создании негосударственного дошкольного образовательного учреждения являются : наличие помещения (здания, соответствующего требованиям СанПиН; большой стартовый капитал для организации подобного учреждения и длительный срок окупаемости затрат. Создание НДОУ имеет свои положительные стороны, с их помощью реализуется конституционное право граждан Российской Федерации на получение общедоступного дошкольного образования; создаются все условия для получения дошкольного образования и присмотра за детьми в соответствии с требованиями СанПиН и иных норм безопасности, реализации в полном объеме образовательных программ соответствующего уровня при наличии одноименной лицензии. Немаловажным фактором создания подобных учреждений является создание дополнительных рабочих мест для квалифицированных кадров [4].
Таким образом, создание негосударственных дошкольных образовательных учреждений с лицензией на осуществление образовательной деятельности или без нее требует серьезных материальных, и временных затрат. Общество вынуждено искать наиболее простые способы решения данной проблемы. По этой причине сегодня в большом количестве создаются и другие виды альтернативных форм дошкольных учреждений. К ним относятся дошкольные учреждения, которые создаются индивидуальным предпринимателем (ИП) или юридическим лицом с целью оказания дошкольных образовательных услуг, а также услуг присмотра и ухода за детьми. Создание подобных дошкольных учреждений относится к малому бизнесу и является индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, основная цель которых – продажа образовательных и воспитательных услуг и получение доходов [8].
Перечисленные виды дошкольных учреждений не относятся к системе образования и крайне редко имеют лицензию на образовательную деятельность. Несмотря на это, подобные учреждения позиционируют себя на рынке услуг как образовательные учреждения. Это делается с целью привлечения большего числа потребителей, т. е. родителей, которые приводят своих детей в данные учреждения. Подобные учреждения не скрывают от родителей отсутствие образовательной лицензии, но при этом оказывают услуги воспитательного и образовательного характера в большей степени по требованию родителей. Родители готовы оплачивать услуги таких учреждений и, соответственно, предъявляют требования к результатам деятельности учреждения. На первое место ставится именно развитие детей, с учетом индивидуальных особенностей, интересов, способностей и возможностей, а не услуги по присмотру и уходу.
Указанные отличительные черты частных дошкольных учреждений не позволяют пользоваться традиционными путями организации воспитательно-образовательной деятельности (нет необходимых условий для их реализации) и заставляют родительское и педагогическое сообщество обратиться к поиску наиболее эффективных способов развития детей на уровне государственных и муниципальных образовательных учреждений. Перед руководителями данных учреждений стоит нелегкая задача организации деятельности учреждения в соответствии с запросами и требованиями родителей, а также сохранения уникальности дошкольного периода детства. Результатом решения этой задачи будет высокое качество оказываемых ими услуг.
Альтернативные программы дошкольного образования
Система Монтессори (Монтессори метод)
Своеобразие педагогики Монтессори в том, что период детства рассматривается, не просто как период жизни, а как ”другой космос природы человека. Ребенок черпает извне то, что будет формировать его как взрослого”.
Педагогика часто характеризуется как педагогический метод, при котором ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребенка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего [4].
Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Поэтому Монтессори-педагоги поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.
Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребенка от учения. По Монтессори эта радость учиться — одна из главных особенностей подрастающего человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной и уравновешенной личности.
Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.
Основная цель воспитания в возрасте от 0 до 6 лет:
Адаптировать ребенка к нормам и условиям его групповой жизни. Раскрыть понимание правил, по которым живет коллектив. Знания о том, что можно и что нельзя, осознание причинно-следственных связей и умение соотносить смысл происходящего.
Этот период характеризуется сложным типом ментальности детей. Взрослый не может осуществлять непосредственное прямое влияние на ребенка. Ребенок “впитывает” в себя все, что его окружает, через неосознанное развитие чувств: зрения, слуха, вкуса, нюха, приобретает оптические, акустические, тактильные ощущения и т. п.
Задачи по развитию ребенка в возрасте от 0 до 6 лет [5] :
• Умение концентрироваться и внимательно выбирать.
• Умение заниматься самостоятельной деятельностью в группе.
• Умение проявлять дружелюбие по отношению к взрослым и другим детям.
• Коммуникативность и дисциплинированность т. к. умеет владеть собой.
• Физическое развитие.
• Сенсорное развитие.
• Развитие речи.
• Приобретение навыков письма и чтения.
• Приобретение элементарных математических представлений.
• Приобретение представлений об окружающем мире.
• Умение самостоятельно учиться.
Основные принципы программы:
1. Содействовать естественному развитию ребенка.
2. Взаимодействие с подготовленной окружающей средой.
3. Осуществление свободы выбора в подготовленной окружающей среде.
4. Индивидуальная активность в учении.
5. Предметность в учении.
6. Наличие разновозрастной группы детей.
Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую возрастным задачам развития и актуальным возможностям и потребностям ребенка образовательную среду и побуждать ребенка к познанию, к деятельности за счет создания атмосферы безопасности и принятия.
Педагог не является главной действующей фигурой образовательного процесса, этой фигурой является сам ребенок. Педагог владеет достаточно богатым арсеналом средств педагогического воздействия.
Учитель является важнейшей составной частью окружающей ребенка среды, он предоставляет образцы социального поведения, построения отношений, способов решения конфликтов, помогает ребенку научиться понимать других людей и самого себя.
Принципы взаимодействия учителя монтессори и детей [4] :
• Принцип обучения от простого к сложному и от конкретного к абстрактному.
• Индивидуализация процесса обучения.
• Существование правил при наличии свободы.
• Создание педагогами психологически комфортной атмосферы доброжелательности, доверия и сотрудничества.
• Программа для зоны ближайшего развития ребенка определяется путем наблюдения педагогом за детьми во время их самостоятельной деятельности.
• Вариативность форм обучения (индивидуальные, подгрупповые и групповые, проектные формы, опыты, мастерские)
• Межпредметное обучение.
• Социализация и интеграция в процессе обучения.
Программа Монтессори на сегодняшний день является теоретической и практической базой для творческого развития педагогических идей мировой и отечественной теории и практики. Использование подходов этого метода имеют место в истории отечественного дошкольного воспитания.
Программу Марии Монтессори можно рекомендовать частным детским садам, детским развивающим центрам. Необходимо обеспечить специальную подготовку педагогов для работы по этой программе.
2.2 Программа «Сообщество» («Шаг за шагом»)
Образовательная программа “Сообщество” (первоначальное название — “Шаг за шагом”) — Международный проект института “Открытое общество”, рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
В России реализуется с 1994 года. По этой программе работают 26 стран мира. В России — 20 регионов от Москвы до Владивостока.
Философия программы «Сообщество»
В основе философии программы «Сообщество» лежит убеждение, что ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность.
Философия программы основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.
Программа имеет личностно-ориентированную технологию - задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.
Тщательно продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества [6].
«В программе одним из центральных является принцип «сквозного» развития ребенка, то есть комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах детской деятельности. Принцип этот особенно адекватен специфике дошкольного возраста, в котором образование является «не предметным, а комплексным» [8].
Одна из главных целей программы:
способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни.
Программа основана:
• на уважении к личности ребенка, внимательном отношении к его интересам, потребностям, эмоциональному благополучию;
• индивидуализации образования для каждого ребенка;
• ориентации педагогов на постоянный анализ динамики развития ребенка и коррекцию педагогической деятельности;
• предоставлении ребенку возможности выбора деятельности, способа действий, места, времени, партнеров, как через совместное со взрослыми планирование, так и через непосредственную работу в центрах активности;
• на определении роли педагога, как «оказание помощи и поддержки ребенка в его самостоятельном активном инициативном познании окружающего мира»;
• при активном участии семьи в реализации программы [9].
Организация развивающей среды
Принципы формирования развивающей среды такие же, как и во всех российских дошкольных программах :
• физическая и психологическая безопасность;
• возрастная ориентированность;
• доступность;
• динамичность;
• разноуровневость.
Специфика заключается в том, что созданная в группах и помещениях детского сада развивающая среда служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий.
Все пространство группы поделено на Центры активности, количество и направленность которых зависят от возрастной группы [9] :
Центр литературы
Центр искусства
Центр сюжетно-ролевой игры
Центр науки и природы
Центр манипуляции и математики
Центр строительства
Центр движения
Центр песка и воды
Центр кулинарии
Центр музыки
Центр книгоиздательства
Виды центров активности могут изменяться в зависимости от интересов и потребностей детей, продвижения в поставленных педагогами образовательных задачах.
Например, могут появиться такие центры, как центр садоводства, огород, центр рукоделья, центр работы с деревом, «механические мастерские» и т. п.
Все центры интегративны по своей сути.
Центр книгоиздательства может быть одновременно и центром грамоты, центром драматизации.
Это очень важно, так как помимо возможностей, определенных возрастом, есть и индивидуальные интересы, возможности и потребности детей, а также реальная возможность ориентации на зону ближайшего развития ребенка.
Центры активности открыты ежедневно, материалы в них дополняются, заменяются по мере необходимости и по мере продвижения в изучаемой теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых и детей [9].
В данном случае используется так называемый феномен Пиаже - «не важно, над чем вы работаете, важно использовать предметы, находящиеся вокруг вас, а не абстрактные».
То, что ребенок не захотел, не сумел, не успел сделать сегодня, то, что привлекло его внимание в работе других детей, он может сделать завтра и в любой другой день, так как центры активности открыты всегда.
Индивидуализация в программе «Сообщество»
Прежде всего, это предоставление детям возможности выбора содержания (образовательной темы, выбора видов деятельности, выбора способа выполнения деятельности, последовательности и длительности действий, выбора партнеров, выбора результатов и способов их оценивания.
Педагог строит образовательную работу с ребенком на основе систематического наблюдения и анализа его развития.
Видение особенностей, перспектив и потребностей развития координируется и согласовывается с родителями ребенка [6].
Заключение
Альтернативные формы дошкольных учреждений – это принципиально новые, нетрадиционные формы получения дошкольных воспитательных и образовательных услуг. Под альтернативными формами понимаются негосударственные (частные) дошкольные учреждения, которые предлагают родителям, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения, свои услуги. Родители самостоятельно могут выбрать любое из понравившихся им и их детям частное дошкольное учреждение. Все зависит от предлагаемых учреждением услуг, от интересов ребенка и требований родителей.
Рассмотренные в работе виды дошкольных учреждений не относятся к системе образования и крайне редко имеют лицензию на образовательную деятельность. Родители готовы оплачивать услуги таких учреждений и, соответственно, предъявляют требования к результатам деятельности учреждения. На первое место ставится именно развитие детей, с учетом индивидуальных особенностей, интересов, способностей и возможностей, а не услуги по присмотру и уходу.
К основным альтернативным программам дошкольного образования относят программу Марии Монтессори, а также программу «Сообщество».
Программа, разработанная итальянским педагогом Марией Монтессори, основывается на трех принципах:
1. Воспитание должно быть свободно.
2. Воспитание должно быть индивидуально.
3. Воспитание должно опираться на данные наблюдений за ребенком.
Опираясь на данные физиологии, антропометрические характеристики детей от 3 до 7 лет, педагог находит средства, чтобы обеспечить и облегчить ребенку «его сложную внутреннюю работу психического приспособления, духовного роста». М. Монтессори придавала большое значение дошкольному возрасту, определяя его как «созидательный», так как именно в этом возрасте «складываются и укрепляются все главные силы и функции организма». Центральным моментом в идеях Монтессори являются максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребенка, оригинальное построение педагогического процесса для детей от 4 до 12 лет, где главное — признание за каждым учеником права на свой темп работы и свои способы овладения знаниями.
Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавание звуков, определение пространства и времени, способствуют математическому развитию и развитию речи.
М. Монтессори придавала огромное значение воспитанию чувств. Она подчеркивала, что это облегчает естественное развитие личности (естественное психофизическое развитие ребенка, приспособление к среде.
Специально подготовленная «окружающая среда» («подготовительная среда» - по Монтессори) содействует развитию духовного потенциала ребенка. В этой, специально создаваемой среде, должны присутствовать в обобщенном виде духовные ценности, сокровища, которые накопило человечество за всю историю своего развития: мир во всем многообразии цветов и оттенков; фактура предметов и их форма (объемное восприятие); гармония композиции; свободное и выразительное движение; полное развитие вкусовых, температурных обонятельных и др. ощущений.
Ребенок, находясь в специально созданной окружающей среде, путем проб и ошибок приобретает жизненный опыт.