Елена Маркова
«Обучая — играем, играя — обучаем!» Игры по формированию начальных основ безопасного поведения на дороге и в транспорте
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с детьми дошкольного возраста по формированию начальных основ безопасного поведения на дороге и в транспорте используются различные игры : ролевые, развивающие, моторные, игры-тренинги. Каждый из видов игр имеет свое значение. В моторных играх дети упражняются в координировании движений своего тела. Ролевые игры выступают своеобразным средством ориентации ребенка в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых. развивающие игры способствуют развитию таких необходимых для ориентации в дорожной среде процессов, как восприятие, внимание, мышление, память. Дети учатся ориентироваться во времени, пространстве, расстоянии. Игры-тренинги помогают в закреплении полученных знаний и навыков и доведении их до автоматизма.
Публикация «„Обучая — играем, играя — обучаем!“ Игры по формированию начальных основ безопасного поведения на дороге и в транспорте» размещена в разделах
- Игры для детей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
Вашему вниманию представлены игры по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и, способствующие развитию у дошкольников необходимых психических процессов.
Упражнения на развитие глазомера
«Больше - меньше»
Ход. Воспитатель предлагает сказать, что больше, а что меньше. Например, грузовик больше маршрутного такси. Дом больше остановки. Человек меньше остановки.
«Дальше – ближе».
Ход. Воспитатель предлагает сказать, что находится ближе, а что дальше. Например, Остановка находится к нам ближе, чем магазин.
Упражнение на развитие бокового зрения
«Что ты видишь?»
Ход. Воспитатель предлагает посмотреть только глазами налево, направо и назвать предметы, которые увидел ребенок.
Игра - инсценировка «Пассажиры в транспорте»
Разыгрывание ситуаций различного поведения пассажиров в транспорте.
Цель. Закрепить правила безопасного поведения во время ожидания автобуса и во время пользования транспортным средством.
Ход. Воспитатель предлагает детям разыграть короткие сценки поведения пассажиров на остановке и в автобусе. Дети совместно с воспитателем договариваются о действиях и диалогах, которые будут разыграны. После того, как ситуация разыграна, зрители должны указать, какие правила нарушили пассажиры, какие последствия это может повлечь.
Игры – моделирование ситуаций
«Мы играем во дворе»
Цель. Учить видеть и избегать опасных ситуаций.
Ход. Воспитатель предлагает рассмотреть и обсудить следующие ситуации:
Ты играешь с мячом на футбольном поле. Во двор въезжают и выезжают машины.
Ты катаешься на велосипеде, самокате, роликах. Во дворе много машин.
Ты решил сходить домой за другой игрушкой. Почему необходимо быть внимательным?
Мама зовет обедать. На что ты обратишь внимание, выходя с игровой площадки.
Дети играют в прятки. Чего им следует опасаться?
Дети играют в догонялки. Какая опасность может им грозить?
«Что изменилось?»
Цель. Развитие произвольного внимания, наблюдательности, умения понятно строить свой ответ.
Ход. Дети создают дорожно – транспортную ситуацию на макете города: по проезжей части едут машины, «пешеходы» переходят дорогу, идут по тротуару и т. д. Затем все играющие, кроме ведущего, закрывают глаза. Ведущий переставляет игрушки на макете. Игроки по команде ведущего открывают глаза и называют, что изменилось.
«Не зевай»
Цель. Развитие слухового внимания, быстроты переключения и распределения внимания.
Ход. Детям называют различные слова, обозначающие транспорт, либо дорожные знаки. Дети должны по договоренности отреагировать на определенные слова: хлопнуть в ладоши, когда услышат название дорожного знака в ряду слов, обозначающих транспорт или встать, когда услышат слово «пешеход».
Дополнение. Серия слов может меняться.
«Слушай – запоминай»
Цель. Закрепление правил поведения в транспортном средстве. Развитие внимания, памяти, речи, мышления.
Ход. Участвует группа детей. Ведущий передает жезл игроку, в ответ надо знать правило поведения пешехода на улице, либо дорожный знак. За правильный ответ – фишка. Жезл передается следующему игроку. Победитель определяется по количеству полученных фишек.
«Кто больше увидит?»
Цель. Развитие произвольного внимания, наблюдательности.
Ход. Дети рассматривают картину с изображением дорожной ситуации.
По окончании рассматривания педагог закрывает картину и предлагает детям назвать, что они увидели.
«Снежный ком»
Цель. Развитие памяти, мышления.
Ход. Играют несколько человек. Первый играющий называет любое слово по дорожной тематике (светофор, пешеход, тротуар и т. д.). Второй играющий повторяет названное слово и добавляет к нему свое. Следующий повторяет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т. д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
«Пары слов»
Цель. Развитие мышления, закрепление представлений об улицах города, участниках дорожного движения.
Ход. Педагог называет слово, дети подбирают к нему логическую пару.
Пешеход – тротуар; светофор – водитель; пассажир – автобус; велосипедная дорожка – велосипедист; проезжая часть – автомобиль; пешеходный переход – пешеход; транспорт – водитель; остановка – автобус; водитель – автомобиль; дорожный знак – пешеход и т. п.
«Запомни картинки»
Цель. Развитие произвольного внимания.
Ход. Для игры необходимы 10 – 12 картинок с изображением дорожных знаков. На каждой картинке изображен один знак. Играющие рассматривают картинки 2 – 3 минуты, потом картинки убираются, и все называют те картинки, которые они запомнили. Можно называть по очереди по одной картинке.
Дополнение. Картинки могут быть любой другой тематики: «Транспорт», «Пешеходы» и т. д.
Игры – тренинги
«В автобусе»
Цель. Закрепить представления о правилах безопасного поведения в общественном транспорте.
«В автобусе нет свободных мест. Что делать Маше?»
«Вова вышел из автобуса. Как ему перейти дорогу?»
«Дима вышел на остановке. С какой стороны автобуса ему переходить дорогу?»
«Костя едет с тренировки домой. Куда ему поставить большую спортивную сумку?»
«Аня сидит на сиденье. В автобус заходит женщина с маленьким ребенком на руках. Как поступить Ане?»
«Катя не успела доесть мороженое. Подходит автобус. Что делать Кате?»
«Петя занял место в автобусе рядом с водителем. Вдруг у Пети звонит телефон. Как вести себя Пете?»
«В автобусе много пассажиров. Надя стоит далеко от выхода. Как ей поступить?»
«Саша вышел из автобуса. На проезжей части большой поток машин. Что делать Саше?»
«Я перехожу дорогу»
Цель. Закрепить правила безопасного пересечения проезжей части.
«На какой сигнал светофора ты переходишь дорогу?»
«Когда переходишь дорогу, в какую сторону сначала надо посмотреть?»
«Назови запрещающий сигнал светофора»
«Какой знак обозначает, что в этом месте можно переходить дорогу?»
«Назови безопасные места пересечения проезжей части»
«Что означает мигающий сигнал светофора?»
«Что такое зебра?»
«Как перейти дорогу, если у тебя санки?»
«Для чего нужен островок безопасности?»
«Горит красный сигнал светофора. Машин нет. Как поступить пешеходу?»
«Ты катаешься на велосипеде. Тебе надо перейти дорогу. Как поступить?»
Моторные игры
«К своим знакам»
Цель. Развитие внимания, умения действовать по сигналу, быстроты реакции.
Ход. Играющие делятся на три группы. Каждая группа становится в круг, в центре которого находится игрок с изображением дорожного знака. По первому сигналу воспитателя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с дорожными знаками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают, закрывают глаза, а игроки со знаками переходят на другие места. По команде воспитателя «К своим знакам» дети открывают глаза и бегут к своим знакам, стараясь первыми построиться в круг. Выигрывают те, кто первыми построились в круг.
«Найди свое место»
Цель. Ориентировка в пространстве, ориентировка от других, от себя.
Ход. Дети становятся в шеренгу. Ведущий игрок дает задание: «Саша, пройди и встань справа от светофора», «Настя встань слева от Саши», «Дима, встань справа от грузовика», «Варя, встань позади дома» и т. д.
Дополнение. Игра проводится с использованием дорожных атрибутов и транспортных игрушек.
«Что слева, что позади»
Цель. Ориентировка в пространстве, от себя.
Ход. Ребенок стоит в центре группы, вокруг него размещены предметы. Ведущий просит ответить, что находится справа, позади, впереди. Затем ребенка просят повернуться и сказать, что находится справа, позади и т. д.
Дополнение. Игра может проводиться на участке детского сада.
«Право – лево»
Цель. Развитие внимания, ориентировки в пространстве.
Ход. Дети с обручами образуют круг, обручи кладут на пол, становятся в обруч. По сигналу воспитателя, стоя в обруче, выполняют указанные движения (прыжки, шаги и т. д., по голосовому сигналу «вправо». Или «влево» дети одновременно перепрыгивают в соседний обруч.
Дополнение. Вместо голосового сигнала можно использовать сигнальные карты.
«Кто что увидел»
Цель. Закрепить представления об улице. Развивать память, мышление, речь.
Ход. Дети встают полукругом. Воспитатель бросает мяч и задает вопрос: «Что ты увидел на улице?». Ребенок возвращает мяч и отвечает на вопрос. Например, «Я увидел на улице дома» и т. д. Мяч бросают поочередно каждому ребенку.
Дополнение. Игра может проводиться на улице.
«Что находится с этой стороны»
Цель. Развитие сосредоточенности, устойчивости внимания, ориентировки в пространстве. Активизация словаря: проезжая часть, тротуар, автомобили, транспорт, пешеходы, дорожные знаки, перекрестки.
Ход. Воспитатель предлагает посмотреть сначала в одну сторону и назвать, что увидел ребенок, затем в другую сторону.
Дополнение. Игра проводится на улице.