Папки-передвижки

Образовательная деятельность по развитию речи дошкольников, осуществляемая в ходе режимных моментов

Светлана Оганезова
Образовательная деятельность по развитию речи дошкольников, осуществляемая в ходе режимных моментов

Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребёнок в процессе взаимодействия миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Публикация «Образовательная деятельность по развитию речи дошкольников, осуществляемая в ходе режимных моментов» размещена в разделах

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой, тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.

Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер. Сегодня я предлагаю вам поговорить о работе по развитию речи не в организованных занятиях, а в повседневной жизни, т. е. в ходе режимных моментов.

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

Игра в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.

Во все режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения. Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в игры включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на слово.

Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и воспитателем. Так например, я вношу в группу игрушечного котёнка. Ребята, к нам пришёл гость. Кто это? Обращаю внимание детей на гладкие ушки, лапки и мягкую пушистую шерсть. Давайте поближе познакомимся с ним. Котёнок как тебя зовут? А теперь, ребята, назовите свои имена нашему другу. (Каждый ребёнок называет своё имя.) А как зовут маму котёнка, папу? (ответы детей). А что любит кушать котик? (ответы детей). А как можно назвать ласково нашего друга? (ответы детей) Обращаю внимание в утренний приём на настроение детей. Если я заметила, например, Серёжа пришёл в детский сад нахмуренный, ни с кем не поздоровался. Предлагаю быть моим помощником в игре «Какой, какая, какое» Помощник Серёжа достаёт из конверта картинку, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, красное.

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, веселая, грустная.

Мяч — резиновый, круглый, большой, синий.

Дом — деревянный, каменный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный.

Очень детям нравятся игры с «тайнами». «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети изо всех сил стараются придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент : если воспитатель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

Очень детям нравятся игры с картинками например, «укрась ёлку игрушками на звук К». Дети выбирают картинки в названии которых есть данный звук.

А так же можно предложить детям следующую игру «Кем я буду и каким?» эта игра посвящена будущему ребят, о котором они начинают мечтать уже в старшем дошкольном возрасте : Самолётом правит… (лётчик, стены выкрасил… (маляр, доску выстрогал… (столяр, трактор водит… (тракторист, электричку… (машинист, за прилавком… (продавец, кто всё знает молодец.

Так, во время одевания или раздевания детей, воспитатель разговаривает с ними о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т. д.

Для этого хороша дидактическая игра «Одень куклу на прогулку». Сейчас зима. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую, зимнюю.)

2. Показ и рассматривание одежды.

Педагог показывает детям предметы зимней одежды, называет их, рассказывает о цвете, материале, из которого сшита одежда, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку). Подчеркивает, что зимняя одежда очень теплая, потому что зимой холодно.

3. Совместная деятельность : последовательное одевание куклы на прогулку.

Коля одевает кукле штаны. Что Коля надел на Катю? Теперь надо надеть теплую кофту, застегнуть все пуговицы. Где пуговица на кофте? А это петля. Маша, Женя, Алина, покажи, где петля? Вот пуговица на кофте, а это петля. Надо пуговицу застегнуть в петлю. Вот так (показывает и объясняет несколько раз). Что Маша надела?

В своей работе я использую и такие игры: «Жили – были дети в д/с…» - они очень любили гулять на улице. А для этого они должны знать названия одежды и последовательность её одевания. К нам сейчас пришла весна, какой цвет символизирует приход весны (ответы детей). У кого из вас одежда имеет зелёный цвет? (ответы детей). На что похожи ваши кофты и свитера? (ответы детей). А перед приходом весны, какое время года мы провожали? Какой цвет символизирует вам зиму. Перечислите одежду таких цветов. Дальше дети обувают обувь. У кого ботинки со шнурками, на что они похожи? (ответы детей). Далее дети надевают куртки, пуховики. Из чего они сшиты? Какие они? (ответы детей);

«Узнай, как кого зовут?» - игра может проводиться как в первую половину, так и во вторую половину дня. Ведущий ребёнок выбирает для себя одного ребёнка, но имя при этом не говорит. И составляет свой описательный рассказ. Это девочка (мальчик, волосы (тёмные, светлые, во что одет (перечислить название одежды и её цвет). Дети так же с удовольствием играют в дидактические игры «Магазин одежды», «Куклы собираются в отпуск» (какие летние вещи они с собой возьмут?

В перерыве между занятиями, или после сна можно использовать и другие игры. «Разговор красок» Подношу цветные карандаши к уху. Наши цветные карандаши заговорили. Угадайте, что они мне рассказали. Дети выбирают себе карандаши. У взрослого красный карандаш -КРАСНЫЙ – мак, флаг, помидор. Дальше по образцу рассказывают дети. Взрослый следит за правильностью ответов.

«Дикие и домашние животные» - детям предлагается закончить предложения названиями детёнышей. У волчицы появились, у медведицы родились, у белки родились, и т. д.

Всеми любимая игра «Чудесный мешочек». С закрытыми глазами дети нащупывают предмет затем предлагаю вынуть предмет из мешочка и составить рассказ (из чего сделано? Где растёт? Для чего применяют? Какую пользу приносит?

Так же детям нравятся игры «Добавлялки»

Ра-Ра – Ра - начинается … (игра)

Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары)

Ри-ри-ри - на ветках… (снегири)

Ло-ло-ло – на улице… (тепло)

«Ловушка» Взрослый предлагает детям «открыть ловушки», т. е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Ведущий дает задание детям: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются в зависимости от темы занятия по развитию речи.

«Поймай слог» Воспитатель «бросает» детям слог, а дети должны «превратить» его в слово. Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т. д.

Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, которую расставляют на стол, рассматривают и называют ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе.

Например:

• Вика, что ты делаешь?

• Умываюсь.

• Дима, что ты моешь?

• Лицо (руки).

• Чем мы моем руки, Миша?

• Водой (мылом).

• А какая у нас вода, Даня?

• Теплая (холодная).

• Марк, какое у тебя мыло?

• Душистое (туалетное, белое).

• Дети, чем будем вытираться?

• Полотенцем.

• Давайте скажем все по одному слову, какое у нас полотенце?

• Белое (мягкое, чистое, глаженое) и т. д.

Такие беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами.

Беседа с детьми в процессе режимных моментов обеспечивает прочность знаний, хорошее запоминание слов и новых, и ранее пройденных на занятиях логопеда по развитию речи.

Дежурство по столовой.

• Дети, сегодня у нас дежурные Лиза и Ваня. Они накрывают на стол, а вы послушайте нашу беседу.

• Лиза, какую посуд ты расставляешь?

• Тарелки.

• Куда ты ставишь тарелки?

• На стол.

Какие у тебя тарелки: глубокие или мелкие?

• Глубокие.

• Какой формы твои тарелки?

• Крупные.

• Какого цвета тарелки?

• Белые с рисунком.

• Из какого материала сделаны тарелки?

• Из фарфора.

• Сколько тарелок на одном столе?

• Две тарелки.

• Как ты их ставишь? Как с ними обращаешься?

• Ставлю осторожно.

• Почему нужно ставить их осторожно? Что с ними случается, когда они падают?

• Они бьются.

• Ваня, а что кладешь на стол ты?

• Ложки и вилки.

• С какой стороны от тарелки ты положишь эти приборы?

• Справа.

• В какой руке дети будут держать ложку?

• В правой руке.

• Скажи мне все, что можно сказать про ложку, какая она?

• Тяжелая, металлическая, блестящая и др.

• Что мы будем делать ложкой?

• Кушать (суп) и т. д.

Беседу с детьми можно продолжить, когда они сядут за столы, но еще не кушают:

• Дети, скажите разными словами, как мы должны сидеть за столом?

• Прямо (ровно).

• Тихо (спокойно).

• Как мы должны кушать?

• Бесшумно.

• Молча.

• С закрытым ртом и т. д.

Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым. Прогулки, дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении. Так, например, на прогулке предлагаю поиграть детям в игру"Пароход".

• Дети, сегодня мы будем играть в игру "Пароход". В этой игре есть разные роли капитан, штурман, моряки, пассажиры и др. Сегодня капитаном будет Рома. Когда мы будем подходить к пристани и отчаливать от нее, Рома будет давать сигнал — длинный гудок: "У-у-у!" Во время плавания мы будем вести беседу.

•. В какую игру мы играем, Вика?

• Пароход.

• Кто есть на нашем корабле? Ты кто,Никита?

• Я штурман.

• А ты,Рома? Я капитан.

• Вика, какую роль исполнять будешь ты? Роль врача. И т. д.

• Какие атрибуты тебе нужны,Рома?

• Мне нужен бинокль.

• А тебе, Никита.

• Мне — штурвал.

• Вика, что возьмешь ты?

• Медицинскую сумку.

• Что ты будешь делать, капитан, во время плавания?

• Давать сигнал.

• Что делают моряки на корабле?

• Работают.

• Чем занимается штурман Рома?

• Управляет (пароходом). И т. д.

• Итак, пароход причалил к пристани, капитан дает гудок.

• У-у-у!

• Дети, давайте выйдем на лужайку и соберем цветы.

(Дети отвечают на вопросы и выполняют действия).

• Какой цветок нашла ты, Лиза?

• Ромашку.

• Маша, что сорвала ты?

• Колокольчик.

• Какой цветок нюхаешь ты Максим?

• Василек.

• А он пахнет?

• Нет, не пахнет.

• Скажите, дети, что мы будем делать из цветов?

• Составлять букет.

• Плести венки.

• Кому мы можем подарить букет цветов?

• Маме (воспитателю и др.). И т. д.

• Дети, слышите? Наш пароход гудит.

• У-у-у!

• Куда мы должны вернуться?

• На пароход. И т. д.

На основе этой игры можно предложить поиграть в сюжетную игру ждём гостей. Дети называют необходимую для сервировки стола посуду, говорят, как правильно её расставить. Называют продукты питания, угощение для гостей и соответствующую посуду. Сахар в сахарнице, хлеб в хлебнице, масло в маслёнке, молоко в молочнике, фрукты в вазе, конфеты в конфетнице.

Так же на прогулке удобно будет провести игру «Пойми меня».Показываю детям красивую коробочку и говорю, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше я объясняю детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда воспитатель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом воспитатель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось логопеду. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку.

Так же можно предложить детям поиграть в игру «Найди себе пару».Взрослый делит детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного животного, а вторая – нескольких. Ребенок из первой команды говорит: “У меня кошка”. Ребёнок из другой – “У меня кошки”. Эти дети становятся рядом.

Игра «любопытный» - дети становятся в круг, ведущий – «любопытный» называет букву с которой должны начинаться ответы. Затем он обращается к ребёнку и задаёт короткие вопросы, типа «Кто?», «Куда?», «Когда», «Зачем?». Например, объявлена буква «Ш.». Ответы могут выть следующими: шапка, шла, шумным днём, шашлык кушать.

На прогулке я всегда провожу наблюдения за живой и не живой природой. После нескольких наблюдений я предлагаю детям составить или придумать сказку, рассказ про объект наблюдения. Так например, мы наблюдали за ручейком в дневную, вечернюю прогулку рисовали его, читали стихи и рассказы про него. После этого я предложила детям составить сказку про весёлого ручейка. И такие сказки рассказы дети могут составлять про солнышко, про голубя, про первый появившийся цветок, про одинокую сосульку, про гусеницу, бабочку и т. д.

Так же я использую в своей работе игры предлагающие пофантазировать на такие темы, как: «Если бы я был волшебником то…», «Если бы я стал невидимым то …» «Если весна не наступит никогда то…», «Что было бы, если я умел летать?» и т. д.

Выйдя с детьми на прогулку предлагаю вспомнить названия весенних (осенних, зимних, летних) месяцев. Наши дети знают, что у каждого слова есть слова – родственники, даю задание – подобрать родственные слова к словам (весна, дождь, снег, зима и т. д.). Подберите слова к слову «весенний» (ручей, дождь, цветок, лес и т. д.) Подберите слова к слову «осеннее» (облако, солнце, небо, утро, настроение и т. д.) Предлагаю детям подобрать противоположные по смыслу слова. Зима ушла, а весна, зама холодная, а весна, зимой надевают шубы, а весной, зимой ветер злой, а весной….

Хороши в работе игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов, потешек, песенок поскольку движения пальцами, кистями рук так же благотворно влияют на развитие речи. Игры с пальчикамисоздают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи кроме того, народная потешка является прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалогах. Так в утренний приём я использую игру «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного среднего безымянного и мизинчика.

«Пальчик – мальчик» Взрослый показывает большой палец Пальчик – мальчик где ты был? Правой руки и говорит, обращаясь к нему.

С этим братцем – в лес ходил. Прикасаясь кончиком большого пальца

С этим братцем - щи варил. Поочерёдно к кончикам всех остальных

С этим братцем – кашу ел. Пальцев, начиная с указательного.

С этим братцем - песни пел.

Во время одевания на прогулку предлагаю поиграть в игру «Домик» - Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять. В домик спрятались опять. И т. д.

На прогулке играем с детьми в игру «Птички» - Птички летали, крыльями махали, на деревья сели, вместе отдыхали. «В гости», «Вышли пальчики гулять» и т. д.

При выполнении каждой игры нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой так и левой рукой.

Благодатными для развития речи оказываются все режимные моменты, но особое место среди них занимает время вечерней коррекционной работы по заданию логопеда, которое обязательно должно быть продуктивно использовано. Предлагаемый логопедом материал является особенно важным для ребенка именно в тот момент, когда речь идет, к примеру, об автоматизации поставленного звука, либо несет функцию подготовки к предстоящему логопедическому занятию.

Примером этой работы служат такие задания как: развитие фонетико – фонематических процессов, а именно такие игры как «Поймай звук», «Хлопай не зевай», «Назови первый, последний звуки» и т. д.

Развитие лексико – грамматический процессов, для этого я использую следующие игры «Назови ласково», «Исправь ошибку», «Подбери слова», «Скажи наоборот», Отгадай, что это».

Развитие связной речи для этого предлагаю детям чтение с последующим обсуждением произведений, заучивание и выразительное рассказывание стихов, рассматривание иллюстраций на различные темы и т. д.

В заключении хочу отметить, продуманное и хорошо организованное время детей в детском саду имеет большое значение в режиме дня. Вся работа по развитию речи должна быть подчинена главной задаче – подготовке к успешному обучению в школе и успех в этой работе может быть достигнут только при тесном контакте педагогов, родителей и логопеда.

Публикации по теме:

Особенности развития речи детей раннего возраста Особенности развития речи детей раннего возраста Второй год жизни – это пора становления и быстрого совершенствования речи. Осваивая родную.

Нетрадиционные приемы повышения эффективности логопедической работы для развития связной речи у детей с речевыми патологиями Цель проекта: Разработка модели коррекционной работы по развитию речи с детьми 5-7 лет на основе идеи комплексирования занятий по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная деятельность по развитию речи дошкольников, осуществляемая в ходе режимных моментов
Опубликовано: 10 апреля 2013 в 10:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД