МААМ-картинки

«Обеспечение психологической безопасности образовательной среды»

Ирина Буянтуева
«Обеспечение психологической безопасности образовательной среды»

Цель: ознакомить педагогов с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующих педагогов, используя полученную информацию на практике.

Задачи:

- познакомить учителей с понятиями: «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое здоровье»;

Публикация «„Обеспечение психологической безопасности образовательной среды“» размещена в разделах

- рассмотреть состояние психологического здоровья педагогов;

- использовать в собственной практике полученный теоретический и практический материал;

Категория участников: педагогический коллектив ДОУ.

Продолжительность: 1 час 25 минут (85 минут).

Методы работы

- метод работы в группах;

- метод проектов;

- метод групповой дискуссии.

Используемый материал:

- небольшие листочки бумаги;

- листы бумаги А3 (по количеству образованных групп);

- ручки, карандаши, фломастеры;

- магниты.

Ход мероприятия

1. Ритуал встречи и приветствия.

Время проведения: 10 минут.

* (этот временной промежуток не включен в общее время педагогического совета).

Всем педагогам на входе в назначенную аудиторию раздаются небольшие карточки с изображениями людей. Это позволит в дальнейшей работе сформировать педагогические группы. Используется два вида карточек, на которых варьируется количество людей (от одного до двух). Заранее заготавливается определенное количество карточек. В аудитории из имеющихся столов (парт) также заранее формируются две «рабочие зоны».

2. Деление участников на группы.

Время проведения: 2 минуты.

Ведущий (психолог) просит присутствующих учителей посмотреть на полученные карточки и распределиться по «секторам» согласно количеству людей, изображенных на картинках. Принцип распределения: педагоги, имеющие карточки с изображением одного человечка – собираются в одну группу; педагоги, имеющие карточки с изображением двух человечков – собираются в другую группу и т. д.

3. Упражнение «Я приветствую Вас».

Время проведения: 4 минуты.

Ведущий (психолог) обращается с фразой «Я приветствую …» к членам первой группы ( напри-мер: «Я приветствую Вас – мудрых и активных педагогов, сидящих за этим столом). Члены пер-вой группы обращаются теперь к представителям второй группы ( например: «Мы приветствуем Вас – креативных и инициативных членов нашего общества). Далее члены второй группы обра-щаются к представителям третьей группы и т. д. Члены последней группы приветствуют ведущего.

4. Упражнение - активизатор «Ассоциация».

Время проведения: 5 минут.

Каждой из групп предлагается свое понятия: «здоровье», «безопасность». Задача участников (в своих группах, начиная с ключевого слова, по кругу называть ассоциации к последующим словам. Например: «ребенок - мама – кухня – ужин – и т. д.»; «здоровье – силы – заботы – дети – семья – и т. д.»; «женщина – мужчина – свадьба - любовь – и т. д.»; «безопасность - спокойствие – жизнь – работа – и т. д.». По завершению работы в группах, озвучиваются первое и последнее слово из цепочки озвученного ассоциативного ряда.

Теоретическая часть.

Время работы: 15 минут.

В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда.

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно–предметном окружении.

Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных

Т. о. образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.

Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

Психологическая безопасность- это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».

Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами;

Риск– возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;

Угроза– совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества.

Психологическая  безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности дошкольника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.

По данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей - до 75% - озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в детском саду или в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и педагогами. Родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей.

Факторами риска в образовательной среде могут быть

- недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы,

- низкая активность учащихся и педагогов,

- несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие - склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.

К психологическим характеристикам образовательной среды, способствующим сохранению и обеспечению психологической безопасности, относят:

- доброжелательную атмосферу,

- высокий уровень вовлеченности в дошкольную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия,

- повышение родительского и общественного участия,

- поддержку воспитанников в период возрастных кризисов,

- удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды детского сада,

- уважительное отношение и др.

Любое   усилие   по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды детского сада должно поддерживаться самими учащимися, преподавателями, администрацией и  родителями.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни.

Психологическое здоровье - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».

Существует два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека :

Первый признак – это позитивное настроение, в котором находится человек.

Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.

Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами – с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и поэтому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния.

С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими со-стояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья.

Итак, психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное к ней отношение, высокий уровень удовлетворённости характеристиками дошкольной среды и защищённости от психологического насилия во взаимодействии.

И стоит   сказать: «Ничто не стоит педагогическому коллективу так дешево и не ценится так дорого, как психологическая безопасность детей».

5. Упражнение «Модель психологической безопасности образовательной среды».

Время проведения: 25 минут.

Ведущий (психолог) раздает группам листы А3,участникам каждой из групп предлагается в течение 10 минут в ходе коллективного обсуждения разработать (нарисовать на предложенных листах бумаги) : - модель образовательной среды (в целом).

По завершению работы, проекты вывешиваются на всеобщее обозрение, и в течение 5 минут представитель от каждой из групп озвучивает коллективное видение обозначенного аспекта в виде конкретных рекомендаций.

6. Проективная методика «Автопортрет».

Время проведения: 7 минут.

Ведущий (психолог) предлагает участникам нарисовать на чистых листочках бумаги большой овал, олицетворяющий лицо рисующего человека. После этого педагогам предлагается изобразить :

- вместо глаз – то, на что они любят смотреть;

- вместо носа – то, что они любят нюхать;

- вместо рта – то, что они любят произносить;

- вместо ушей – то, что они любят слушать;

- вместо волос – то, о чем они чаще всего думают.

По завершению работы присутствующие анализируют собственные рисунки, делая вывод о со-стоянии собственного психологического здоровья; гармоничного отношения к себе и к окружающему миру.

7. Ритуал прощания.

Время проведения: 2 минуты.

Ведущий (психолог) благодарит всех присутствующих педагогов за максимальную вовлеченность в практическую проработку предложенного вопроса, и надеется на использование педагогами полученной теоретической информации в собственной практической деятельности.

Рекомендации для педагогов

Главный принцип, которым должен руководствоваться каждый педагог в сфере образования – это принцип «НЕ НАВРЕДИ!»

1. Оценивайте не личность ребенка, а его конкретные действия, начиная с того положительного, что вы заметили.

2. Старайтесь воздействовать на ребенка советом, просьбой, побуждением к действию.

3. Рассматривайте ребенка как равноправного партнера по общению, так как вы от него можете узнать много нового.

4. Не сравнивайте ребенка с другими, а только с самим собой вчерашним.

5. Умейте занять позицию ребенка, встать на его место, это вам поможет и в повседневной жизни.

6. Умейте слушать и слышать ребенка.

7. Уважайте ребенка, учитывайте личностные качества ребенка.

8. Поощряйте самостоятельность суждений, активность, привлекайте детей к принятию решений, учитывайте их мнение. Общие психологические правила, касающиеся свободы и развития каждого ребенка.

Используемая литература:

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб. : «Союз», 2002.

2. Руководство практического психолога : психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной. — М. : «Академия», 1995.

Публикации по теме:

Создание предметно-пространственной среды в группе детского сада по безопасности жизнедеятельностиСоздание предметно-пространственной среды в группе детского сада по безопасности жизнедеятельности Доклад «Создание предметно-пространственной среды в группе детского сада по безопасности жизнедеятельности» Структурное подразделение.

Характеристика компонентов образовательной среды Характеристика компонентов образовательной среды. Предметно-развивающая среда в группе учитывает все направления развития ребенка. Она направлена.

Обеспечение безопасности пребывания детей в ДОУ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ Инструкция №1 по правилам пожарной безопасности 1. Все дети, находящиеся.

Обеспечение безопасной и психологически комфортной среды в условиях ФГОС до. Тема: «Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО». В настоящее время обеспечение психологической.

Пополнение образовательной среды развивающими играмиПополнение образовательной среды развивающими играми К началу учебного года, как и в каждой группе, образовательная среда была пополнена развивающими играми и пособиями. Часть пособий приобретена.

Конструкторы Лего как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Конструкторы LEGO как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды» Подготовила.

Семинар-практикум «Обеспечение безопасности на улицах и дорогах» Задачи: • повысить теоретические знания и практические умения, навыки родителей в обучении правилам дорожного движения и обеспечении безопасности.

Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды»Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тема проекта: «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тип проекта: • практико-ориентированный. Место реализации.

Создание образовательной среды в учебном кабинетеСоздание образовательной среды в учебном кабинете Создание образовательной среды в условиях реализации ФГОС Учитель начальных классов МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари Ануфриева Светлана.

Статья «Создание и развитие информационной образовательной среды образовательной организации» Каждый год информационно-коммуникационные технологии прочно входят в нашу жизнь, в которой главную роль играет интеллект и знания. Использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Обеспечение психологической безопасности образовательной среды»
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 17:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД